Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_logoritmika.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №81 Центрального района Санкт-Петербурга
Мастер-класс
для педагогов
Тема: «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
С использованием технологий:
Информационно-коммуникативные технологии:
Компьютерная презентация
Коррекционные технологии:
технологии музыкального воздействия, речь с движением;
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие
Проводит: Ионова Ольга Васильевна,
старший воспитатель
первая квалификационная категория
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники: музыкальный руководитель, воспитатели старшего дошкольного возраста.
Цель мастер-класса:
Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации. Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
Активизация мышление и познавательной активности: формирование потребности думать, мыслить, рассуждать... Развитие потребности в осознании своей значимости и неповторимости.
Формирование позитивного и комфортного настроя участие в любом виде детской деятельности.
Виды детской деятельности: игровая проблемная ситуация, импровизации; логоритмические упражнения, просмотр презентации
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники: музыкальный руководитель, воспитатели старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в ООД, с использованием логоритмики.
Развивающие задачи :
Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
Развитие свободного общения и освоение всех компонентов устной речи;
Развитие внимания, усидчивости.
Воспитательные задачи:
Создание условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми
Коррекционные задачи:
Выработка четких координированных движений под музыку во взаимосвязи с речью;
Развитие мелодико - интонационных и просодических компонентов;
Развитие творческой фантазии и воображения;
Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
План проведения:
- Сообщение. «Актуальность использования данной методики».
- Практическая часть.
- Коммуникативный танец "Здравствуй друг!"
- Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна.
- Весёлая распевка.
- Упражнение "Веселые человечки".
- Упражнение "Куклы- марионетки".
- Упражнение "Рыбки- подружки".
- Поэтическое музицирование "Ночь".
- Игра "Найди строчку".
- Рефлексия. "Поймай ритм".
Оборудование:
— музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен;
— фонарики с красными и синими стеклами;
— магнитофон, фонограммы шумов;
— образцы ритмических рисунков к стихотворению;
— картинки с изображением предметов для определения первых звуков в слове;
— музыкальные композиции
Актуальность.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
Особое место для профилактики нарушений речи в старшем возрасте занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
На логоритмических занятиях можно использовать песни, сопровождаемые жестами, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые, пальчиковые, коммуникативные и музыкальные игры; упражнения для развития крупной и мелкой моторики, на развитие чувства ритма или внимания; ритмические игры с музыкальными инструментами.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Логопед сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Практическая часть:
Старший воспитатель:
Коллеги, я предлагаю вам станцевать со мной коммуникативный танец, который поможет нам расслабиться и получить удовольствие от общения и занятия.
Коммуникативный танец "Здравствуй друг!"
Я здороваюсь везде, дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю,
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, легкий ветерок.
Здравствуй, утро, здравствуй день.
Мне здороваться не лень.
Старший воспитатель:
Собрались мы все вокруг,
Слева друг и справа друг,
По дорожке мы пойдём
И себе дружка найдём.
Зашагали ножки, прямо по дорожке,
Весело гуляли, друга повстречали.
Здравствуй, здравствуй, милый друг.
Ты посмотри вокруг.
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Старший воспитатель:
А теперь все руки в бок,
Вправо- влево поворот,
Весело поскачем,
Не можем мы иначе.
Танцевальная фантазия "Пигмалион"
Старший воспитатель:
Уважаемые коллеги, сейчас я буду рассказывать притчу, а Вы будете выполнять движения, соответствующие словам притчи.
Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство.
Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.
… Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.
Веселая распевка.
Ас, ас, ас, ас- ах как весело у нас.
Ус, ус, ус, ус- выбирай игру на вкус.
Ос, ос, ос, ос- мчится быстрый паровоз.
Ис, ис, ис, ис- а теперь поём на бис.
Упражнение «Сказочные человечки».
Старший воспитатель:
Уважаемые коллеги, сейчас я включу музыку, а Вы будете двигаться ритмично и выполнять движения, изображая кукол – марионеток.
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как «Буратино» двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) «Мальвина» - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
Упражнение - релаксация «Куклы-марионетки»
Старший воспитатель:
Я сейчас возьму воображаемые ножницы и буду отрезать по одной воображаемой ниточке, которые прикреплены к крестовине куклы - марионетки.
Старший воспитатель:
Данное упражнение позволяет формировать у детей умение расслаблять мышцы при гипотонусе.
Упражнение на пластику «Рыбки».
Старший воспитатель:
: Уважаемые коллеги, встаньте, пожалуйста, по кругу, обе руки за спиной. Повторяйте за мной движения.
Учитель – логопед: Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку (кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой).
Поплыла в одну сторону, поплыла в другую (кисть двигается то в одну, то в другую сторону).
Поплыла вверх, поплыла вниз (кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз).
Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик (рука, плавно изгибаясь, отводится за спину), удивляясь и сердито бормоча себе под нос:
Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»
Ход: Участники тихо и быстро произносят «П-П-П-П…»
Учитель – логопед: Данное комплекс упражнений позволяет ребёнку - дошкольнику соотносить речь с движениями.
Поэтическое музицирование «Ночь».
Старший воспитатель:
Уважаемые коллеги, сейчас я буду читать небольшие двустишия, в конце которых буду указывать на инструмент находящийся у Вас в руках. Вы не останавливаетесь и продолжаете играть на своём музыкальном инструменте до конца всего упражнения.
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!». (звенит колокольчик)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (кастаньеты)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)
5. А пока спал рыжий кот, мыши грызли бутерброд. (маракасы)
Учитель – логопед: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой). Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Игра "Найди строчку"
Старший воспитатель:
Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто:
Нет! Напрасно мы решили
Прокатить…
Педагоги: …кота в машине.
Старший воспитатель:
Кот кататься не привык, …
Педагоги: …Опрокинул грузовик.
Старший воспитатель:
На магнитной доске расположены строки из этого стихотворения, записанные знаками. Горизонтальные черточки обозначают слабые, безударные слоги. Вертикальные — сильные, ударные слоги. Строчки перемешались. Вам предлагается узнать, где находится первая строчка, вторая и восстановить правильную схему стихотворения.
Правильный ответ будет выглядеть так:
Чтобы «схватить» чередование ударных и неударных слогов, можно прохлопывать текст различными способами. Например: слабый слог — шлепок по коленям, сильный — хлопок руками перед собой.
Участники мастер-класса прохлопывают стихотворение предложенным способом. Сначала прохлопывание сопровождается произнесением текста, потом текст проговаривается про себя.
Можно предложить педагогам придумать свои способы прохлопывания текста.
Рефлексия «Поймай ритм».
Старший воспитатель:
Для музыкального произведения можно создать ритмическое сопровождение.
Вам предлагается музыкальная композиция группы «Chilly» «We are the popkings».
Предлагаем вам с помощью упражнений создать такой ритмический рисунок:
Топаем левой ногой один раз.
Топаем правой ногой один раз.
Три быстрых хлопка по коленям.
Один хлопок влево, один хлопок вправо.
Давайте свяжем движения с музыкой.
Исполняется ритмическая композиция под заданную мелодию.
Разучиваем другую комбинацию:
Три коротких притопа.
Еще один — в сторону.
Два хлопка по коленям.
Три прихлопа.
Два хлопка.
Исполняется ритмическая композиция под музыку
Следующий ритмический рисунок вы придумаете сами. Включаем музыку группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"
Мастер - класс для педагогов и родителей...
Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»
Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...
Логоритмика в повседневной жизни детского сада
В последние годы ,к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим встаёт вопрос о введении логоритмических упражнений с более раннего возраста не толь...
Мастер -класс "Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"
В ДОУ актуальна проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением речи. Цель мое...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:- познакомить участников маст...
Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....
Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приё...