Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ионова Ольга Васильевна

Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_logoritmika.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81 Центрального района Санкт-Петербурга

Мастер-класс

для педагогов

Тема: «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

С использованием технологий:

Информационно-коммуникативные технологии:

 Компьютерная презентация

Коррекционные технологии:

технологии музыкального воздействия, речь с движением;

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие

Проводит: Ионова Ольга Васильевна,

старший воспитатель

первая квалификационная категория

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: музыкальный руководитель, воспитатели старшего дошкольного возраста. 

Цель мастер-класса:

Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации. Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

Активизация мышление и познавательной активности: формирование потребности думать, мыслить, рассуждать... Развитие потребности в осознании своей значимости и неповторимости.

Формирование позитивного и комфортного настроя участие в любом виде детской деятельности.

Виды детской деятельности: игровая проблемная ситуация, импровизации; логоритмические упражнения, просмотр презентации

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: музыкальный руководитель, воспитатели старшего дошкольного возраста. 

   

 Образовательные задачи:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в ООД,  с использованием логоритмики.

Развивающие задачи :

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Развитие свободного общения и освоение всех компонентов устной речи;

Развитие внимания, усидчивости.

Воспитательные задачи:

Создание условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми

Коррекционные задачи:

Выработка четких координированных движений под музыку во взаимосвязи с речью;

Развитие мелодико - интонационных и просодических компонентов;

Развитие творческой фантазии и воображения;

Развитие слухового внимания и зрительной памяти;

План проведения:

  1. Сообщение. «Актуальность использования данной методики».
  2. Практическая часть.
  • Коммуникативный танец "Здравствуй друг!"
  • Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна.
  • Весёлая распевка.
  • Упражнение "Веселые человечки".
  • Упражнение "Куклы- марионетки".
  • Упражнение "Рыбки- подружки".
  • Поэтическое музицирование "Ночь".
  • Игра "Найди строчку".
  • Рефлексия. "Поймай ритм".

Оборудование:

— музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен; 
— фонарики с красными и синими стеклами; 
— магнитофон, фонограммы шумов; 
— образцы ритмических рисунков к стихотворению;
— картинки с изображением предметов для определения первых звуков в слове; 
— музыкальные композиции

Актуальность.

             В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

            Особое  место для профилактики нарушений речи в старшем возрасте занимают музыкальные игры, пение  и движения под музыку. Это связано с  тем, что музыка  воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу  ребёнка. На положительных реакциях дети  лучше и  быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

  На логоритмических занятиях можно использовать песни, сопровождаемые жестами, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые, пальчиковые, коммуникативные  и музыкальные игры; упражнения для развития крупной и мелкой  моторики, на развитие чувства ритма или внимания; ритмические игры с  музыкальными инструментами.

  Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

  Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Логопед сочетает музыку, речь и движения, воспитатель  продолжает эту  работу на речевых  занятиях и в  игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

                Практическая часть:

Старший воспитатель:

 Коллеги, я предлагаю вам станцевать со мной коммуникативный танец, который поможет нам расслабиться и получить удовольствие от общения и занятия.

Коммуникативный танец "Здравствуй друг!"

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже  здравствуй, говорю,

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, легкий  ветерок.

Здравствуй, утро, здравствуй  день.

Мне здороваться  не лень.

Старший воспитатель:

                 Собрались мы все  вокруг,

                 Слева  друг и справа друг,

                 По дорожке мы пойдём

                 И себе дружка  найдём.

Зашагали ножки, прямо по дорожке,

Весело  гуляли, друга повстречали.

Здравствуй, здравствуй, милый  друг.

Ты  посмотри  вокруг.

Ты мне просто  улыбнись, крепко обнимись.

Старший воспитатель:

                А теперь все  руки в бок,

                 Вправо- влево поворот,

                 Весело поскачем,

                 Не можем мы иначе.

Танцевальная фантазия "Пигмалион"

Старший воспитатель:

Уважаемые коллеги, сейчас я буду  рассказывать притчу, а Вы  будете  выполнять движения, соответствующие словам притчи.

Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство. 
Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца. 
… Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих  позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.
 

Веселая распевка.

Ас, ас, ас, ас- ах как весело у  нас.

Ус, ус, ус, ус- выбирай  игру  на вкус.

Ос, ос, ос, ос- мчится быстрый паровоз.

Ис, ис, ис, ис- а теперь  поём на бис.

Упражнение «Сказочные человечки».

Старший воспитатель:

Уважаемые коллеги, сейчас я включу музыку,  а Вы  будете  двигаться ритмично и  выполнять движения, изображая кукол – марионеток.

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как «Буратино»   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) «Мальвина» - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

Упражнение - релаксация  «Куклы-марионетки»

Старший воспитатель:

Я сейчас возьму воображаемые  ножницы и  буду  отрезать по   одной  воображаемой ниточке, которые прикреплены к крестовине куклы - марионетки.

Старший воспитатель:

Данное упражнение  позволяет  формировать  у детей умение расслаблять мышцы при гипотонусе.

Упражнение на пластику «Рыбки».

Старший воспитатель:

: Уважаемые коллеги, встаньте, пожалуйста, по кругу,  обе руки за спиной. Повторяйте за мной движения.

 Учитель – логопед:  Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку (кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой).

 Поплыла в одну сторону, поплыла в другую (кисть двигается то в одну, то в другую сторону).

Поплыла вверх, поплыла вниз (кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз). 

Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик (рука, плавно изгибаясь, отводится за спину), удивляясь и сердито бормоча себе под нос:

Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»

Ход: Участники  тихо и быстро произносят «П-П-П-П…»

Учитель – логопед: Данное  комплекс упражнений позволяет ребёнку - дошкольнику  соотносить речь с движениями.

Поэтическое музицирование «Ночь».

Старший воспитатель:

Уважаемые коллеги, сейчас я буду читать небольшие двустишия, в конце которых  буду указывать на инструмент находящийся у Вас в руках.  Вы  не останавливаетесь и продолжаете играть на своём  музыкальном   инструменте до конца всего упражнения.

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!». (звенит   колокольчик)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (кастаньеты)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)

5.  А пока спал рыжий кот, мыши  грызли бутерброд. (маракасы)  

Учитель – логопед: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой). Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Игра "Найди строчку"

Старший воспитатель:

Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто:

Нет! Напрасно мы решили

Прокатить…

Педагоги: …кота в машине.

Старший воспитатель:

Кот кататься не привык, …

Педагоги: …Опрокинул грузовик.

Старший воспитатель:

На магнитной доске расположены строки из этого стихотворения, записанные знаками. Горизонтальные черточки обозначают слабые, безударные слоги. Вертикальные — сильные, ударные слоги. Строчки перемешались. Вам предлагается узнать, где находится первая строчка, вторая и восстановить правильную схему стихотворения.

Правильный ответ будет выглядеть так:

http://dob.1september.ru/2007/20/9.gif

Чтобы «схватить» чередование ударных и неударных слогов, можно прохлопывать текст различными способами. Например: слабый слог — шлепок по коленям, сильный — хлопок руками перед собой.

Участники мастер-класса прохлопывают стихотворение предложенным способом. Сначала прохлопывание сопровождается произнесением текста, потом текст проговаривается про себя.

Можно предложить педагогам придумать свои способы прохлопывания текста.

Рефлексия «Поймай ритм».

Старший воспитатель:

Для музыкального произведения можно создать ритмическое сопровождение.

Вам предлагается музыкальная композиция группы «Chilly» «We are the popkings».

Предлагаем вам с помощью упражнений создать такой ритмический рисунок:

Топаем левой ногой один раз.
Топаем правой ногой один раз.
Три быстрых хлопка по коленям.
Один хлопок влево, один хлопок вправо.

Давайте свяжем движения с музыкой.

Исполняется ритмическая композиция под заданную мелодию.

Разучиваем другую комбинацию:

Три коротких притопа.
Еще один — в сторону.
Два хлопка по коленям.
Три прихлопа.
Два хлопка.

Исполняется ритмическая композиция под музыку

Следующий ритмический рисунок вы придумаете сами. Включаем музыку группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

Логоритмика в повседневной жизни детского сада

В последние годы ,к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим встаёт вопрос о введении  логоритмических упражнений с более раннего возраста не толь...

Мастер -класс "Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"

         В  ДОУ актуальна проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением речи. Цель мое...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»

Цель мастер-класса: Повышение уровня  профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:- познакомить участников маст...

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приё...