Публикации в сборниках
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Материалы для публикации в педагогических сборниках
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей
с нарушениями речи №78» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ
И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Теоретические и практические материалы зонального
семинара-практикума для учителей, учителей-логопедов, дефектологов, студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений
г.Нижнекамск, НМР РТ
Ноябрь, 2023 год
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Новикова Наталья Кузьминична, учитель-логопед, Абдуллина Зухра Искандаровна, воспитатель, Галимова Алсу Рамиловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 93 «Эллюки», г. Нижнекамск, НМР РТ
Тема. Предложение. Слово.
Цель: развитие навыков языкового анализа и синтеза, формирование навыка самоконтроля при письме.
Задачи: пополнить и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов; совершенствовать навык согласования слов в словосочетании и предложении; тренировать скоординированность движений с речью, чувство ритма, навык слогового анализа и синтеза,умение ориентироваться в схеме собственного тела; развивать словесно-логическое мышление.
Оборудование. Схема предложения, схема для составления синквейна, чёрно-белые предметные картинки, изображения перелётных птиц,доска Воскобовича, табличка-памятка для проверки предложения: Проверь написанное! |
Сколько слов в предложении? |
Все слова пиши отдельно. |
Первое слово в предложении пиши с большой буквы. |
В конце ставь точку. Ход занятия 1. Оргмомент Логопед предлагает детям самим назвать тему занятия, расставив слоги, записанные на доске, в правильном порядке: Е-ЛО-ЖЕ-ПРЕД-НИ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Актуализация знаний: Что мы знаем о предложении? -состоит из слов; -сообщает о чём-либо; -слова обязательно дружат между собой. Запись темы на доске: Предложение. Слово. 2. Вопросы к слову. Называние чёрно-белых картинок: кто это? что это? – птица, кошка, ель. Что мы назвали? (Слова). Что они обозначают? (Предметы). А теперь ответим на вопрос: что делает птица (кошка, ель)? Дети называют подходящие действия: летает,поёт, клюёт (зёрна)… (мяукает, царапается, охотится; стоит, растёт, зеленеет и т.д.) Что обозначают эти слова? (Они обозначают действия). Что у нас получилось, когда мы подобрали к словам-предметам подходящие действия? (Предложение). Давайте составим его схему (I __ ___.) 3. А теперь отгадайте загадку: Кто раскрасил рыжей краской все деревья в нашем парке? Проводил детишек в школу, а птиц – в дальнюю дорогу? (Осень) Назовите осенние месяцы. Какой сейчас месяц? |
Каких птиц проводила осень в дальнюю дорогу? Дети называют перелётных птиц, чётко проговаривая окончания: скворцов, аистов, ласточек, кукушек, стрижей, журавлей, диких уток и гусей…
4. Физминутка
Упражнение на общую моторику. Логопед стоит напротив детей и выполняет упражнение вместе с ними. Уточняется схема собственного тела и стоящего напротив. Встань со мною рядом, друг, мы проводим птиц на юг: аистов и журавлей, ласточек, скворцов, стрижей! Машем правою рукой, затем левою рукой, снова правою рукой, снова левою рукой… Смотрим им вослед и шепчем:«Ждём обратно вас весной!» | Повторяют стихи за логопедом, отхлопывая каждый слог; Считают птиц, загибая по очереди пальцы,на правой (левой) руке. Дети выполняют движения вместе с логопедом. Встают на носочки и тянутся вверх, плавно раскачивая поднятыми руками |
Что делает? Называются три слова-действия, характеризующие птицу, например, летает, вьёт (гнездо), шагает по болоту. Каждый называет одно слово и выкладывает соответствующую полоску с двумя линиями – третья строка.
Далее дети составляют предложение со словом аист и выкладывают его схему на четвёртой строке:«Аисты улетают на юг.» –I______ ______ _____ _____ .
На пятой строчке размещаются одна или несколько полосок, обозначающих слова, характеризующие тему синквейна, либо выражающие отношение к ней. Здесь хорошо отрабатывать обобщающие понятия – перелётная птица.
Синквейн со словом осень:
1. Осень.
2. Золотая, ранняя.
3. Наступает, радует, приходит.
4. Наступила золотая осень.
5. Время года.
6. Работа над предложением.
Вспомните, пожалуйста, какие предложения мы составили. ( Наступилазолотая осень. Аисты улетают на юг.)
Сколько слов в каждом предложении?
Назовите самое длинное (самое короткое) слово в первом предложении, во втором. Разделите слова на слоги. На какой слог падает ударение?
Отхлопайте предложения с выделением ударного слога (отхлопывается каждый слог с акцентом на ударных слогах – более сильным хлопком на ударный слог).
Повторите первое предложение (орфографическое проговаривание).
Повторите второе предложение (орфографическое проговаривание).
Запись предложений в тетрадях.
Проверка написанного с опорой на табличку-памятку.
Оценка работ.
7. Подведение итогов занятия.
Что мы делали на занятии?
– Называли слова-предметы, слова-признаки и слова-действия;
– Составляли предложения;
– Учились правильно говорить и писать.
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
«Игровая терапия для развития
коммуникативных навыков детей
и взаимодействия со сверстниками и взрослыми»
сборник материалов зонального семинара
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ «МИР НА ЛАДОШКАХ».
Новикова Наталья Кузьминична,
учитель- логопед, первой категории
Абдуллина Зухра Искандаовна,
воспитатель логопедической группы,
высшей категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 «Эллюки» НМР РТ
Пояснительная записка к дидактической игре:
Игра «Мир на ладошке» рекомендовано, для детей с тяжелым нарушение речи по ознакомлению и закреплению знаний об окружающем мире. Формировать у детей интерес к предметному и природному окружению. Расширение экологического мировоззрения.
Цель:
закрепление или отработка полученных знаний;
развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
тренировка усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
толерантного отношения к сверстникам, а также умения договариваться.
Задачи.
- обучающие:
закреплять знания о предметах и их классификации;
учить обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними;
закреплять названия пальцев на руках;
вырабатывать умение играть индивидуально и подгруппами.
- развивающие:
научить соотносить зрительный и слуховой образ слова означающие название предметов;
развивать внимание, слух и память;
развивать мелкую моторику;
развивать речь и пополнять словарный запас слов.
- воспитывающие:
воспитывать умение работать в коллективе
бережное отношение к материалу.
Ход игры:
1 вариант. Ребенок внимательно слушает стихотворение в чтение взрослого. Затем самостоятельно или с подсказками педагога воспроизводит
стихотворный текст, располагая на карточке – ладошке предметные картинки в заданной последовательности.
2 вариант. Воспитатель называет предмет и указывает название определенного пальца, ребенок выкладывает картинки.
Например, тема: «Продукты питания». Картинку «салат», положи на указательный палец.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
2. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112с.
3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группы детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112с.
4.Интернет ресурсы https://vk.com/logoclub63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"
Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезн...
Тезисы, принятые для публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции - 2015
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников на основе художественно-эстетической деятельности....
Публикация в сборнике
Публикация в сборнике регионального семинара-практикума...
Публикация в сборнике
Публикация в сборинке регионального семинарапрактикума...
Публикации в сборнике " Дополнительное образование в работе музыкальных руководителей"
"Домисолька"...
Публикация в сборнике "Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" 2012, 2014гг.
Определено содержание и эффективные методы работы по благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, трансляция опыта работы в рамках гендерной деятельности через публичные мер...
Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.
Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...