Публикации в сборниках
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Новикова Наталья Кузьминична

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей

с нарушениями речи №78» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ

И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Теоретические и практические материалы зонального

семинара-практикума для учителей, учителей-логопедов, дефектологов, студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений

г.Нижнекамск, НМР РТ

Ноябрь, 2023 год

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Новикова Наталья Кузьминична, учитель-логопед, Абдуллина Зухра Искандаровна, воспитатель, Галимова Алсу Рамиловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 93 «Эллюки», г. Нижнекамск, НМР РТ

Тема. Предложение. Слово.

Цель: развитие навыков языкового анализа и синтеза, формирование навыка самоконтроля при письме.

Задачи: пополнить и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов; совершенствовать навык согласования слов в словосочетании и предложении; тренировать скоординированность движений с речью, чувство ритма, навык слогового анализа и синтеза,умение ориентироваться в схеме собственного тела; развивать словесно-логическое мышление.

Оборудование. Схема предложения, схема для составления синквейна, чёрно-белые предметные картинки, изображения перелётных птиц,доска Воскобовича, табличка-памятка для проверки предложения: Проверь написанное!

Сколько слов в предложении?

Все слова пиши отдельно.

Первое слово в предложении пиши с большой буквы.

В конце ставь точку.

Ход занятия

1. Оргмомент

Логопед предлагает детям самим назвать тему занятия, расставив слоги, записанные на доске, в правильном порядке: Е-ЛО-ЖЕ-ПРЕД-НИ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Актуализация знаний: Что мы знаем о предложении?

-состоит из слов;

-сообщает о чём-либо;

-слова обязательно дружат между собой.

Запись темы на доске: Предложение. Слово.

2. Вопросы к слову. Называние чёрно-белых картинок: кто это? что это? – птица, кошка, ель.

Что мы назвали? (Слова). Что они обозначают? (Предметы).

А теперь ответим на вопрос: что делает птица (кошка, ель)?

Дети называют подходящие действия: летает,поёт, клюёт (зёрна)… (мяукает, царапается, охотится; стоит, растёт, зеленеет и т.д.)

Что обозначают эти слова? (Они обозначают действия).

Что у нас получилось, когда мы подобрали к словам-предметам подходящие действия? (Предложение). Давайте составим его схему (I __ ___.)

3. А теперь отгадайте загадку:

Кто раскрасил рыжей краской

все деревья в нашем парке?

Проводил детишек в школу,

а птиц – в дальнюю дорогу? (Осень)

Назовите осенние месяцы. Какой сейчас месяц?

Каких птиц проводила осень в дальнюю дорогу? Дети называют перелётных птиц, чётко проговаривая окончания: скворцов, аистов, ласточек, кукушек, стрижей, журавлей, диких уток и гусей…

4. Физминутка

Упражнение на общую моторику. Логопед стоит напротив детей и выполняет упражнение вместе с ними. Уточняется схема собственного тела и стоящего напротив. Встань со мною рядом, друг,

мы проводим птиц на юг:

аистов и журавлей,

ласточек, скворцов, стрижей!

Машем правою рукой,

затем левою рукой,

снова правою рукой,

снова левою рукой…

Смотрим им вослед и шепчем:«Ждём обратно вас весной!»

Повторяют стихи за логопедом, отхлопывая каждый слог;

Считают птиц, загибая по очереди пальцы,на правой (левой) руке.

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

Встают на носочки и тянутся вверх, плавно раскачивая поднятыми руками

Что делает? Называются три слова-действия, характеризующие птицу, например, летает, вьёт (гнездо), шагает по болоту. Каждый называет одно слово и выкладывает соответствующую полоску с двумя линиями – третья строка.

Далее дети составляют предложение со словом аист и выкладывают его схему на четвёртой строке:«Аисты улетают на юг.» –I______ ______ _____ _____ .

На пятой строчке размещаются одна или несколько полосок, обозначающих слова, характеризующие тему синквейна, либо выражающие отношение к ней. Здесь хорошо отрабатывать обобщающие понятия – перелётная птица.

Синквейн со словом осень:

1. Осень.

2. Золотая, ранняя.

3. Наступает, радует, приходит.

4. Наступила золотая осень.

5. Время года.

6. Работа над предложением.

Вспомните, пожалуйста, какие предложения мы составили. ( Наступилазолотая осень. Аисты улетают на юг.)

Сколько слов в каждом предложении?

Назовите самое длинное (самое короткое) слово в первом предложении, во втором. Разделите слова на слоги. На какой слог падает ударение?

Отхлопайте предложения с выделением ударного слога (отхлопывается каждый слог с акцентом на ударных слогах – более сильным хлопком на ударный слог).

Повторите первое предложение (орфографическое проговаривание).

Повторите второе предложение (орфографическое проговаривание).

Запись предложений в тетрадях.

Проверка написанного с опорой на табличку-памятку.

Оценка работ.

7. Подведение итогов занятия.

Что мы делали на занятии?

– Называли слова-предметы, слова-признаки и слова-действия;

– Составляли предложения;

– Учились правильно говорить и писать.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ

«Игровая терапия для развития

коммуникативных навыков детей

и взаимодействия со сверстниками и взрослыми»

сборник материалов зонального семинара

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ «МИР НА ЛАДОШКАХ».

Новикова Наталья Кузьминична,

учитель- логопед, первой категории

Абдуллина Зухра Искандаовна,

воспитатель логопедической группы,

высшей категории

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 «Эллюки» НМР РТ

Пояснительная записка к дидактической игре:

Игра «Мир на ладошке» рекомендовано, для детей с тяжелым нарушение речи по ознакомлению и закреплению знаний об окружающем мире. Формировать у детей интерес к предметному и природному окружению. Расширение экологического мировоззрения.

Цель:

 закрепление или отработка полученных знаний;

 развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;

 тренировка усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

 толерантного отношения к сверстникам, а также умения договариваться.

Задачи.

- обучающие:

 закреплять знания о предметах и их классификации;

 учить обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними;

 закреплять названия пальцев на руках;

 вырабатывать умение играть индивидуально и подгруппами.

- развивающие:

 научить соотносить зрительный и слуховой образ слова означающие название предметов;

 развивать внимание, слух и память;

 развивать мелкую моторику;

 развивать речь и пополнять словарный запас слов.

- воспитывающие:

 воспитывать умение работать в коллективе

 бережное отношение к материалу.

Ход игры:

1 вариант. Ребенок внимательно слушает стихотворение в чтение взрослого. Затем самостоятельно или с подсказками педагога воспроизводит

стихотворный текст, располагая на карточке – ладошке предметные картинки в заданной последовательности.

2 вариант. Воспитатель называет предмет и указывает название определенного пальца, ребенок выкладывает картинки.

Например, тема: «Продукты питания». Картинку «салат», положи на указательный палец.

Список использованной литературы:

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

2. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112с.

3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группы детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112с.

4.Интернет ресурсы https://vk.com/logoclub63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"

Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезн...

Тезисы, принятые для публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции - 2015

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников на основе  художественно-эстетической деятельности....

Публикация в сборнике

Публикация в сборнике регионального семинара-практикума...

Публикация в сборнике

Публикация в сборинке регионального семинарапрактикума...

Публикация в сборнике "Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" 2012, 2014гг.

Определено содержание и эффективные методы работы по благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, трансляция опыта работы в рамках гендерной деятельности через публичные мер...

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...