Консультация для родителей «Чистоговорка – дело нешуточное!»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Консультация для родителей

«Чистоговорка – дело нешуточное!»

Автор: Зюляева М. С., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

г. Козловка Чувашской Республики

Козловка - 2024

Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых.

Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Составитель известного словаря В. И. Даль  чистоговорку определяет так: "Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения". Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки  –  самые первые и близкие  его наставники и воспитатели.

Для чего  нужны чистоговорки?

Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи. Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания. 

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: "Са-са-са – идёт хитрая лиса". 

Виды заданий:

1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией:
- произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
- произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
- произносим тихо или громко;
- произносим в разном темпе (медленно или быстро);
- произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий: 
- Добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.

- Прошагаем по слогам: 
Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.

- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.

- Повторяем без ошибок: 
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.

- Поменяем звуки:
"л" на"р": Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар. 
"ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий: 
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.

- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

- Отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): 
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.

- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора. 
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

- Называем слова "ласково":
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. 
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса. 
Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Чистоговорки"

Чистоговорки - значит чисто говорить. Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста....

Консультация для родителей «Чистоговорки и скороговорки для детей 4-5 лет»

Это разработка неизвестного мне автора по работе с детьми 4-5 лет по автоматизации в речи сложных для произношения звуков.  Она будет полезна как воспитателям, так и родителям....

Консультация для родителей "Чистоговорки в воспитании звуковой культуры речи детей 5-6 лет"

Консультация для родитетей "Чистоговорки в воспитании звуковой культуры речи детей 5-6 лет"...

Консультация для родителей "Чистоговорки "

Материал  поможет родителям, познакомить  детей  с  жанром  фольклора,  развивать  у  детей   чёткую  дикцию....

Консультация для родителей: "Чистоговорка – дело не шуточное!"

В консультации знакомим родителей с чистоговоркой как способом развития связной речи детей....