Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Р’]
методическая разработка по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Р’]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_upr.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Р’]

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-7 минут. Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка, ни в коем случае не высказывайте недовольство, если что-то не получается. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

"Заборчик"Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

"Трубочка"Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

"Вкусное варенье"Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.                                              Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.                                                                           Методические указания.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

"Почистить верхние зубы"Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

"Лошадки"Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

"Маляр"Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.                                                                                Методические указания.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны .Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

"Грибок"Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).                                                                                                                                                                        Методические указания.Следить, чтобы губы были в положении улыбки.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться.При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

"Парус " Цель. Вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить яык за верхние зубы и подуть на язык.

Методические указания. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Цель: развитие артикуляционного аппарата для постановки звука Л....

артикуляционная гимнастика для звуков с-сь,з-зь.

артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков при стёртой форме дизартрии...

артикуляционная гимнастика для звуков р-рь

артикуляционная гимнастика способствует правильному произношению звуков....

Артикуляционная гимнастика для звуков [c,з,ц].

Артикуляционные упражнения....