"Звуковой анализ слова. Игры и упражнения"
материал по логопедии (подготовительная группа)

Брошюра-напоминалка о поэтапности звукового анализа на логопедических занятиях, игры и упражнения по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_zvukovoy_analiz_slova_igry_i_uprazhneniya.docx123.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проводить анализ слова

следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово по слогам.

(обычно хлопками).

3. Найди ударный слог.

Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.

4. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. Звук надо «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук акцентируется в составе целого слова.

5. Обозначь выделенный звук фишкой.

6. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Сколько слогов?

ИГРЫ

«Где спрятался звук».

Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнение, тренирующего внимание и память.

- Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова? 

Если в начале слова – дети хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – приседают.

Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка.

«Придумай слово».

Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.

Педагог предлагает придумать слова с заданным звуком. Например,
[р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к], что можно купить в магазине?», «
Перечисли  продукты, в названии которых есть звук [к] (калач, молоко, конфеты, напиток, сок, колбаса, бекон и т.д.).

«Скажи, как я».

В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.

Дети становятся в круг, педагог в центре с мячом. Педагог бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно педагогу и произносит слово точно так же. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?». Звуки выделяют не только в начале, но и в середине, и в конце слов.

Слова: Р-р-ручка, мы-ы-ыло, зима-а-а, к-к-кино, л-л-ласточка, ли-и-ист.

«Подбери слова к схеме».

Подбор готовых схем к заданным словам (изображениям на демонстрационном материале). Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова. 

1item_2447

https://abrakadabra.fun/uploads/posts/2022-02/1644441109_24-abrakadabra-fun-p-deti-na-prozrachnom-fone-38.jpg

Администрация г.о. Подольск

Московской области Комитет

по образованию администрации

г.о. Подольск

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 34»

Дошкольное отделение № 1

«ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ИГРЫ

И УПРАЖНЕНИЯ»

Подготовила учитель-логопед

Мостовая Т.М.

Г.о. Подольск

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Презентация "Игры по словесно – зрительному ознакомлению со словом, буквой и звуковым анализом слов!"

Дидактический материал: картинки, звуковые схемы, слоговые домики, буквы, условные обозначения звуков, картотека игр....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»...

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...

Картотека Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов

КартотекаИгры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов...

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)

Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...