ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Речевое развитие дошкольников с ТНР с использованием инновационной технологии Синквейн»
проект по логопедии (старшая группа)

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_proekt_sinkveyn.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 37 «Морячок»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Речевое развитие дошкольников с

ТНР с использованием инновационной технологии Синквейн»

                                                                       

Анализ ситуации и актуальность проблемы.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку),  маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Классический синквейн, несёт определенную эмоциональную окраску и характеризуется четким подсчетом слогов.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. И на сегодняшний день является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Общая научная концепция  использования методики создания нерифмованного стихотворения в работе с детьми старшего дошкольного возраста разработана Н.Д. Душкой.

Правил составления синквейна.

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.

 Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Изучив литературу по вопросам использования инновационных технологий в логопедической практике, пришла к выводу о разработке долгосрочного практико-ориентированного проекта.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта: повышение результативности работы по развитию речи с детьми группы компенсирующей направленности посредством целенаправленного применения методики сенквейн.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 

1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2. Выявить степень эффективности синквейна в коррекции речи дошкольников с ОНР.

При реализации цели и задач учитывать следующие принципы:

  1. Принцип наглядности – использование наглядного материала.
  2. Принцип системности – язык, как система взаимосвязанных между собой единиц (лексика, грамматика, синтаксис, фонетика).
  3. Принцип доступности – подбор доступного материала.
  4. Принцип опоры на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный).
  5. Принцип индивидуального подхода.
  6. Принцип развития языкового чутья («чувства языка») – в процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
  7. Принцип обеспечения активной речевой практики – язык усваивается в процессе его употребления.
  8. Принцип предупредительного подхода Р.Е. Левиной – обязательная подготовка детей к обучению грамоте.

Объектом является коррекционно-развивающая деятельность в группе компенсирующей направленности

Предметом является методика синквейн.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение методики синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности будет, способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- диагностика речевого развития детей;

- наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;

Условия реализации:

материальные (подбор методической литературы, изготовление игр, пособий);

педагогические (обязательный учёт содержания программы : «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищева»,   разработка и систематизация  конспектов НОД, упражнений, игр для детей, разработка мероприятий для педагогов и родителей)

Новизна  проекта заключается в признании:

- способности ребёнка к успешному саморазвитию и его права на самовыражение;

- в смене позиции педагога на координирующую (по отношению к деятельности дошкольника);

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние синквейна на преодоление ОНР у дошкольников.

Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной коррекции речи дошкольников с ОНР.

        Познавательная значимость состоит в том, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Ожидпемые результаты. Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:

Сформированность лексических представлений.

Дети будут иметь богатый словарный запас. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Свободно говорить на темы, выходящие за пределы видимой ситуации. Владеть предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливать частные и общие связи между ними.

Сформированность грамматического строя речи.

В результате коррекционной работы к концу обучения разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Сформированность связной речи.

Дети будут способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания будут включать называние объекта, его детали и качества.

Критерии оценки.

Для определения динамики речевого развития. Используется методика С.Е.Большаковой «Логопедическое обследование ребенка» и оценивается по

нескольким параметрам:

1. Состояние словаря:

 предметный словарь: чем, что либо делают, части предметов, обобщения, детеныши животных, профессии;

 словарь признаков: подбор прилагательных к существительным, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, антонимы;

 глагольный словарь: действия животных, действия людей, звукоподражания.

2. Грамматический строй речи: множественное число существительных именительный падеж, множественное число существительных родительный падеж, предлоги, согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными, уменьшительно-ласкательная форма, падежные конструкции.

3. Обследование связной речи: пересказ, рассказ-описание, сказки.

 

План реализации проекта

Формы,

методы

работы

Содержание работы

Результат

Сроки

I - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

Сбор теоретических и практических материалов.

Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта

Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта

Сентябрь

Разработка перспективного плана реализации проекта

Определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы.

План реализации проекта.

II - ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. 1. БЛОК – РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей группы компенсирующей направленности №12

Логопедическая

диагностика

Сентябрь

Уточнение, расширение и совершенствование словаря

по разным лексическим темам.

Разработка конспектов

Индивидуальная работа

Уточнение, расширение и обогащение предметного словаря.

Усвоение понятия «неодушевленный и одушевленный предмет».

Знакомство с графическим изображением слов-предметов живые и неживые.

Формирование умения ставить вопросы к слову-предмету: Что это? Кто это? Закрепление представления об обобщающих понятиях.

Оформление конспектов

Октябрь

Разработка конспектов

Индивидуальная работа

Уточнение, расширение и обогащение словаря признаков.

Знакомство с графическим изображением слова-признака (волнистая линия).

Формирование умения выделять в речи слов-признаков и согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Уточнение, расширение и обогащение словаря действий.

Знакомить с графическим изображением слова-действия (две параллельные, прямые линии).

Формирование умения выделять в речи слова-действия.

Обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе.

Формирование умения выделять в речи предлоги и понимать смысловые конструкции с ними.

Оформление конспектов

Октябрь

Разработка конспектов

Индивидуальная работа

Знакомство с понятием «предложение» и его структурой.

Формирование умения составлять простое предложение с опорой на схему и наоборот, составлять схему по данному предложению.

Закрепление понятия «предложение» и умение составлять предложение с опорой на схему и наоборот.

Оформление конспектов

Ноябрь

Создание нерифмованного стихотворения (синквейна)

Разработка конспектов

Индивидуальная работа

Знакомство детей с синквейном.

Объяснение правила его составления. Коллективное составление синквейна  «Зима» по вопросам логопеда, с опорой на графическую схему.

Коллективное составление синквейна с опорой на графическую схему на тему «Дикие животные зимой».

Коллективное составление синквейна с опорой на графическую схему на тему «Новый год».

(Приложение №1)

(Приложение №2)

(Приложение №3)

(Приложение №4)

(Приложение №5)

(Приложение №6)

(Приложение №7)

(Приложение №8)

Декабрь

Коррекция и совершенствование готового синквейна на тему «Мебель».

Коррекция и совершенствование готового синквейна на тему «Грузовой транспорт».

Январь

Коррекция и совершенствование готового синквейна на тему «Профессии».

Составление синквейна о героях сказки «Заюшкина избушка»

Работа в подгруппах.

Февраль

Составление синквейна  «Моя мама», «Моя бабушка».

Март

Составление синквейна по теме «Перелетные птицы. Ласточка».

Составление синквейна по теме «Насекомые».

Апрель

Составление синквейна по теме «Полевые цветы».

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей.

Логопедическая диагностика

Май

1.2. БЛОК – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация:

«Как развивать словарный запас ребёнка?»

Обогащение родительского опыта по развитию речи.

Оформление консультации

Ноябрь

Консультация:

 «Игры для развития грамматического строя речи»

Обогащение родительского опыта по развитию речи.

Оформление консультации

Ноябрь

3 БЛОК – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Выступление  «Инновационная технология  - синквейн»

Тематическое выступление для педагогов группы компенсирующей направленности №12

Оформление выступления. Создание презентации.

Сентябрь

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии синквейн в работе по развитию речи дошкольников»

Обучение педагогов составлять синквейны.

Оформление мастер-класса. Создание презентации.

Май

Задания, упражнения, игры для детей во время второй половины дня.

Подбор упражнений, игр для детей во время второй половины дня.

Тетрадь взаимосвязи.

В течении

всего периода.

III  - ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ

Анализ и корректировка.

Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями.

Оформление и описание хода и результатов проекта.

В конце учебного года.

Таблица 1

Критерии

Старшая группа

Подготовительная группа

О9.2012г.

05.2013г.

09.2013г.

05.2014г.

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Словарь

100%

_

_

11%

89%

_

11%

89%

_

_

33%

67%

Грамматический строй

речи

100%

_

_

11%

89%

_

11%

89%

_

_

44%

56%

Связная речь

100%

_

_

22%

78%

_

22%

78%

_

_

22%

78%

Итого:

100%

0%

0%

15%

85%

0%

15%

85%

0%

0%

33%

67%

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ЗА ПЕРИОД         09.2012г. –  05.2014г.

Условные обозначения:

н – низкий уровень развития

с – средний уровень развития

в – высокий уровень развития

Количество детей старшей группы –  9

Количество детей подготовительной группы – 9

Диаграмма

речевого развития  детей старшей группы

за период         09.2012г. –  05.2013г.

Диаграмма

речевого развития  детей подготовительной группы

за период         09.2013г. –  05.2014г.

Результаты и выводы.

В результате реализации данного образовательного проекта у детей группы компенсирующей направленности ОНР преодолено. Целенаправленное, систематическое применение методики синквейн в коррекционно-образовательном процессе  значительно повышает результативность работы. Показателями успешности реализации проекта являются данные мониторинга речевого развития детей  (Таблица 1).

Также дети научились:                                              

- самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы;

- использовать полученные навыки в практической деятельности;

- быть активными, проявлять интерес к учебной деятельности;

- адекватно реагировать на оценку своей деятельности;

В течение всего периода дети находились в творческом процессе, что помогло самовыражению детей. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал Виктор Федорович Шаталов. Дети гордились своими достижениями! Родители гордились своими детьми. А мы, педагоги гордились собой, глядя на достижения своих детей.

Таким образом, представленный проект направлен не только на развитие речи, но и на развитие творчества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

2. Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5

(2005).

3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».

4. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»

5. Терентьева Н. Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ)

7. Интернет ресурсы:

http://office.microsoft.com/templates/directdownload.aspx?AssetID=TC30007719

1049&Application=PP&Result=2&Version=12

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%

D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_ref-0

http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=606

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии синквейн

Развитие связной речи учащихся по теме «Времена года. Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей....

"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"

Опыт работы с детьми с использованием технологии " синквейн"...

«Использование инновационной технологии Синквейн» в речевом развитии дошкольников."

одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способст...

«Использование инновационной технологии синквейн в речевом развитии дошкольников» (Из опыта работы)

Существует множество методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является синквейн. Применение данного метода на занятиях...

Использование инновационной технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и прак...

Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников

Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованных стихотворений - синквейна, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует ра...