ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Речевое развитие дошкольников с ТНР с использованием инновационной технологии Синквейн»
проект по логопедии (старшая группа)
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_proekt_sinkveyn.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 37 «Морячок»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Речевое развитие дошкольников с
ТНР с использованием инновационной технологии Синквейн»
Анализ ситуации и актуальность проблемы.
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Классический синквейн, несёт определенную эмоциональную окраску и характеризуется четким подсчетом слогов.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. И на сегодняшний день является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Общая научная концепция использования методики создания нерифмованного стихотворения в работе с детьми старшего дошкольного возраста разработана Н.Д. Душкой.
Правил составления синквейна.
Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.
Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Изучив литературу по вопросам использования инновационных технологий в логопедической практике, пришла к выводу о разработке долгосрочного практико-ориентированного проекта.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта: повышение результативности работы по развитию речи с детьми группы компенсирующей направленности посредством целенаправленного применения методики сенквейн.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
2. Выявить степень эффективности синквейна в коррекции речи дошкольников с ОНР.
При реализации цели и задач учитывать следующие принципы:
- Принцип наглядности – использование наглядного материала.
- Принцип системности – язык, как система взаимосвязанных между собой единиц (лексика, грамматика, синтаксис, фонетика).
- Принцип доступности – подбор доступного материала.
- Принцип опоры на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный).
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип развития языкового чутья («чувства языка») – в процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
- Принцип обеспечения активной речевой практики – язык усваивается в процессе его употребления.
- Принцип предупредительного подхода Р.Е. Левиной – обязательная подготовка детей к обучению грамоте.
Объектом является коррекционно-развивающая деятельность в группе компенсирующей направленности
Предметом является методика синквейн.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение методики синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности будет, способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- диагностика речевого развития детей;
- наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;
Условия реализации:
материальные (подбор методической литературы, изготовление игр, пособий);
педагогические (обязательный учёт содержания программы : «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищева», разработка и систематизация конспектов НОД, упражнений, игр для детей, разработка мероприятий для педагогов и родителей)
Новизна проекта заключается в признании:
- способности ребёнка к успешному саморазвитию и его права на самовыражение;
- в смене позиции педагога на координирующую (по отношению к деятельности дошкольника);
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние синквейна на преодоление ОНР у дошкольников.
Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной коррекции речи дошкольников с ОНР.
Познавательная значимость состоит в том, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Ожидпемые результаты. Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:
Сформированность лексических представлений.
Дети будут иметь богатый словарный запас. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Свободно говорить на темы, выходящие за пределы видимой ситуации. Владеть предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливать частные и общие связи между ними.
Сформированность грамматического строя речи.
В результате коррекционной работы к концу обучения разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.
Сформированность связной речи.
Дети будут способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания будут включать называние объекта, его детали и качества.
Критерии оценки.
Для определения динамики речевого развития. Используется методика С.Е.Большаковой «Логопедическое обследование ребенка» и оценивается по
нескольким параметрам:
1. Состояние словаря:
предметный словарь: чем, что либо делают, части предметов, обобщения, детеныши животных, профессии;
словарь признаков: подбор прилагательных к существительным, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, антонимы;
глагольный словарь: действия животных, действия людей, звукоподражания.
2. Грамматический строй речи: множественное число существительных именительный падеж, множественное число существительных родительный падеж, предлоги, согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными, уменьшительно-ласкательная форма, падежные конструкции.
3. Обследование связной речи: пересказ, рассказ-описание, сказки.
План реализации проекта
Формы, методы работы | Содержание работы | Результат | Сроки |
I - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
Сбор теоретических и практических материалов. | Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта | Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта | Сентябрь |
Разработка перспективного плана реализации проекта | Определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы. | План реализации проекта. | |
II - ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||
1. 1. БЛОК – РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ | |||
Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей группы компенсирующей направленности №12 | Логопедическая диагностика | Сентябрь |
Уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим темам. | |||
Разработка конспектов Индивидуальная работа | Уточнение, расширение и обогащение предметного словаря. Усвоение понятия «неодушевленный и одушевленный предмет». Знакомство с графическим изображением слов-предметов живые и неживые. Формирование умения ставить вопросы к слову-предмету: Что это? Кто это? Закрепление представления об обобщающих понятиях. | Оформление конспектов | Октябрь |
Разработка конспектов Индивидуальная работа | Уточнение, расширение и обогащение словаря признаков. Знакомство с графическим изображением слова-признака (волнистая линия). Формирование умения выделять в речи слов-признаков и согласовывать слова в роде, числе и падеже. Уточнение, расширение и обогащение словаря действий. Знакомить с графическим изображением слова-действия (две параллельные, прямые линии). Формирование умения выделять в речи слова-действия. Обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе. Формирование умения выделять в речи предлоги и понимать смысловые конструкции с ними. | Оформление конспектов | Октябрь |
Разработка конспектов Индивидуальная работа | Знакомство с понятием «предложение» и его структурой. Формирование умения составлять простое предложение с опорой на схему и наоборот, составлять схему по данному предложению. Закрепление понятия «предложение» и умение составлять предложение с опорой на схему и наоборот. | Оформление конспектов | Ноябрь |
Создание нерифмованного стихотворения (синквейна) | |||
Разработка конспектов Индивидуальная работа | Знакомство детей с синквейном. Объяснение правила его составления. Коллективное составление синквейна «Зима» по вопросам логопеда, с опорой на графическую схему. Коллективное составление синквейна с опорой на графическую схему на тему «Дикие животные зимой». Коллективное составление синквейна с опорой на графическую схему на тему «Новый год». | (Приложение №1) (Приложение №2) (Приложение №3) (Приложение №4) (Приложение №5) (Приложение №6) (Приложение №7) (Приложение №8) | Декабрь |
Коррекция и совершенствование готового синквейна на тему «Мебель». Коррекция и совершенствование готового синквейна на тему «Грузовой транспорт». | Январь | ||
Коррекция и совершенствование готового синквейна на тему «Профессии». Составление синквейна о героях сказки «Заюшкина избушка» Работа в подгруппах. | Февраль | ||
Составление синквейна «Моя мама», «Моя бабушка». | Март | ||
Составление синквейна по теме «Перелетные птицы. Ласточка». Составление синквейна по теме «Насекомые». | Апрель | ||
Составление синквейна по теме «Полевые цветы». | Май | ||
Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей. | Логопедическая диагностика | Май |
1.2. БЛОК – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||
Консультация: «Как развивать словарный запас ребёнка?» | Обогащение родительского опыта по развитию речи. | Оформление консультации | Ноябрь |
Консультация: «Игры для развития грамматического строя речи» | Обогащение родительского опыта по развитию речи. | Оформление консультации | Ноябрь |
3 БЛОК – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | |||
Выступление «Инновационная технология - синквейн» | Тематическое выступление для педагогов группы компенсирующей направленности №12 | Оформление выступления. Создание презентации. | Сентябрь |
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии синквейн в работе по развитию речи дошкольников» | Обучение педагогов составлять синквейны. | Оформление мастер-класса. Создание презентации. | Май |
Задания, упражнения, игры для детей во время второй половины дня. | Подбор упражнений, игр для детей во время второй половины дня. | Тетрадь взаимосвязи. | В течении всего периода. |
III - ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ | |||
Анализ и корректировка. | Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями. | Оформление и описание хода и результатов проекта. | В конце учебного года. |
Таблица 1
Критерии | Старшая группа | Подготовительная группа | ||||||||||
О9.2012г. | 05.2013г. | 09.2013г. | 05.2014г. | |||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | |
Словарь | 100% | _ | _ | 11% | 89% | _ | 11% | 89% | _ | _ | 33% | 67% |
Грамматический строй речи | 100% | _ | _ | 11% | 89% | _ | 11% | 89% | _ | _ | 44% | 56% |
Связная речь | 100% | _ | _ | 22% | 78% | _ | 22% | 78% | _ | _ | 22% | 78% |
Итого: | 100% | 0% | 0% | 15% | 85% | 0% | 15% | 85% | 0% | 0% | 33% | 67% |
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ЗА ПЕРИОД 09.2012г. – 05.2014г.
Условные обозначения:
н – низкий уровень развития
с – средний уровень развития
в – высокий уровень развития
Количество детей старшей группы – 9
Количество детей подготовительной группы – 9
Диаграмма
речевого развития детей старшей группы
за период 09.2012г. – 05.2013г.
Диаграмма
речевого развития детей подготовительной группы
за период 09.2013г. – 05.2014г.
Результаты и выводы.
В результате реализации данного образовательного проекта у детей группы компенсирующей направленности ОНР преодолено. Целенаправленное, систематическое применение методики синквейн в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает результативность работы. Показателями успешности реализации проекта являются данные мониторинга речевого развития детей (Таблица 1).
Также дети научились:
- самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы;
- использовать полученные навыки в практической деятельности;
- быть активными, проявлять интерес к учебной деятельности;
- адекватно реагировать на оценку своей деятельности;
В течение всего периода дети находились в творческом процессе, что помогло самовыражению детей. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал Виктор Федорович Шаталов. Дети гордились своими достижениями! Родители гордились своими детьми. А мы, педагоги гордились собой, глядя на достижения своих детей.
Таким образом, представленный проект направлен не только на развитие речи, но и на развитие творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
2. Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5
(2005).
3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».
4. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»
5. Терентьева Н. Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ)
7. Интернет ресурсы:
http://office.microsoft.com/templates/directdownload.aspx?AssetID=TC30007719
1049&Application=PP&Result=2&Version=12
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%
D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_ref-0
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=606
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии синквейн
Развитие связной речи учащихся по теме «Времена года. Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей....
"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...
"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"
Опыт работы с детьми с использованием технологии " синквейн"...
«Использование инновационной технологии Синквейн» в речевом развитии дошкольников."
одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способст...
«Использование инновационной технологии синквейн в речевом развитии дошкольников» (Из опыта работы)
Существует множество методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является синквейн. Применение данного метода на занятиях...
Использование инновационной технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и прак...
Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованных стихотворений - синквейна, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует ра...