«Точим язычок – формируем речь»
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
«Точим язычок – формируем речь»
«Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая её культура». [стр. 5, №1]
Общение ребёнка со своими сверстниками и взрослыми успешно, если он внятно и чисто говорит.
«Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки в устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит». [стр. 4, №2]
Дошкольники с нарушением звукопроизношения часто бывают робкими, стесняются участвовать в инсценировках, читать стихи на утренниках, отвечать на занятиях. Над их неправильной речью иногда смеются товарищи. «В таких случаях ребёнок может постепенно обосабливаться от своих сверстников, а это ещё больше задерживает развитие его речи и отрицательно влияет на его характер: появляется раздражительность, замкнутость, обидчивость, а некоторые становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все дети группы заняты чтением и рассказыванием» [стр.3, №2]
« В дошкольных учреждениях логопедическая работа проводится по двум направления: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но ещё в большей степени для педагога – практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания в детском саду».[стр.4, №3] Работа по формированию у детей правильного звукопроизношения подчинена главной задаче - подготовке детей к успешному обучению в школе. Только при тесном сотрудничестве всех педагогов дошкольного учреждения и родителей эта задача может быть решена.
«Работа проводится с учетом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие, затем шипящие, потом сонорные.
При работе над звуками важно формировать зрительное восприятие. Ребёнок должен видеть артикуляцию звука (смотреть на лицо и губы взрослого, стараться по подражанию повторить артикуляционный уклад)» [стр.5, №4]
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению определенных звуков. Упражнения объединяют в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения органов речи, воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для чёткого, правильного произношения звуков.
Первый комплекс проводим с детьми второй младшей группы, он включает основные упражнения:
«Улыбка» - зубы и губы обнажены;
-«Слоник»- губы вытянуты вперед;
-Чередование положения «улыбка», «слоник»;
-«Окошечко» - спокойное открывание и закрывание рта;
– «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на губах;
-«Иголочка» - узкий язык спокойно лежит на губах;
-Чередование «лопатки» и «иголочки»;
-Чередование движений языка вверх, вниз – губы и зубы открыты, нижняя челюсть неподвижна.
Второй комплекс проводится с детьми средней группы и включает упражнения, способствующие правильному произношению свистящих звуков.
-«Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Узким кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта;
-«Змейка» - рот открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта;
-«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам;
-«Лошадка» - щёлкать языком, медленно, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть;
-«Гармошка» - рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка, сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз, затем соединять челюсти – «играть на гармошке»;
-«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба;
-«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта;
-«Оближем губки» - рот приоткрыт. Облизать верхнюю и нижнюю губки по кругу.
Третий комплекс проводится с детьми старшей группы и включает упражнения, способствующие правильному произношению шипящих звуков:
-«Лопатка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
«Змейка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Лошадка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
«Гармошка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Вкусное варенье» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Оближем губки» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Почистим зубы» - рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между зубами и губами;
-«Трубочка» - рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
-«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.
Четвёртый комплекс проводится с детьми старшей и подготовительной к школе группе и включает упражнения, способствующие правильному произношению сонорных звуков:
-«Часики» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Змейка» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Качели» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Почистим зубы) – (смотри комплекс для постановки шипящих звуков);
-«Вкусное варенье» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Вкусное варенье» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Футбол» - рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку;
-«Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта;
-«Лошадка» - для постановки звука «Р» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Накажем непослушный язычок» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе, произносим – «пя – пя – пя».
С детьми второй младшей группы артикуляционную гимнастику мы проводим в игровой форме, сопровождаем её стихами, показом крупных предметных картинок.
На данном возрастном этапе мы ставим перед собой задачу – приобретение детьми простейших навыков движения языка, губ и зубов.
В средней группе тоже используем игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков развиваем и совершенствуем движения органов артикуляционного аппарата.
В старшей и подготовительной группе следим за плавностью, чёткостью выполнения движений, за умением переключаться с одного движения на другое. Эти движения становятся лёгкими и привычными.
Воспитатели проводят артикуляционную гимнастику ежедневно перед завтраком в течении 3 – 5 минут.
Комплексы берём в соответствии с примерной физиологической нормой постановки звуков:
– Во второй младшей группе отрабатываем наиболее простые по артикуляции звуки: А, О, И, Э,П, Б,М,Ф,В, развиваем умение правильно, длительно произносить изолированный звук. Также берём упражнения второго комлекса для подготовки к произношению свистящих звуков.
-В средней группе после звуков Т, Д, Н,К,Г,Х,Ы отрабатываем более сложные звуки С,СЬ,З,ЗЬ,Ц , готовим к произношению шипящих звуков. К четырём годам дети уже усваивают определённые навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове.
-В старшей группе отрабатываем звуки Ш, Ж,Щ,Ч, готовим органы речи к произношению звуков Л, Ль, Р, РЬ.
В подготовительной к школе группе отрабатываем звуки Р, РЬ,Л,ЛЬ, обучаем детей дифференциации звуков.
Мы объединяем детей в группы по 5-6 человек по сходности дефекта и предлагаем им выполнить всего 2 -3 упражнения из комплекса по5 - 6 раз. Дети выполняют зарядку сидя перед воспитателем при достаточном освещении.
Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения проводим работу по всем разделам произносительной стороны речи: развитию речевого дыхания, силы выдоха, фонематического слуха.
Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука, слов и предложений на одном выдохе, задувание на лёгкие предметы (вату, шарики, карандаши…)
Развитие фонематического слуха осуществляем во время последовательной отработке и дифференциации звуков, когда звук выделяем голосом в словах, хлопаем, топаем на определённый звук, называем позицию звука в слове (начало, середина, конец), делим слова на слоги, придумываем слова на заданный звук, восприятие, воспроизводим различные ритмы…
Воспитание красивой, выразительной, чёткой речи невозможно без помощи художественной литературы - это ежедневное чтение детям, использование народного творчества в непосредственной образовательной деятельности, в воспитательной работе, в играх, труде, режимных моментах… Заучивание стихов, потешек… Сопровождение деятельности в детском саду художественным словом.
Для поддержания интереса детей для каждого упражнения используем стихи (написаны автором статьи)
-Губки шире растяни,
Свои зубки покажи.
«Улыбка»
-Язычок наш непослушный
Обнимали губками.
-Пя – пя – пя – громко сказали -
Язычок наш наказали.
«Накажем непослушный язычок»
-Наши губы приоткрылись
И в окошко превратились.
«Окошечко»
-Влево – вправо язычок
Бегает, старается,
Моет, моет наши зубки,
Не сидит он ни минутки.
«Помоем зубки»
-Ох, и вкусное варенье!
Ты, варенье, объеденье!
«Вкусное варенье»
-Не боимся мы метели,
С горки санки полетели!
Полетели санки вниз.
Крепче, крепче ты держись!
«Катушка»
-Не стоим мы ни минутки,
Всё спешим куда – то.
Тик – так, тик – так.
Слышите, ребята?
«Часики»
-Поиграем мы в футбол
И забьём в ворота гол!
«Футбол»
-Ротик широко открыли,
Язык в змейку превратили.
«Змейка»
-Постучишь копытцем
И помчишься быстро.
Не угнаться за тобой,
Буду я дружить с тобой!
«Лошадка»
-Мы не ели, мы не пили
Потолок мы побелили!
«Маляр»
-На качелях мы качались,
Вверх поднимались,
Вниз опускались.
«Качели»
-Превратим наш язычок
В тонкую иголочку.
И сошьём иголкой той
И штаны, и кофточку.
«Иголка»
-Поиграем на гармошке
И похлопаем в ладошки.
«Гармошка»
-Язык в « лопатку» преврати
И немножко отдохни!
«Лопатка»
-Вкусный чай из чашки пьём
И нисколько не прольём.
«Чашечка»
-Всё бежит, бежит, бежит
Язычок по губкам.
Всё бежит и не сидит
Ни одной минутки!
«Болтушка»
-«Слоник» в гости к нам пришёл,
Тянем губы «хоботком»
«Слоник»
Стихи читаем перед выполнением упражнения.
Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном! Будьте терпеливы! Не скупитесь на похвалу!
Литература:
1 М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - Издательство «Просвещение», 1980г.
2 Л.В.Мелехова, М.Ф.Фомичева «Речь дошкольника и её исправление» - Издательство «Просвещение» Москва, 1967г.
3 М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - Москва «Просвещение», 1989г.
4 Н.В.Кучмезова,И.А.Лигостаева «По ступенькам к звуку» - Т.Ц. Сфера,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как формируется речь.
В статье рассматриваются признаки благополучного развития речи у ребёнка на разных этапах онтогенеза, а так же отклонения, на которые родителям стоит обратить внимание....
Формируем речь ребенка
......
Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.
Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...
Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"
Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"...
Как формируется речь дошкольника. Консультация логопеда родителям.
В материале рассматриваются предпосылки и условия нормативного речевого развития дошкольника....
"Развиваем мелкую моторику рук, формируем речь у детей"
Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ...
Консультация «Как формируется речь под влиянием речи взрослых»
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окруже...