Консультация для родителей по звуковой культуре речи
консультация по логопедии (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Формирование
звуковой культуры речи
во 2 младшей группе. № 1
Воспитатель: Палагина А. И.
Звуковая культура речи - это умение правильно, т е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами ( звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель детского сада.
Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитатель должен решать следующие задачи:
- Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- восприятие темпа и ритма речи.
- Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному произношению звуков родного языка;
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука;
- формировать нормальный темп речи.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. А так же учить различать и называть существенные детали и части предметов ( у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества( цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства( бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются, и. т. д. Учить понимать обобщающие слова ( одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы); называть части суток, домашних животных и их детёнышей.
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные звуки ( а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в;т-с-з-ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.
В грамматическом строе речи учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Также Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей ( утка- утёнок- утята).
Помогать детям получать из непосредственных простых предложений распространённые путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами ( Мы пойдём в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра).
В связной речи развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. А так же формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
В своей работе использую игры и упражнения, вырабатывающие свободный, плавный, удлинённый выдох.
- ВЕРТУШКА
Для игры потребуется игрушка- вертушка из бумаги. Показать ребёнку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Затем предложить ребёнку самому подуть на неё. ( Игра развивает физиологическое дыхание).
- БАБОЧКА
Для игры нужно вырезать бабочку из бумаги и прикрепить её на нитку длиной 15-20см. Показать ребёнку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднести бабочку к губам ребёнка и попросить его подуть. ( Игра помогает вырабатывать у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох).
- СДУЙ ПУШИНКУ
Для игры потребуется лёгкое пёрышко, пушинка или кусочек ваты. Показать ребёнку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, и поднести к губам ребёнка и попросить его подуть на пушинку. ( Игра помогает закрепить у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный,
целенаправленный выдох).
- ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА
Для игры понадобятся воротики ( их можно заменить кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек бумаги, играющие роль мяча. Показать ребёнку, как можно дуть на лёгкий " мячик", чтобы загнать его в ворота. Затем попросить ребёнка самого загнать мяч в ворота. ( Игра вырабатывает у ребёнка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер).
К концу года дети могут:
- рассматривать сюжетные картинки.
- отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающие ближайшего окружения.
- использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»
Консультация для родителей«Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»...
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях».
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»....
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни" Часть 1
Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни".Часть 2
Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...
консультация для родителей по звуковой культуре речи
консультация для родителей по звуковой культуре речи...
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...