Открытое занятие по развитию связной речи у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР Тема: «Составление описательных рассказов о посуде с опорой на план - схему»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: совершенствование навыков составления описательных рассказов с опорой на план- схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiyshemy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию связной речи дошкольников 5-6 лет с ОНР

по теме: «Составление описательных

рассказов о посуде с опорой на план-схему»

с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемовых и знаковых моделей учебного материала

Учитель-логопед

Акифьева Т.В.

                                                                                                                                   

Открытое занятие по развитию связной речи у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР

Тема: «Составление описательных рассказов о посуде с опорой на план - схему»

Цель: совершенствование навыков составления описательных рассказов с опорой на план- схему.

Задачи:

коррекционно - образовательные:

-продолжать обучать детей составлению описательных рассказов по теме с опорой на план - схему;

-учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания при описании предметов посуды;

коррекционно -развивающие:

-развивать умение участвовать в диалоге, поддерживая беседу по знакомому произведению К. Чуковского «Федорино горе»;

-развивать умение грамматически правильно строить свои высказывания;

-упражнять детей в практическом использовании в речи существительных в форме родительного падежа с предлогом «без»;

-обобщать знания детей о посуде, её видах и назначении;

-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

-развивать подвижность и увеличивать объём зрительного восприятия;

-развивать координацию тонких движений пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики;

-развивать общую моторику и пластику движений через имитацию действий при проведении физминутки.

коррекционно — воспитательные:

-воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде;

-воспитывать чувство осторожности при обращении с опасными предметами уды (острый нож, вилка, стеклянная посуда);

-воспитывать умение работать в паре и умение выслушивать своего товарища.

Оборудование: схема описания посуды по Т.А.Ткаченко, изображения Федоры 4ало и конец сказки), наложенные друг на друга контурные изображения 4-х предметов посуды (чайник, ковш, нож, ложка); изображения разбитой посуды; предметы кухонной, чайной и столовой посуды, скатерть.

Предварительная работа: чтение литературного произведения К.Чуковского; «Федорино горе»; игры «Подбери признаки»; «Из чего - какой?; «Поварёнок»; «Помощница»

Ход занятия

1.Организационный момент

Эмоционально- положительный настрой

Дети, взявшись за руки, проходят в группу

Отгадывание загадки.

Л: Послушайте загадку. Отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить на занятии:

В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из неё едят и пьют.

Её моют, берегут. 

Что это?

 (Посуда)

2.Сообщение темы занятия

Логопед сообщает детям о том, что на занятии они будут составлять рассказы о посуде и ему будут нужны помощники, которые всё о ней знают.

3. Введение тему.

Л: Вы готовы стать моими помощниками?

Д: Да! Готовы!

Л: Сейчас проверим. Сядет тот, кто назовёт предметы чайной посуды, столовой посуды, кухонной посуды.

4.Повторение изученного материала

4.1 Беседа по содержанию сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Л: Сегодня я встретила плачущую старушку. Она так жалобно причитала:

«Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

Воротитесь вы немытые домой»

Вопросы детям

а) Ребяты, вы её узнали? (после ответов детей логопед показывает изображение Федоры)

б) из какой сказки эта героиня?

в) Кто написал о ней сказку?

г)        А вы знаете, какое у неё горе?

д)        Почему вся посуда убежала от бабушки Федоры?

Л: Вспомните отрывок из сказки, что говорила посуда, как она жаловалась?

Р: И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас.

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

Л: Посуда, убегая, так торопилась, что одни предметы посуды разбились и раскололись, другие перемешались.

4.2 Упражнение « Что перемешалось?» (показ наложенных друг на друга контурных изображений 4-х предметов)

Л: Какие предметы посуды перемешались? Какой из этих предметов посуды самый опасный? Почему?

4.3 Упражнение «Что без чего?»

Л: Какие предметы посуды раскололись и без какой части остались?

Д: Чайник без носика. Кастрюля без ручки. Чашка без стенки. Сахарница без донышка.

5. Пальчиковая гимнастика  

Л: А теперь покажите, как посуда от Федоры убегала.

И бежит, бренчит, стучит сковорода: - ( « бегут» пальцами по столу)

Вы куда? куда? куда? куда? куда?»- (сжимают и разжимают пальцы рук)

А за нею вилки, рюмки да бутылки, чашки да ложки - (загибают поочерёдно пальцы, начиная с большого на обеих руках)

Скачут по дорожке - («скачут» пальцами по столу)

6. Составление рассказов

  1. Беседа

Л: Ребята, вам жалко Федору? Давайте попробуем ей помочь. Что нужно сделать, чтобы посуда вернулась?

Д: (варианты ответов детей)

-можно попросить, чтобы посуда вернулась;

  • можно пойти за посудой и привести её;

-можно взять волшебную палочку, взмахнуть ею и загадать, чтобы посуда вернулась

Л:. Давайте скажем волшебные слова три раза: «Раз, два, три. Ты посуда приходи!»

(дети закрывают глаза, говорят волшебные слова три раза подряд, а когда открывают, то видят три стола, накрытые скатертью и предметы кухонной, столовой и чайной посуды)

-Посуда вернулась! Что стало с посудой?

Д:Она стала чистой, красивой, блестящей, целой.

Л: Какая посуда стоит на столе справа от вас? Слева? В центре?

Д:Чайная, кухонная, столовая.

Л:Что стало с бабушкой Федорой? (незаметно для детей логопед меняет изображение Федоры)

Д:Она стала красивой, опрятной, доброй, весёлой.

Л:Федора Егоровна очень рада, что посуда вернулась. Но вот беда! Она ничего о  посуде не знает, правильно обращаться с ней не умеет, поэтому просит вас о 'мощи. Вы готовы ей помочь?

Д:Да! Готовы!

6.2. Работа по схеме. Объяснение и уточнение пунктов плана рассказывания.

Л: Составим рассказы о посуде по плану, который состоит из 7-ми частей (показ графической схемы описания). План- схема поможет составить вам рассказ полно, чётко и интересно. Рассмотрите изображение по ячейкам. Что вы скажете о посуде сначала, что потом? (ответы детей по пунктам плана)

План рассказа

1)Что это?

2)К какому виду посуды относится?

3)Из каких частей состоит?

4)Какая посуда по цвету?

5)Какая посуда по размеру?

6)Из какого материала сделана?

7)Что в ней можно приготовить?

6.3. Рассказы детей с опорой на план-схему.

Л: А теперь по просьбе Федоры я раздам вам посуду, о которой она хочет услышать рассказы, (логопед раздает предметы посуды детям, которые работают в паре; он рассматривают посуду, задают вопросы логопеду; затем один ребёнок рассказывает, а другой дополняет.)

Заслушивается два рассказа, затем проводится физминутка

Физминутка

И они побежали лесочком - (бегут по кругу)

Поскакали по пням и по кочкам - (скачут по кругу)

А бедная баба одна - (зарывает лицо руками)

И плачет, и плачет она

Сварила бы баба щи - (одной рукой делают «кастрюлю», другой «мешают»)

Да кастрюлю поди поищи - (разводят руки в стороны)

И чашки ушли и стаканы - (шагают по кругу, ода рука на поясе)

Остались одни тараканы!- (разбегаются по местам)

Ой, горе Федоре, горе!- (руки на голове) •

Продолжение рассказывания (заслушивается еще 3 рассказа)

Примерный рассказ по схеме

Кастрюля

Я расскажу о кастрюле.

Кастрюля- это кухонная посуда. У нее есть дно, стенки, крышка и две ручки. Она него цвета, украшена яркими, желтыми цветами. Кастрюля большая, эмалированная. В ней можно сварить суп на обед и накормить всю семью.

6.4.

Л: Молодцы! Какие чудесные рассказы у вас получились! Федора Егоровна их запомнила и говорит вам: «Спасибо»! Но вот только одного она не знает, что ей нужно делать, чтобы посуда больше от неё никогда не убегала.

Д: Посуду нужно мыть, вытирать, сушить, чистить; аккуратно складывать в шкаф.

Л: Вспомните, как Федра стала относиться к посуде в конце сказки.

Р: «Уж не буду, уж не буду

 Я посуду обежать.

 Буду, буду я посуду

 И любить, и уважать!»

7. Итог занятия.

Логопед сообщает о том, что занятие подошло к концу, а Федоре Егоровне пора домой.

-о чем говорили на занятие?

-о какой посуде рассказывали?

-что составляли по схеме?

-для чего мы использовали схему?

8. Оценивание работы детей

Л: Вы сегодня сделали доброе дело. Кому вы помогли? (Федоре) - В благодарное за это она угостит вас чаем с блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Составление описательного рассказа о посуде с опорой на схему в старшей группе для детей с ОНР.

В конспекте представлен материал по истории появления совеременной ложки, даётся пример рассказа о ней. Материал рассчитан для детей старшей группы с ОНР....

Фронтальное занятие "Составление описательного рассказа «Поздняя осень» с опорой на план-схему"

Фронтальное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста об осенних изменениях в природе...