Развитие произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Для Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.
В настоящее время нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста является одной из самых распространённых проблем.
Данная проблема серьёзно осложняет нормальную социальную и психологическую адаптацию детей.
В современном обществе залогом успешного взаимодействия является наличие у человека коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Понятие компетентности включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению.
Коммуникативная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
Исследование особенностей развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста складывается из следующих разделов:
Первый раздел. «Речевое дыхание». Цель исследования заключается в диагностике состояния у обучающегося дыхания (его длительность), умения правильно им пользоваться, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработку членить фразу на синтагмы.
Второй раздел. «Голос». Цель исследования заключается в диагностике навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.
Третий раздел. «Звуки и их сочетания». Цель исследования заключается в диагностике умения ребёнком правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах.
Четвертый раздел. «Работа над словом». Цель исследования заключается в диагностике умения ребёнком правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
Пятый раздел. «Работы над фразой». Цель исследования заключается в диагностике умения обучающегося правильно воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-методическую структуру.
Этапы коррекции звукопроизношения
Коррекция произносительной стороны речи проводится поэтапно и последовательно. В научной литературе можно встретить разные мнения и том сколько этапов заключает в себе данная работа: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М. Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.
1. Подготовительный этап.
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
Содержание:
- Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
- Формирование направленной воздушной струи.
- Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
- Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Постановка звука.
Цель: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание:
- Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
- Создание артикуляционной базы данного звука.
- Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
- Отработка произнесения изолированного звука.
Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
#1044;ифференциация звука.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.
#1069;тап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).
- Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).
- Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);
- фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);
- фонематические представления.
- Прием связи звука и буквы.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими. Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
методические рекомендации...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта Тема: «Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр и информационных компьютерных технологий».
Система комплексного использования дидактических игр и информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР, имеющих ОНР....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Сказка как средство формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
Анализ научных исследований подтверждает, что речь у ребенка не возникает сама по себе, она проходит период формирования. В основе её формирования находится человеческий опыт общения, речь ближайшего ...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...
"Развитие произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.В настоящее время нарушение произнос...