«Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста»
проект по логопедии (старшая группа)
Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.
В настоящее время нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста является одной из самых распространённых проблем.
Данная проблема серьёзно осложняет нормальную социальную и психологическую адаптацию детей.
Таким образом, навыки устного общения имеют особую актуальность вследствие своей социальной значимости применительно к детям старшего дошкольного возраста. Владение устной коммуникацией детьми будет способствовать расширению познавательных возможностей и достижению ими определенного социального статуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._korrektsiya_proiznositelnoy_storony_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 118.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 491 Лучики» Калининского района.
Адрес: Кропоткина 130/4
Контактные средства связи: тел.283-09-28
Факс: 273-59-40
ПРОЕКТ:
«Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста»
Авторы: Надежда Александровна Сандакова
Новосибирск, 2020
«Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста»
Актуальность проекта.
Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.
В настоящее время нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста является одной из самых распространённых проблем.
Данная проблема серьёзно осложняет нормальную социальную и психологическую адаптацию детей.
Таким образом, навыки устного общения имеют особую актуальность вследствие своей социальной значимости применительно к детям старшего дошкольного возраста. Владение устной коммуникацией детьми будет способствовать расширению познавательных возможностей и достижению ими определенного социального статуса.
Цель проекта: Формировать умения детей старшего дошкольного возраста правильно произносить звуки родного языка
Задачи проекта:
- Коррекция произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста;
- Развитие артикуляционного аппарата:
- Формирование правильного речевого дыхания;
- Продолжать учить детей правильному произношению слов и фраз в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-методическую структуру.
Участники проекта:
- Дети
- Родители
Вид проекта: коррекционный.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2020- мая 2021)
Формы работы с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Творческая деятельность
Методы и приемы:
Практические методы - упражнения игры и моделирование.
Наглядные методы – наблюдение, воспроизведение магнитофонных записей, диафильмы, кинофильмы, слайдовые презентации.
Словесные методы – рассказ, предварительная беседа, итоговые, обобщающие беседы.
Взаимодействие с родителями:
Вовлечение родителей воспитанников, имеющих нарушения речи, в коррекционно-развивающий процесс посредством ИКТ технологий. Найти пути совместного преодоления нарушения речи детей, посещающих логопедические занятия.
Формы взаимодействия с родителями:
- Анкетирование.
- Родительские собрания.
- Консультативная работа.
- Мастер-классы.
- Индивидуальные беседы.
Предполагаемый результат:
Дети в совершенстве владеют произношением звуков подвергшихся коррекции, владеют звуковым анализом и синтезом, могут определить позицию заданного звука в слове, дают четкую характеристику звукам речи родного языка, владеют такими понятиями как «звук», «слог», «слово».
Улучшение речевого аппарата. Дети с легкостью выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. В свободной речи используют приемы правильного речевого дыхания.
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
1. Подобрать и изучить методическую литературу.
2. Составить план по реализации проекта.
3. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.
4. Создание картотеки игр на развитие устной речи
2-й этап – основной:
Тематический план мероприятий
Месяц | Мероприятия для воспитанников с использованием ИКТ | Мероприятие для родителей с использованием ИКТ |
Сентябрь |
| Родительское собрание в подготовительной группе. |
Октябрь | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звука С. Выполнение упражнений на развитие дыхания (его длительность), умения правильно им пользоваться, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработку членить фразу на синтагмы. | Индивидуальное консультирование родителей по выполнению артикуляционных гимнастик дома. |
Ноябрь | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звука: З. Выполнение упражнений, направленных на формирование навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте. | Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» |
Декабрь | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звука: Ц Выполнение упражнений, направленных на формирование умения ребёнком правильно воспроизводить звуки русского языка и их сочетания в словах. | Индивидуальные работы по артикуляционной гимнастике. |
Январь | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков: Ш Ш, Ж. Выполнение упражнений, направленных на формирование умения ребёнком правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. | |
Февраль | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков: Ч, Ч, Щ. Выполнение упражнений, направленных на формирование умения ребёнком правильно воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-методическую структуру. | Круглый стол «Взрослая речь – образец для подражания» |
Март | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков: Л Л, Ль. | |
Апрель | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков Р, Р, Рь | |
Май | Подведение итогов проекта. | Итоговое родительское собрание. |
Третий этап — заключительный:
- анализ поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы;
- формулировка выводов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект развивающего занятия с использованием ИКТ.
Тема занятия: Автоматизация звука [Ж].
Форма занятия: индивидуальная (5-6 лет)
Цель: автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, фразовой речи;
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ж] в слогах, словах, фразовой речи;
2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление; 3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: счетные палочки, лист с заданием, пособие для гимнастики для глаз.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуй. Сегодня мы будем учиться произносить правильно один звук, а вот что это за звук, ты мне сейчас и назовешь. Отгадай загадку.
Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...
Ответ: Буква Же
Артикуляционная гимнастика. Слайд №1
Обрати, пожалуйста, внимание на экран компьютера. Что с ним не так? (Он пустой). Правильно, он пустой. Сегодня ты попытаешься самостоятельно сделать гимнастику для язычка. Для этого нажимай на кнопку и на экране появиться подсказка в виде картинки. Увидев ее, ты поймешь, какое упражнение выполнять. При выполнении артикуляционной гимнастики логопед уточняет у ребенка название упражнения и правила его выполнения. Если ребенок затрудняется, необходимо подсказать.
Сообщение темы Занятия.
Про какую букву ты отгадал загадку в самом начале занятия? (Про букву Же). Какой звук обозначает буква Же? (звук [Ж]). Верно. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [Ж] в слогах, словах и фразах.
Анализ артикуляции звука. Слайд №2
Дай, пожалуйста, характеристику звуку [Ж]. Что бы тебе было легче обратись за помощью к экрану. Нажимай на кнопку и рассказывай.
Какие органы артикуляционного аппарата помогают нам произнести данный звук? (губы, зубы, язык) Верно. Что же они делают в момент произнесения? (губы «бубликом», язык «чашечкой», зубы не сомкнуты) Описание артикуляционного уклада ребенок делает при помощи экрана Слайд №3.
Закрепление изолированного звука [Ж].
Слайд №4. Посмотри внимательно на экран. К нам в гости спешит маленькая Пчелка. Только вот незадача, трава очень высокая и Пчелка не видит пути. Давай мы ей поможем? Как мы это можем сделать? (вести по экрану пальчиком или глазками). Хорошо, но сегодня мы не будем этого делать. Дорожка, по которой будет лететь пчелка, загорится синими точками сама. Нам остается только успевать произносить звук. Звук, который ты произнесешь, мы запишем на диктофон и послушаем, правильно ли ты его произнесла. В конце занятия мы снова произнесем и запишем звук [Ж]. Затем мы сравним его с тем, который ты произнесешь сейчас. Не забывай о правильном артикуляционном укладе.
Гимнастика для глаз.
Скажи мне, пожалуйста, а у нас в кабинете есть место, куда бы мы могли пригласить гостью? (есть, это наша полянка на стене). Давай встанем и побегаем глазками по нашей полянке и поиграем с солнышком.
Развитие фонематического звука. Слайд №6.
Пчелка прилетела в гости не одна. Она взяла с собой старого друга Жука. Вдвоем они поют замечательные песни. Они и нас с тобой приглашают исполнить песни-жжужалки.
Упражнение «Четвертый лишний». Слайд №7
Пчелка хочет пойти учиться в школу. Ей пообещали, что возьмут, если она выполнить несколько заданий. Одной ей не справиться и она просит помощи у нас с тобой. Посмотри на экран. В каждой строчке есть лишний предмет. Что это за предмет? Почему ты выбрала именно этот предмет (ребенок объясняет свой выбор). Что бы проверить себя нажимай на кнопку и лишний предмет закроется экраном.
Лексико-грамматические упражнения.
Упражнение «Закончи предложение». Слайд №8
Нашей пчелке дали задание закончить предложение и записать последнее слово. А она писать не умеет только рисовать. Давай поймем, что за предложения получились? Я читаю слова, а ты называешь картинку.
Упражнение «Посчитай» Слайд №9
В школе необходимо не только уметь писать, но и считать. Давай научим Нашу пчелку считать? (Ребенок считает предметы на экране. Образец: одна жаба, две жабы.)
Кого больше? Кого — меньше?
Посчитай их в обратном порядке (Образец: четыре жабы, три жабы...)
Физ.минутка. Слайд №10
Ребенок изображает жука расставив руки жужжит приседая и вставая.
Упражнение «Составь упражнение». Слайд №11
И наконец, когда наша пчелка научилась писать, считать, давай научим ее сочинять рассказы?
Итог занятия.
Ты сегодня большая молодец. Без твоей помощи мы бы не подготовили Пчелку к школе. Напомни мне, какие упражнения мы выполняли вместе с ней. Что мы должны еще сделать в конце занятия? (Сравнить произносимые звуки). Для начала давай запишем звук еще раз. После прослушивания звуков записанных вначале занятия и в конце, ребенок дает себе оценку, определяя есть ли изменения в произношении звука.
Домашнее задание:
Где ты можешь использовать знания полученные сегодня на занятие? (ответ ребенка: дома с мамой и папой, в группе – рассказать ребятам).
Я тебя попрошу рассказать о том, что ты сегодня узнала ребятам в группе, а дома с мамой и папой составить небольшой рассказ со словами, содержащими звук [Ж]. Домашнее задание оформляется в тетрадь.
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
«Семафор»
Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза.
«Накачать шину»
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
"Комар".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "комар".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
«Вьюга воет»
Цель: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.
Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», ауди-озапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.
Описание. Взрослый показывает детям картин¬ку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.
Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начина¬ется» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вью¬га» - изменяют силу голоса до громкого (но не кри¬ка), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».
«Самолёт»
Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у»
«Дровосек»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
Насос
На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с»
"Жуки".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
Картотека игр на развитие голоса.
Игра «Протяни звук»
Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Повтори за мной»
Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Игра «Уложи куклу
Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.
Оборудование: рисунок парохода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с
изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем
изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.
Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.
Игра «Вездеход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: рисунок вездехода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:
Вы сегодня что, проспали?
И на поезд опоздали!
Вы садитесь в вездеход.
Самый лучший вездеход.
Всюду он вас довезет.
Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.
Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)
И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)
В этот солнечный денек (руки опустить вниз)
Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)
Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Игра «Коровка»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».
Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:
«Му» — коровка по утру
Замычала на лугу.
Травку там она жует,
А дома молочко дает.
Или:
Рано утром пастушок
Весело трубит в рожок,
Коровы смотрят вслед ему
И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).
Игра «Дом»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения.
Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)
Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).
Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)
Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)
***
Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)
Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).
Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).
Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)
Игра «Кто дольше»
Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.
Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Ход игры: Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
БЛИЗКИЕ СЛОВА
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Ход игры:
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
ПРЯТКИ
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ
ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).
Ход игры: Организация. Воспитатель обращается к детям:
- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).
- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.
-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?
- Хочу.
- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).
- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?
И так далее.
ДОБАВЬ СЛОВА
ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Ход игры:
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
ГДЕ ЖИВЁТ?
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Ход игры:
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
Волк живёт в … .
Белка живёт в … .
Ёжик живёт в … .
ОБРАЗУЙ СЛОВА
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Ход игры:
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Ход игры:
Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .
ИСПРАВЬ ОШИБКУ
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много карандашов.
Карлсон съел много конфетов.
Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.
Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .
ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
Ход игры:
В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … У меня растут цветы под … .
КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?
Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).
Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.
После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.
- Я буду летчиком, летать на самолетах.
- Я буду врачом, лечить детей.
- Я буду учить детей, учительницей работать.
Воспитатель следит за правильным построением предложений.
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры:
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Ход игры:
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .
СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ
Цель: учить подбирать синонимы к словам.
Ход игры:
Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .
СОСТАВЬ ФРАЗУ
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
спелая ягода веселая песня
колючий куст лесное озеро
СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
Ход игры:
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
КОМУ ЧТО НУЖНО
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
Ход игры:
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
Игры для закрепления формы множественного числа:
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.
1. Игра "Один - много".
Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.
Педагог показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2. Игра "Лови и называй".
Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Педагог бросает мяч ребенку, называя слово "дом"; ребенок возвращает мяч, называя слово "дома". Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.
3. Игра " Играем со словом"
Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием "ы".
4. Игра "Измени слово".
Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
5. Игра " Назови одним словом"
Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
Игры для уточнения формы родительного падежа:
;Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
- "Угадай, чьи это хвосты".
На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".
Игры для уточнения формы дательного падежа:
- Игра "Кому нужны эти вещи".
Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
- Игра "Подарки"
Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
- Игра "Гости".
На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.".
Игры для уточнения формы винительного падежа:
#1048;гра "Кто самый наблюдательный".
Дети должны называть, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.
#1048;гра "Ответы на вопросы"
Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
Игры для уточнения формы творительного падежа
- "Профессии"
Ответы на вопрос "кто чем работает?" по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).
- Игра "Назови слова"
Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
- Игра "Назови пары"
Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Игра для уточнения формы предложного падежа:
Игра "Помоги животным найти свой домик".
Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища
Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
1. Игра "Большой маленький".
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов "большой" и "маленький".
Это? - показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? - показывает педагог на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.
Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.
Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".
листья падают - листопад
сам ходит - самоход
снег падает - снегопад
мед носит - медонос
вода падает - водопад
звонит попусту - пустозвон
звезды падают - звездопад
сено косит - сенокос
разводит сады - садовод
везде ходит - вездеход
разводит лева - лесовод
база для нефти - нефтебаза
перевозит лес - лесовоз
ходит на атомной
энергии - атомоход
сам летит - самолет
пыль сосет - пылесос
воду возит - водовоз.
Игра "Назови сколько".
Картинки перевернуты, ребенок их не видит.
Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже
Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.
- Это : (ребенок наугад называет любой предмет).
Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Педагог: сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки :продолжай.
Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.
Ребенок: Новая карточка.
Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.
Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....
ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »
Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....
Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.
Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста....
Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...
"Игры для развития лексической, грамматической, связной речи и формирования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста"
картотека игр...
Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...