Сообщение логопеда на заседании круглого стола «Зачем дошкольнику грамотная речь»
консультация по логопедии (старшая группа)
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
В 5-6 лет дети должны уметь строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития грамматического строя речи очень актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_doshkolniku_gramotnaya_rech.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение логопеда на заседании круглого стола
«Зачем дошкольнику грамотная речь»
Подготовила: учитель-логопед Ярмухаметова Г.Р.
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
В 5-6 лет дети должны уметь строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития грамматического строя речи очень актуальна.
Причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм родного языка является то, что обучающие (родители, педагоги) сами не осознают этих значений и употребляют их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия языка. Отсюда следует, что заботой обучения должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребёнка задерживается. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения.
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье.
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий, игр и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Важную роль в формировании грамматического строя речи дошкольников, как уже говорилось, играет и пример взрослых.
Формирование грамматического строя речи у ребенка – дошкольника включает работу по следующим направлениям:
– морфология: изменение слов по родам, числам, падежам;
– словообразование: образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств;
– синтаксис: построение простых и сложных предложений.
Сегодня, мы представим вам дидактические игры и упражнения для усвоения детьми старшего дошкольного возраста грамматических форм.
Дидактические игры по грамматике можно разделить на три группы: игры и упражнения на словоизменения, игры и упражнения на словообразование и на совершенствование синтаксической стороны речи. Каждая из групп имеет свои подвиды игр, которые и ложатся в основу работы по формированию грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.
К играм по формированию морфологического строя речи можно отнести игры и упражнения на словоизменение и словообразование.
К играм и упражнениям на словоизменения относятся следующие игры:
– согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
– употребление имен существительных в разных падежах;
– употребление простых предлогов;
– согласование числительных с именами существительными в роде, числе, падеже;
– употребление несклоняемых существительных;
– употребление глаголов.
К играм и упражнениям на словообразование относятся следующие игры:
– образование названий детенышей животных;
– образование названий профессий;
– образование названий посуды, орудий труда, транспорта;
– образование однокоренных слов.
Игры и упражнения по формированию синтаксического строя речи:
– построение предложений разных типов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»
Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность специалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...
заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ
В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...
Сообщение на круглом столе «Приобщение дошкольников к духовно-нравственным традициям через организацию и проведение праздников»
«Духовные и нравственные ценности в системе образовательно-воспитательной работы»...
Доклад для заседания круглого стола для родителей тема: «Ребенок на пороге школы»
В докладе представлены основные показатели речевой готовности ребенка к школьному обучению...
Совместное мероприятие логопеда и психолога "Круглый стол. Психологический комфорт в семье-залог успешного развития речи детей"
Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно это закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании»: «Родители (законные представители) несов...
Заседание круглого стола «Роль воспитателя в общении с дошкольниками»
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов {классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и ...