Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Мой город - Долгопрудный».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме
«Мой город - Долгопрудный».
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Мой город - Долгопрудный».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи. Активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных, расширение глагольного словаря).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного восприятия и внимания, связной речи, памяти, мышления, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и уважения.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с изображениями города, карандаши по количеству детей, раскраска «Герб города Долгопрудный».
Ход занятия
I.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие речевого слуха, мышления.]
Логопед: Здравствуйте, ребята! Мы сейчас с вами поиграем в игру «Отгадайка», вы готовы? Ответы детей.
1.Игра «Отгадайка».
Логопед: Итак, слушайте внимательно.
- Мы пошли купить продукты,
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу всё несём в корзине.
Мы в продуктовом……магазине
Логопед: Молодцы!
- В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь – аптека
Логопед: Молодцы! Какие вы смышлёные.
- Там есть сцена и кулисы,
И актёры и актрисы.
И, конечно же, премьера.
Догадались вы наверно? Театр
Логопед: Молодцы! Ребята, а где же есть аптеки, театры, магазины? Аптеки, театры, магазины и др. есть у нас в городе. И сегодня, мы с вами поговорим о нашем замечательном городе – Долгопрудный.
II.Основная часть.
2. Беседа о городе.
Раньше наш городе назывался Дирижабльстрой, так как в нём строили дирижабли, а дирижабли стояли в определённом месте – в эллинге. В нашем городе и по сей день стоит эллинг. Название города Долгопрудный происходит от наименования железнодорожной станции Долгопрудная, чьё имя в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») пруда усадьбы Виноградово.
В нашем городе много памятников, скульптур, достопримечательностей, музеев, усадеб и парков. В городе много улиц, и каждая имеет своё название. Есть заводы, которые знают по всей России: Фармстандарт (производит лекарства), Чистая Линия (изготавливают мороженое). В городе есть яхт-клубы, где занимаются парусным спортом. И клуб Аэронафт, где запускают воздушные шары.
Показ фотографий города.
Логопед: Ребята, у нашего города очень интересная история. Ну, а теперь, давайте поиграем в игру «Назови ласково».
3. Игра «Назови ласково». [Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.]
Логопед: Ребята, я говорю дом, а вы говорите домик.
Слова: улица, дорога, река, театр, парк, пруд, город, фонтан,
мост.
Логопед: Молодцы! Следующая игра «Один-много».
4. Игра «Один-много». [Закрепление употребления существительных во множественном числе.]
Слова: магазин, вокзал, театр, парк, школа, детский сад, дорога, больница.
5. Игра «Назови местечко». [Употребление существительных в форме предложного падежа, развитие связной речи.]
Логопед: Ребята, давайте посмотрим внимательно на картинки и ответим, где можно:
- купить продукты? В магазине, на рынке
- отправить посылку? На почте
- посмотреть спектакль? В доме культуры, театре
- полечиться? В больнице
- увидеть спортивные соревнования? На стадионе
6.Физкультминутка.
В нашем городе здания – высокие
Есть проспекты, аллеи широкие,
Есть мосты над реками – радугой,
И фонтаны бьют в небо радостно.
В нашем городе реки глубокие,
Фонари красотою – строгие.
В скверах, парках деревья – зелёные,
Мы в свой город с детства – влюбленные!
7. Игра «Какой? Какая? Какие?» [Закрепление относительных прилагательных и согласования их с существительными.]
- Город (какой?) – большой, красивый, лучший и др.
- Площадь (какая?) – каменная, красивая и др.
- Пруды (какие?) – долгие, длинные и др.
8.Рассказ «Герб города Долгопрудный».
Логопед: Ребята, у каждого города, есть свой герб. На нашем гербе изображён белый лебедь, который плывёт по волнам.
Символ лебедя в гербе города Долгопрудного многозначна:
- Это - красота, постоянство, верность, чистая любовь;
- Это – полёт, отражающий одно из первых производств нашего города – дирижаблестроительную верфь;
- Это – судоходство, связанное с судоремонтным заводом, где в затоне стоят корабли, ожидающие ремонта или очередной навигации.
Красный цвет – символ жизненной силы, огня, труда, мужества и стойкости.
Логопед: А теперь, мы с вами раскрасим наш герб.
Логопед раздаёт раскраски с гербом, карандаши, включается спокойная музыка.
III.Заключительная часть.
9.Окончание занятия. [Оценка работы детей].
Логопед: Ребята, наш город - Долгопрудный очень современный, ухоженный, чистый, красивый. Давайте беречь чистоту и традиции нашего города!
Вы все большие молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_gorod_dolgoprudnyy.docx | 24.88 КБ |
materialy_k_leksicheskoy_teme_nash_gorod.docx | 669.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме
«Мой город - Долгопрудный».
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Мой город - Долгопрудный».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи. Активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных, расширение глагольного словаря).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного восприятия и внимания, связной речи, памяти, мышления, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и уважения.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с изображениями города, карандаши по количеству детей, раскраска «Герб города Долгопрудный».
Ход занятия
I.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие речевого слуха, мышления.]
Логопед: Здравствуйте, ребята! Мы сейчас с вами поиграем в игру «Отгадайка», вы готовы? Ответы детей.
1.Игра «Отгадайка».
Логопед: Итак, слушайте внимательно.
- Мы пошли купить продукты,
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу всё несём в корзине.
Мы в продуктовом……магазине
Логопед: Молодцы!
- В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь – аптека
Логопед: Молодцы! Какие вы смышлёные.
- Там есть сцена и кулисы,
И актёры и актрисы.
И, конечно же, премьера.
Догадались вы наверно? Театр
Логопед: Молодцы! Ребята, а где же есть аптеки, театры, магазины? Аптеки, театры, магазины и др. есть у нас в городе. И сегодня, мы с вами поговорим о нашем замечательном городе – Долгопрудный.
II.Основная часть.
2. Беседа о городе.
Раньше наш городе назывался Дирижабльстрой, так как в нём строили дирижабли, а дирижабли стояли в определённом месте – в эллинге. В нашем городе и по сей день стоит эллинг. Название города Долгопрудный происходит от наименования железнодорожной станции Долгопрудная, чьё имя в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») пруда усадьбы Виноградово.
В нашем городе много памятников, скульптур, достопримечательностей, музеев, усадеб и парков. В городе много улиц, и каждая имеет своё название. Есть заводы, которые знают по всей России: Фармстандарт (производит лекарства), Чистая Линия (изготавливают мороженое). В городе есть яхт-клубы, где занимаются парусным спортом. И клуб Аэронафт, где запускают воздушные шары.
Показ фотографий города.
Логопед: Ребята, у нашего города очень интересная история. Ну, а теперь, давайте поиграем в игру «Назови ласково».
3. Игра «Назови ласково». [Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.]
Логопед: Ребята, я говорю дом, а вы говорите домик.
Слова: улица, дорога, река, театр, парк, пруд, город, фонтан,
мост.
Логопед: Молодцы! Следующая игра «Один-много».
4. Игра «Один-много». [Закрепление употребления существительных во множественном числе.]
Слова: магазин, вокзал, театр, парк, школа, детский сад, дорога, больница.
5. Игра «Назови местечко». [Употребление существительных в форме предложного падежа, развитие связной речи.]
Логопед: Ребята, давайте посмотрим внимательно на картинки и ответим, где можно:
- купить продукты? В магазине, на рынке
- отправить посылку? На почте
- посмотреть спектакль? В доме культуры, театре
- полечиться? В больнице
- увидеть спортивные соревнования? На стадионе
6.Физкультминутка.
В нашем городе здания – высокие
Есть проспекты, аллеи широкие,
Есть мосты над реками – радугой,
И фонтаны бьют в небо радостно.
В нашем городе реки глубокие,
Фонари красотою – строгие.
В скверах, парках деревья – зелёные,
Мы в свой город с детства – влюбленные!
7. Игра «Какой? Какая? Какие?» [Закрепление относительных прилагательных и согласования их с существительными.]
- Город (какой?) – большой, красивый, лучший и др.
- Площадь (какая?) – каменная, красивая и др.
- Пруды (какие?) – долгие, длинные и др.
8.Рассказ «Герб города Долгопрудный».
Логопед: Ребята, у каждого города, есть свой герб. На нашем гербе изображён белый лебедь, который плывёт по волнам.
Символ лебедя в гербе города Долгопрудного многозначна:
- Это - красота, постоянство, верность, чистая любовь;
- Это – полёт, отражающий одно из первых производств нашего города – дирижаблестроительную верфь;
- Это – судоходство, связанное с судоремонтным заводом, где в затоне стоят корабли, ожидающие ремонта или очередной навигации.
Красный цвет – символ жизненной силы, огня, труда, мужества и стойкости.
Логопед: А теперь, мы с вами раскрасим наш герб.
Логопед раздаёт раскраски с гербом, карандаши, включается спокойная музыка.
III.Заключительная часть.
9.Окончание занятия. [Оценка работы детей].
Логопед: Ребята, наш город - Долгопрудный очень современный, ухоженный, чистый, красивый. Давайте беречь чистоту и традиции нашего города!
Вы все большие молодцы!
Предварительный просмотр:
Материалы к лексической теме
« Наш город - Долгопрудный ».
Дети должны знать.
Существительные: город, село, столица, область, адрес, река, залив, площадь, улица, переулок, проспект, набережная, бульвар, переулок, перекрёсток, дом, больница, театр, музей, памятник, вокзал, мост; магазин, школа, детский сад, театр, балкон, витрина, библиотека, киоск, поликлиника, аптека, достопримечательности, школа искусств, фонтан, сад, фабрика, завод, сквер, парк, стадион, шоссе, тротуар, район, храм, купол, музей, благоустройство, кинотеатр, дворец культуры, газон, подъезд, вокзал, новостройка, река, пруд.
Прилагательные: городской, сельский, амурский, российский, красивый, прекрасный, широкие, длинные, узкий, просторный, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой, парковый.
Глаголы: строить, перестраивать, любить, беречь, убирать, ремонтировать, украшать, охранять, гордиться, жить, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Дети должны уметь.
Согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.
Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов.
Один пруд, два пруда, три пруда, четыре пруда, пять прудов.
Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц.
Один рынок, два рынка, три рынка, четыре рынка, пять рынков.
Один стадион, два стадиона, три стадиона, четыре стадиона, пять стадионов.
Образовывать существительные во множественном числе.
Магазин – магазины Площадь – площади
Вокзал – вокзалы Город – города
Улица – улицы Школа – школы
Театр – театры Аптека – аптеки
Парк – парки Дорога – дороги
Больница – больницы Мост – мосты
Образовывать прилагательные.
Дом из камня – каменный дом
Домик из дерева – деревянный дом
Окно из стекла – стеклянное окно
Мост из дерева – деревянный мост
Мост из железа – железный мост
Дорога из камня – каменная дорога
Уметь составлять рассказ по плану:
1)Как называется твой любимый город?
2)Назови свой домашний адрес
3)Какие учреждения расположены рядом с твоим домом?
4)Как называется главная улица в твоем городе?
5)Главные достопримечательности твоего города.
6)Что ты делаешь для того, чтобы твой город оставался всегда чистым и красивым?
7)Твое отношение к этому городу.
Вместе с детьми.
Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку, как называется город, где он живет, в честь кого назван город, чем он знаменит;
- рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города;
- совершить виртуальную прогулку по городу, обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;
- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер; выучить с ребенком свой домашний адрес.
Отгадайте загадки:
В городе деревьев мало
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала
От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зеленых тополей. (Парк)
Шагаешь — впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит.
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят. (Улица)
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Посмотреть на них идет. (Музей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».
Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Мебель».
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Домашние животные
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные подготовилаучитель - логопедФадеева Я. А....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год»
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Новый год» для детей с ОНР в старшей группе ....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Осень. Приметы осени»
Конспект логопедического занятия в старшей группепо лексической теме «Осень. Приметы осени» Подготовила учитель-логопед Кравченко Ю.В....