Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием STEАM – технологий.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Научно-методическая статья раскрывает проблемы речевого развития дошкольников, понятия steam-технологии, лого-робот «Пчелки», логопедические дидактические игры с использованием лого-роботов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logo-robot_pchelka_beebot.docx | 43.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием
STEАM – технологий.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
К типичным речевым проблемам дошкольника относятся:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- маленький словарный запас
- употребление нелитературных слов и выражений
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый вопрос
- неспособность построить монолог
-плохая дикция
Время и технологии не стоят на месте и некоторые проблемы речевого развития дошкольников можно скорректировать с помощью инновационных технологий. Одним из направлений является steam-технология - это модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Если расшифровать данную аббревиатуру, то в переводе с английского получится: S – естественные науки, T – технология, E - инженерное искусство, A – творчество, M – математика.
Данная технология может быть использована во всех областях развития дошкольников, в том числе и в логопедии.
Применение steam-технологии в ДОУ осуществлялось с помощью лого-роботов «Пчелки» - программируемый мини-робот, предназначенный для использования детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При помощи кнопок задается алгоритм движения робота. Задача – привести робота в точку назначения (задается самостоятельно или траектория движения выстраивается на специальных полях-ковриках) для которых мною были разработаны логопедические дидактические игры: «Слоговые башни», «Покоряем вершину», «Найди букву по отпечатку», «Геометрики», «Одним цветом», «Составь рассказ-путешествие», «Долети до цветка» и др.
Игра№1 «Долети до цветка»
Цель: автоматизировать поставленный звук.
Ход игры: устанавливаем «пчёлку» внизу игрового поля, задаем алгоритм
движения вперед. До тех пор, пока «пчёлка» двигается по игровому полю к
цветку, ребенок произносит поставленный звук (например, ЛЛЛЛЛЛЛЛ, или
ЖЖЖЖЖЖЖ). На следующем этапе, в пустые клетки поля кладем картинки со слогами, также двигаясь к цветку проговариваем слоги.
Игра №2 «Покоряем вершину»
Цель: закрепить произношение звука, в начале слова, сформировать
умение различать твердость и мягкость звука на слух и в произношении.
Ход игры: с помощью «пчелки» ребенок поднимается по ступенькам с
картинками вверх, произнося автоматизируемый звук в слове правильно, чтобы дойти до самого верха без ошибок. За неправильное произношение ребенок вытягивает карточку с заданием: если значок «губы» - то нужно рассказать чистоговорку либо стишок, если значок «?» - то придумывает слово на заданный звук, если «1,2,3» - то считалочку. После этого продолжаем «покорять вершину». Также учитывается умение правильно задавать алгоритм движения «пчелки» по игровому полю.
Данные игры превращают скучны процесс по автоматизации звуков в увлекательные гонки «пчелок», развивают связную речь с помощью рассказов-путешествий, помогают сформировать грамматический строй речи, закрепляют навыки пространственной ориентировки и навыки построения алгоритмов. Результаты диагностики показали, что использование данной технологии в логопедии позволяет скорректировать речевые нарушения дошкольников в более короткий срок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция Тема: «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки. Они помогают ребёнку подружиться с друг...
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слух...
Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр
В дошкольном возрасте у детей необходимо развивать активный познавательный интерес к родному языку, повышать уровень речевого развития, подготовить к началу обучения в школе. Основой общения взрослого...
Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий....
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием различных игровых технологий.
Акктуальной проблемой нашего времени остро стоит потребность всестороннего развития детей в условиях ДОУ. В последние годы быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных ...