Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием различных игровых технологий.
методическая разработка

Комбас Юлия Анатольевна

Акктуальной проблемой нашего времени остро стоит потребность всестороннего развития детей в условиях ДОУ. В последние годы быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально - волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Дети все реже стали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: видеоиграм - занятиям с конструктором, просмотру мультфильмов – подвижным играм. Дети мало, очень мало двигаются, а это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.

Мы хотим вам рассказать об использовании ортопедических ковриках в своей коррекционно-развивающей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_gotovyy_konferentsiya_2.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием различных игровых технологий.

Акктуальной проблемой нашего времени остро стоит потребность всестороннего развития детей в условиях ДОУ. В последние годы быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально - волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития. 

Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Дети все реже стали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: видеоиграм - занятиям с конструктором, просмотру мультфильмов – подвижным играм. Дети мало, очень мало двигаются, а это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.

Процесс развития дошкольников проходит сопреженно абсолютно во всех сферах: речевое, умственное, физического и сенсорное развитие. В этом дошкольникам помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, помогая усвоить актуальную информацию присущим им способом. Но так как дети чаще всего мало двигаются, они испытывают нехватку сенсорных ощущений.

И сегодня мы хотим вам рассказать об использовании ортопедических ковриках в своей коррекционно-развивающей работе.

Цель: презентация опыта работы по использованию ортопедических ковриков при организации коррекционно-развивающей работы с детьми.

Задачи:

  1. Расширение поля профессионального зрения о применении ортопедических ковриков и легоконструирования.
  2. Формирование представлений о разнообразном применении ортопедических ковриков.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук и стопах.

И именно в стимулировании этих рецепторов нам помогают ортопедические коврики. Что такое ортопедические коврики? Ортопедические коврики - это специальное массажное изделие, купленное в магазине, материалы которого имитируют натуральный природный покров, рельеф (траву, гальку, морской песок, шишки и др.), который дает необходимую нагрузку, плюс он тонизирует детские стопы. Оказывает оздоровляющее воздействие на внутренние органы, формирует правильную походку и стимулировать все окончания, отвечающие в организме за мыслительную и двигательную деятельность. Ортопедические коврики выпускаются самых разных ярких расцветок, а края в виде пазлов позволяют укладывать сегменты в различном порядке и придавать различную форму. В нашем детском саду они есть практически во всех группах. Коврики сертифицированы, безопасны, легки в обработке, легко трансформируются, обеспечивают игровую, познавательную и двигательную активность, что и требует от нас ФГОС.

Данные технологии можно использовать в любые режимные моменты, можно применять их на занятиях (как с подгруппой детей, так и в индивидуальной работе).

Наша задача улучшить у ребенка внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, способствовать снятию гипер- или гипотонуса, снизить утомляемость при занимательной деятельности, повысить способность к произвольному контролю.

Для того чтобы среда была благоприятной, мы подготовили ряд игровых упражнений и заданий, которые выполняются на ортопедических ковриках.

Существуют некоторые правила при использований ковриков. Все игровые упражнения и задания, выполняемые на ортоковриках проходят без обуви в носочках. Участие могут принимать от одного до восьми детей (в зависимости от задания). Задания построены по типу от простого к сложному.

Вот, некоторые игровые упражнения и задания: 

1. Ритуал начала и завершения занятия.

Ритуалы позволяют лучше организовать детей, настроить на работу, создать необходимую атмосферу,  помогают детям понять, где начало и где окончание занятия. Ортоковрики превращаются в тропинку, пройдя которую встречаем героя занятия или в речку, перебравшись через которую находим задания.

2. Сенсорные эталоны.

Первая простая игра - сортировать игрушки по цветам и складывать их на коврик соответствующего цвета. Изучению основных цветов, помогает качественная, равномерная окрашенная поверхность ковриков - «Покажи цвет», «Какие цвета на твоём пути». «Найди и встань» - Можно представить, что ребенок - это зайчик, и ему надо быстро запрыгнуть на желтый/красный/зелёный коврик, чтобы спрятаться от волка. В пример можно привести игру «Рассели по домикам». Детям раздаются карточки с дикими и домашними животными (опять же, это могут быть и не животные, мебель, овощи и фрукты, всё что угодно). Задание заключается в том, что в жёлтых домиках будут жить домашние, а в синих дикие животные). Идя по кругу, карточки кладутся в нужном по цвету домике. Тем самым дети закрепляют не только цвета, но обогащют словарный запас.

3. Упражнение на понимание инструкций, по развитию слухового восприятия и чувства ритма.

Данные упражнения мы использовали на этапе диагностики.

Умения различать звуки является основопологающей фонематического восприятия. Здесь важной задачей становится умение слышать инструкции и ориентироватся на слух. Даются инструкция: «Стой», «Иди», «Беги» или 1 раз поднимись на носочки, 2 раз присядь и т.д.

Другой вариантигры: звучит музыка (можно бубен), создающая простой ритм. Ребенок наступает на коврики в ритм и отхлопывает его, можно считать (раз, два, раз, два).

5.Упражнения  и игры по развитию ориентировки в пространстве.

Игровые задания на ориентировку в своём теле, на закрепление знаний право-лево. Ребенку дается одноступенчатая инструкция (1 шаг вперед, 2 шага вправо, 1 шаг влево), двухступенчатая инструкция (сначала 3 шага вперед, потом 2 шага влево). На каждом коврике закрепим к примеру карточку с домашним животных (карточки могут быть по любой тематике, на закрепление). По команде (сделай 2 шага вправо, или 3 шага влево, ребёнок начинает двигаться. Дойдя до места, ребёнку задаётся вопрос: К кому ты пришёл в гости? Соответственно, ребёнок должен ответить, к какому герою (нарисованному на карточке, он пришёл (побуждаем ребёнка к полному ответу). Тем самым, мы делаем ориентировку ребёнка интересней, выполняя задачу в речевой коррекции и закреплении знаний в познавательном развитии.

Следующее упражнение на понимание предлогов.

- Найди коврик, который находится между красным и зеленым, встань на него и хлопни.

- Найди коврик, который находится перед фиолетовым, встань на него и прыгни.

- Найди коврик, который находится за желтым, встань на него и покружись вправо.

- Найди коврик, который находится справа от зеленого, встань на него и вытяни левую руку вперед.

Еще одно упражнение на ориентировку в пространстве: - По хлопку, иди в обратную сторону, «Кто твой сосед справа (слева?)», «Правая и левая рука».

6.Упражнения и игры по познавательному  и речевому развитию (умение группировать предметы, развитие внимания, памяти и воображения, расширение словарного запаса). Перед нами стоит задача, расширить словарный запас ребёнка и пополнить его. Сюда входят такие игры, как:  «Какой, какая, какие», «Какая зима?», «Предмет и его признаки», «Кто в домике живёт». «Я начну, а ты продолжи» и т.д. Например, игра «Какой ты?» необходимо описать  своё качество (добрый, сильный и т. д.) при этом назвав качество, положить бусину на коврик. Ещё пример одной игры на согласование числительных с существительным игровое упражнение «Сколько» или «Какой?». У каждого коврика лежит картинка с изображённым фруктом (может быть группа других тематических картинок). А в центре ковриков лежит карточка с нанесённой на неё цифрой. Пусть это будет сейчас цифра 5. Необходимо согласовать число с предметом, к примеру 5 бананов, 5 яблок и так далее. Так же можно с этим же числом обыграть и порядковые числительные. К примеру, пятый банан, пятое яблоко и так далее, смотря на свои картинки мы склоняем наш предмет.

«Назови фигуры на твоём пути»

«Чего не стало» (фигура или предмета)

 «Закрепляем знания о цифрах»

 «Рассели всех по своим домикам»

 «По дорожке шагай, звук называй»

«Доскажи словечко»

«Назови больше»

7. Упражнения по формирования фонематического восприятия

«Слоговые песенки», «Какой звкук», «Где спрятался звук?», «Найди звук в слове».

Так же в своей рвботе используем игры объединяющие несколько упражнений в одном. Одним из таких упражнений является «Весёлые шарики у меня в руках» на ориентировку по своему телу и закрепление цветов. С разных сторон ковриков лежащих по кругу разложены разноцветные шарики. Опять же, на закрепление каких-либо тематических знаний, мы можем разложить и картинки. Дается инструкция «Сделай два шага вперёд и возьми левой рукой шарик». Ребёнок берёт шарик (если не знает, где левая рука, то я ему показывают) и поднимает его вверх. При этом спрашивают: «Какого цвета ты взял шарик левой рукой?». Ответ должен быть соответственно полным: «Левой рукой, я взял красный шарик». Можно обыграть и по другому: «Сделай 3 шага вперёд и возьми красный шарик». В этой игре наоборот уже будем спрашивать «Красный шарик ты взял какой рукой?». Постепенно мы в игре закрепляем знания «правая и левая рука», обогащается слова, идёт массаж ступней и закрепляются знания, запланированные нами.

Очень много различных игр можно придумать с помощью ортопедических ковриков под разный возраст детей. На своей же практике хотим отметить, что данные подходы с использования ортоковриков дают  свои положительные результаты.

1.У детей создается положительный эмоциональный настрой, не вызывает у ребёнка негативного отношения.

2. Использование данной технологии и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

3. Развитие положительной мотивации к занимательной деятельности

4. Созданные в благоприятные условиях, характерный для детей в играх, способствуют закреплению речевых и познавательных навыков.

Спасибо за время, уделённое нам, надеемся, вам понравился представленный  нами опыт работы и он станет чем-то полезным в вашей практике!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста с применением различных образовательных технологий

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования и в том числе к  первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске  одаренных гениев, а в целенапр...

«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)...

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по формированию элементарных математических представлений. Образовательный мультимедиакурс "Радость познания"

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»дистанционное образование детей - образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и друг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 6-7 лет)

Планируемые  результаты освоения  Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные  х...

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по художественно-эстетическому развитию. Образовательный мультимедиакурс "Радость познания"

Цель дистанционного образования дошкольников - предоставление детям качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия между педагогами образовательной организации, воспита...