Презентация для учителей-логопедов "Особенности логопедического обследования при заикании".
презентация по логопедии
- •Симптомы заикания;
- •Классификация заикания;
- •Причины заикания;
- •Понятие;
- Обследование при заикании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_logopedicheskogo_obsledovaniya_pri_zaikanii.pptx | 120.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией , вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий
Причины заикания Предрасполагающие причины Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести: Наследственную предрасположенность. Чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. Невропатическую конституцию ребенка . У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез , ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности , гемолитической болезнью плода , внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах , родовыми травмами и т. д.
Причины заикания Производящие причины Процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей. Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать: тяжелые инфекции ( менингит , энцефалит , корь , коклюш , тиф и др.); ЧМТ ; гипотрофия ; рахит ; интоксикации; одномоментные психические потрясения или длительная травматизация психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.
Классификация заикания В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую ( логоневроз ). Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобную . Неврозоподобное заикание связано с органическим поражением нервной системы. По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях: Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия . В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными
Симптомы заикания К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия . При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи. Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов. У детей с заиканием могут иметь место тоно -клонические или клоно -тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артикуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными
Цель и задачи логопедического обследования Цель - осуществление психолого-педагогического и логопедического обследование заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Сбор анамнестических данных. Обследование состояния речи и моторики. Изучение личностных особенностей заикающихся дошкольников. Обработка и анализ полученных в ходе экспериментального изучения данных.
Белякова Л.И. и Дьякова Е.А. в своем учебнике «Заикание» дают следующую схему обследования детей с заиканием: Анкетные данные: Фамилия, имя ребенка. Дата рождения. Дата обследования. Возраст. Домашний адрес, телефон. Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район). Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола психолого - медико – педагогической комиссии, от какого числа). Диагноз районной психолого - медико – педагогической комиссии. Обследование при заикании
Сведения о семье: Мать. Отец. Жалобы родителей. Речь родителей. Наследственные заболевания. (Особо отметить наличие семейного заикания). Обследование при заикании
Общий анамнез: 1. От какой беременности ребенок. 2 . Возраст матери при рождении ребенка. 3. Как протекала беременность в 1 половину, во 2 половину. 4. Течение родов: в срок, в 8 мес., 7 мес. Роды: нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.; стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция. Длительность родов: первые - более 20 часов, повторные - более 12 часов. Травмы во время родов: переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка. 5. Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой. 6. Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив; Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспепсия. 7. Заболевания на 1-м году жизни: пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия, диспепсия и др. 8. Заболевания ребенка от I года до 3 лет, после З лет. 9 . Травмы головы: с потерей сознания, без потери сознания. 10. Закрытие родничка: раннее, норма. 11. Нервно-психическое здоровье отца, матери. 12.Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, алкоголизм, заикание. Обследование при заикании
Особенности формирования речевой функции : Время появления и особенности гуления , лепета. Понимание речи с... Первые слова с ... Первая фраза с ... Темп речи. Дефект слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с... Какие звуки долго произносил неправильно. С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, со сверстниками. Обследование при заикании
Особенности формирования моторики Удержание головы с ... Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с… Движения со спины на бок с..., со спины на живот с... Стал сидеть без поддержки с... Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с... Стал тянуться за высоко расположенными предметами с... Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с... Ходил ровно, с пробежками, падал с... Моторные навыки: одеться с..., раздеться с…, застегнуть пуговицу с..., зашнуровать ботинок с... Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив или заторможен, неповоротлив с... Правша, левша, амбидекстр , была ли попытка переучивания левшества . Обследование при заикании
Развитие подражательности Действия с игрушками по показу взрослого: "Покачай лялю", "Покорми кису" с... То же по словесной инструкции с... Подражание разнообразным показываемым действиям с... Воспроизведение данного образца по показу с... Воспроизведение данного образца по слову с... Развитие взаимоотношений Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с... Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересоваться их действиями с... Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи: "Не плачь", “Он к маме хочет” – с… Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с... Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с.., к коллективу детей - с... Обследование при заикании
Время возникновения первых симптомов заикания Приблизительное время проявления заикания. Как начиналось заикание (точно записать со слов родителей). Причины заикания. В чем проявлялось заикание (по описанию родителей). Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее. Где, когда, сколько занимался исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь. Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает. Характеристика общительности Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремятся к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение. Обследование при заикании
Исследование моторики Для детей 2лет и 3-го года жизни: пройти по дорожке, начерченной мелом по полу; перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см; медленно покружиться на месте; отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками; бросить мяч логопеду (взрослому) двумя руками; поймать брошенный мяч; подпрыгнуть на месте на двух ногах; наклоны вперед и в стороны; присесть, держась за спинку стула; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку. Для детей 3 лет и 4-го года жизни: пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см; менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, хлопки в ладоши), перейти с бега на ходьбу; остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол; прыгнуть в длину с места; переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки. Обследование при заикании
Исследование моторики Для детей 5 лет и 6-го года жизни: пробежать; проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стола к окну и др.); остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово "стой") после ходьбы, пробежки, прыжков; установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен - ходьба на носочках, громче - на полной ступне, громко - пробежка, нет ударов— остановиться; бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать; правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился; прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча; руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда); держа руки: нал головой, переложить из одной руки в другую три ленточки, поочередно; то же самое с пятью ленточками. Для детей 6 лет — 7-го года жизни: т о же, что и тля детей 5-6 лет, добавить: присест», покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч; ударить мяч ладонью об пол и считать до 5; взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду; пробежать, на бегу бросая и ловя мяч; прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча; завязать ленту узлом, бантом. Обследование при заикании
Исследование моторики Нормальная моторика : сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать определенное время нужную позу; сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.); вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук; выразительна и эмоциональна мимика лица. Нарушения моторики : повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой, незавершенной амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний; моторная напряженность, скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии . Обследование при заикании
Исследование подражательности Для детей 3 лет - 4-го года жизни: - повторить за логопедом предложение из 3-4 слов; - по образцу: подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо); - нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6-7 колец); - построить из кубиков воротца; - отобрать две одинаковые куклы из четырех; - подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных. Для детей 4 лет — 5-го года жизни: - повторить за логопедом фразу из 5 слов; - по образцу: собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: "Я надеваю (снимаю) синий кружок"; - построить домик, забор, воротца из строительного материала; - раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце). Для детей 5 лет - 6-го года жизни: По образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например, "У Саши пала летчик. Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк." Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка). Для детей 6 лет - 7-го года жизни: После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки. Обследование при заикании
Исследование речи ребенка Исследование импрессивной речи. Для детей 2 лет — 3-го года жизни: - показать по словесной инструкции логопеда, называнию различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода; - выполнить поручение по речевой инструкции, например, "Возьми куклу", " Принеси мяч" и т.д. Для детей 3 лет — 4-го года жизни: - показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), величины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец); - выполнить поручения по речевой инструкции, например, "Возьми шарик и положи на стол", ‘»Встань и подойди к окну»; ля детей 4 лет - 5-го года жизни: - показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; - ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания). Обследование при заикании
Исследование импрессивной речи. Для детей 5 лет - 6-го года жизни: - показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей из сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; - ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания); - показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных. Для детей 6 лет - 7-го года жизни: - показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок); - показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок); - ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи. Обследование при заикании
2. Исследование экспрессивной речи. Для детей 2 лет - 3-го года жизни: - назвать окружающие предметы, игрушки; - показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп); - рассказывание ребенком сказки, например, "Курочка ряба"; - описание несложной сюжетной картинки; - высказывание об игрушке; - чтение стихотворения. Для детей 3 лет - 4-го года жизни: - называние предметов обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус); - беседа; - рассказывание по картинке; чтение стихотворения Для детей 4 лет — 5-го года жизни: - беседа с ребенком; - пересказ известной сказки; - называние за логопедом (отраженная речь) картинок; - рассказывание с логопедом (сопряженная речь) стихотворения; - игра в лото, домино на сопряженной речи. Обследование при заикании
2. Исследование экспрессивной речи. Для детей 5 лет — 6-го года жизни: - беседа с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т.д. (по логическим группам слов); - сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их различии и сходстве (например, две куклы); - назвать за логопедом сюжетные картинки; - вместе с логопедом дать описание какой-нибудь игрушки в игре: "Игрушка-сюрприз": развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку - медвежонка). Для детей 6 лет — 7-го года жизни: - составить предложения по сюжетным картинкам; - показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра; - беседа с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях и т.д.: - повторить за логопедом предложения небольшого текста; - вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: "Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок" и т.д.- "Получился цветок". Обследование при заикании
Исследование фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений 1. Исследование фонематического анализа. Надо определить у заикающихся детей, начиная с 4-5 лет, способность выделять ударный гласный в начале слова (например, какие звуки слышны в начале слов «Аня», «Оля», «утка»). Начиная с 5-летнего возраста следует определять у заикающегося ребенка способность выделять звук на фоне слова (например, слышен ли в слове "сани" звук С). Необходимо также, начиная с 6-летнего возраста, исследовать, у заикающихся детей способности: - выделять звук из слова, например, какой звук слышен в начале слова "сани"; - дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, заднеязычные - переднеязычные, сонорные Р-Л и др.; - определять место звука в слове по отношению к другим звукам, например, какой звук слышен после звука М в слове "мак" или какой звук находится на третьем по счету месте в слове "каша"; - определять последовательность звука в слове, например, какой звук находится между звуками И, А в слове "лиса" или: "Назови соседей звука К в слове "рука" . Следует исследовать у заикающихся детей в возрасте от 5 до 7 лет способность определять количество звуков в словах, например, сколько звуков в словах "рак", "лапа", "кошка". Обследование при заикании
2. Исследование фонематического синтеза. Надо определить у заикающихся детей, начиная с 5-летнего возраста, способность составлять слова из последовательно данных звуков: «Послушай звуки Д, О, М, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось?» 3. Исследование фонематических представлений. Начиная с 5-летнего возраста предлагаются для выполнения следующие задания: - придумать слово на заданный звук; - разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например, С-Ш, Ч-Ц, Р-Л и др.; - из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Обследование при заикании
Исследование состояния грамматического строя речи Предложить заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить следующие задания: - составить рассказ по сюжетной картинке; - преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок (например, шар - шары, топор - топоры, дом - дома, коза - козы, белка - белки, лист - листья и т.п.). У заикающихся детей 5-7 лет проверить способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др., а также способность словообразования (предложить ребенку образовать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного, например, нож - ножик, ложка - ложечка, кукла - куколка, дом - домик). У заикающихся детей 6-7 лет исследовать способность к образованию прилагательного от имени существительного: дерево - деревянный, кожа - кожаный и т.п. При затруднениях в выполнении задания можно дать инструкцию: " Стакан из стекла. Какой стакан? - Стеклянный". "Лопата из дерева. Какая лопата? - Деревянная" и т.д. Исследовать способность образования глаголов движения с помощью приставок, например: улетел, прилетел, перелетел, вылетел, взлетел, налетел. Исследовать способность согласовывать числительные "два" и "пять" с существительными: дом, жук, ведро, тар, рыбка. Обследование при заикании
Исследование состояния лексики Для исследования лексики применяются специальные приемы: называние предметов; называние предметов по их описанию, нахождение общих названий, подбор определения к слову и т.д. Предложить детям, начиная с 4-летнего возраста, назвать предметы или картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы. Детям 6-7 лет предложить более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, показать чашку, стакан, блюдце, тарелку и задать вопрос: "Как назвать все эти предметы одним словом?" или "Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник?» Обследование при заикании
Исследование характера игровой деятельности заикающихся детей При исследовании характера игровой деятельности следует обратить внимание на следующие моменты. 1.Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале или в конце игры, в ходе игры). 2.Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре-драматизации, творческой (ролевой или конструктивной). 3. Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх. 4.Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре. 5. Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча. 6.Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет. 7.Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив, перешли к другой, затем к третьей и т.д. Обследование при заикании
Исследование характера игровой деятельности заикающихся детей 8. Что мешает заикающимся детям осуществить свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее. 9. Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно смыслу или же случайно. 10. Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место. 11. Какие конфликты и из-за чего возникают в играх, как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние речи ребенка) или с помощью взрослых. 12. Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взросло с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях. Обследование при заикании
Исследование взаимоотношений детей в играх В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх необходимо выяснить: - умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; - степень участия в приготовлении игрового места; - умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом товарища; - взаимоотношения детей в играх: главенство - подчиненность, частичное главенство - подчиненность, отношения равенства. Исследование общественного поведения детей в играх В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх логопед выясняет: - предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; - предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к товарищу по игре. Обследование при заикании
Логопедическое заключение В логопедическом заключении учитывается следующее: - форма судорог, их локализация, степень выраженности; - характер общительности; - степень подражательности; - характер моторики; - наличие соответствующих движений, уловок, синкинезий и других подобных проявлений; - наличие эмболофразий ; - отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания); - характер игровой деятельности (отнесение к определенной группе); - особенности эмоциональной сферы заикания; -наличие нарушений звукопроизношения, элементов общего недоразвития речи, недоразвития отдельных сторон речевой функциональной системы. Обследование при заикании
Список литературы Волкова Г. А. /Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов: 2-е изд.,- СПб.: «ДЕТСВО- ПРЕСС», 2003. Заикание /И.А. Сикорский. М.: АСТ: Астрель, 2008. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с. Леонова С.В. /Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: М.: ВЛАДОС, 2004 г. Парамонова Л. Г. /О заикании: профилактика и преодоление недуга. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. Поварова И.А. /Коррекция заикания в играх и тренингах/ М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)
Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....
Презентация опыта работы по использованию методики "Логопедическое обследование речи детей" В.М.Акименко
Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов,психологов, дефекктологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....
Презентация "Трудные случаи в логопедической практике. Дизартрия. Коротко о заикании".
Обзор и анализ литературы с обменом практическим опытом по преодолению дизартрии у детей....
Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты
В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...
Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"
Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов 2.Обследовать понимание предложений...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...