РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Уже ни для кого не секрет, что современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. И чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо знать те «подводные камни», которые могут помешать успешной учебе будущего первоклассника.
Предлагаю сегодня поговорить о связной речи.
Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.
Тем не менее, учителя начальной школы отмечают, что часто дети, понимая материал, не могут пересказать его, затрудняются подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, испытывают трудности при ответе у доски, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно.
Для того, чтобы помочь ребенку избежать этих трудностей и неловких моментов, необходимо научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.
Основной базой для формирования связной речи является богатый словарный запас. Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить его в активный словарь. Необходимо уделить внимание и правильному проговариванию слов, словосочетаний и предложений. Для формирования богатого словарного запаса надо расширять кругозор ребенка, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.
В детском саду дети обучаются связной речи в процессе непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, в играх. Но без закрепления навыков связной речи дома, с родителями все успехи детей могут свестись к нулю.
Как же закрепить полученные умения?
На помощь придут лексические игры. Многие из этих игр не требуют специальной подготовки и играть в них можно по дороге домой или во время прогулки, купания, выполнения каких-нибудь домашних дел.
Например:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_u_budushchih_pervoklassnikov.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Уже ни для кого не секрет, что современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. И чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо знать те «подводные камни», которые могут помешать успешной учебе будущего первоклассника.
Предлагаю сегодня поговорить о связной речи.
Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.
Тем не менее, учителя начальной школы отмечают, что часто дети, понимая материал, не могут пересказать его, затрудняются подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, испытывают трудности при ответе у доски, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно.
Для того, чтобы помочь ребенку избежать этих трудностей и неловких моментов, необходимо научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.
Основной базой для формирования связной речи является богатый словарный запас. Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить его в активный словарь. Необходимо уделить внимание и правильному проговариванию слов, словосочетаний и предложений. Для формирования богатого словарного запаса надо расширять кругозор ребенка, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.
В детском саду дети обучаются связной речи в процессе непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, в играх. Но без закрепления навыков связной речи дома, с родителями все успехи детей могут свестись к нулю.
Как же закрепить полученные умения?
На помощь придут лексические игры. Многие из этих игр не требуют специальной подготовки и играть в них можно по дороге домой или во время прогулки, купания, выполнения каких-нибудь домашних дел.
Например:
- "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
- "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
- "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
- "Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
- Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
- "Кто где живет?", "Чьи детки?"
- "Узнай по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
Кроме этого, следует уделить внимание словоизменению и словообразованию, например:
- «Чей хвост?» - заячий, лисий, волчий
- «Суп из гороха какой?» - гороховый, «Стол из дерева какой?» - деревянный и т.п.
Словесные игры развивают и формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. В процессе этих игр дети учатся классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. Словесные игры помогают ребенку стать внимательным, активным, развивают любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы этого избежать, необходимо научить детей пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.
Здесь на помощь придут игры:
- "Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).
- "Какое слово убежало?" (Алеша ел...).
- "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...)
- "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).
- "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).
- "Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы).
- Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).
При формировании навыков связной речи, полезно упражнять детей в ответах на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?), а также в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу).
Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".
Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо предлагать ему много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Большую помощь окажут наблюдения за изменениями в природе, оценке природных явлений.
Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.
- "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
- "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).
- "Что ты увидел за три секунды?", ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном.
- "Смешинки" (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке).
- Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок
исправляет. - Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.
- Придумывание совместных сказок, рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?").
Полезны игры, развивающие описательную речь:
- "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
- "Небылицы".
- "Мое любимое животное".
Также в формировании связной речи помогут пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Будет замечательно, если включать в пересказ материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей.
При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.
Список используемой литературы
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 400 с.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.
4. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - СПб.: Детство - пресс, 2008. - 201 с.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 213 с.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи будущих первоклассников.
Формирование связной речи - это важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей....
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Какой должна быть речь у будущего первоклассника!
Консультация для родителей...
Памятка для родителей дошкольников "Игры по развитию речи для будущих первоклассников".
Данный материал поможет родителям в игровой форме развивать связную речь и фонематические процессы у своих детей....
"Развитие связной речи у будущих первоклассников".
В статье для родителей представлены игры на развитие связной речи у старших дошкольников....
Комплексное занятие по развитию связной речи «Машина будущего»
Программное содержание.Задачи на развитие познавательных способностей: закреплять название профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта.Задачи на развитие речи: учи...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Поселок будущего».
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Поселок будущего»....