Рекомендации родителям
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Дети не рождаются безграмотными.
Их правописанию мешают ошибки которые вовремя не исправил логопед или заботливая мама. Важно исправить все недочёты до школы.
К сожалению, в начальных классах сегодня отмечается катастрофическая неуспеваемость юных учеников по русскому языку.
У детей возникают специфические трудности письма – эти дети с трудом овладевают письмом, их работы содержат много грамматических ошибок, пропускают и переставляют буквы в словах, заменяют одни буквы другими, буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. Первоклассники просто не умеют внимательно слушать, потому что не научились этому в более раннем возрасте.
Все эти факторы свидетельствуют о риске развития у ребёнка таких нарушений как дисграфия и (или) дислексия.
Дисграфия и дислексия – что это?
Дислексия (от лат. «лексо» – читаю) – это частичное расстройство навыков чтения.
Дисграфия (от лат. «графо» – пишу) – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
Как помочь ребёнку? Существует огромное количество игр на устранение предпосылок дисграфии и дислексии.
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения
МБДОУ Д\с «КВ № 16»
Учитель-логопед О.В. Ананьина
Профилактика нарушений
дислексии и дисграфии
Советы родителям
Как много звуков нас окружает
Наблюдая за миром шумов, ребёнок поймёт, что предметы могут издавать разнообразные звуки: скрипы, шорохи, щелчки и т.д. некоторые из них бывают похожими друг на друга.
«Отгадай, что шумит»
Цель игры: научить ребёнка различать звуки без зрительной опоры на предмете.
Для игры: 4-5 игрушек, издающие различные шумы, ширма.
Задание: определить, какая игрушка шумит за ширмой.
Ход игры: «Посмотри: это самолётик. Он шумит так». Взрослый демонстрирует звучание каждой игрушки. Затем игрушки прячем за ширму. «Отгадай, какая игрушка звучит».
Ребёнок без зрительной опоры отгадывает звучание. Если ребёнок не говорит, взрослый просит показать, какая игрушка звучала.
«Кто мяукает, а кто хрюкает?»
Цель игры: научить ребёнка внимательно слушать, запоминать и различать звуки.
Для игры: картинки с изображением различных домашних животных.
Задание: отгадай, кто какие звуки издаёт.
Ход игры: взрослый произносит сочетания-звукоподражания. Спрашивает ребёнка: «Кто мычит? Покажи». Ребёнок выбирает картинку с изображением коровы. Аналогично – с другими домашними животными.
Лексический материал:
«Му-у-у» - мычит корова.
«Мяу» - мяукает котенок.
«Ш-ш-ш» - шипит кошка.
«И-го-го» - ржёт лошать.
Игра «Слова - ритмы»
Цель игры: развивать у ребенка чувство ритма, выделяя ударный слог.
Для игры: картинки (игрушки) с изображением мухи, козы, дома.
Задание: произносить название предметов, отхлопывая (выделяя) ударный слог.
Ход игры: взрослый показывает ребёнку картинку или игрушку. Спрашивает: «Кто? (Что?). Назови и отхлопай слово».
Лексический материал:
мУха, козА, дОм, панАма, кУрица.
Формируем навыки звукового анализа
и синтеза
Грамоте на русском языке обучают при помощи знакомства со звуками, которые важно уметь слушать, выделять и обозначать буквами.
Поэтому малыш должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, владеть фонематическим анализом и синтезом.
«Подари подарки Уле и Оле»
Цель игры: научить ребёнка выделять первый звук в слове.
Для игры: две куклы, картинки с изображением предметов, которые начинаются со звуков [O], [У].
Задание: подарить Уле те предметы, названия которых начинаются со звука [У]. Подарить Оле те предметы, названия которых начинается со звука [О].
Ход игры: взрослый демонстрирует предметы-подарки, называет их голосом выделяя первый звук ты слышишь в слове «у-у-утка, о-о-осень,
у-у-удочка. Взрослый спрашивает ребёнка: «Какой первый звук ты слышишь в слове у-у-утка?» [У]. Аналогично спрашивает про все игрушки. Ребёнок раздаёт подарки, каждый раз проговаривая название предмета с выделением первого звука.
Игра «В начале? В середине? В конце?»
Цель игры: научить ребёнка определять примерное место звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце.
Задание: ответить на вопрос.
Ход игры: взрослый до начала выполнения упражнения убеждается в том, что малыш хорошо понимает значение слов «начало» и «конец», «середина», чтобы не было ответов наугад.
Взрослый произносит различные слова, несколько утрированно выделяя звук [С]. Ребёнок определяет место звука в слове.
Лексический материал:
Где ты слышишь звук [С] в слове с-с-сумка: в начале, в середине или в конце слова?
«Скажи наоборот»
Цель игры: научить ребёнка анализировать звуковой состав слова, различать звуки, в том числе по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.
Задание: измени слоги и слова по образцу.
Ход игры: взрослый проговаривает образец, анализирует с ребёнком, какой звук изменился.
Лексический материал:
1. Та – та – та - (тя – тя – тя)
То – то – то - (тё – тё – тё)
2. Уши – усы
Мишка – миска
Кашка – каска
Вас – ваш
Мыс – мышь
Уважаемые родители!
Ежедневные занятия с ребёнком по профилактике дисграфических ошибок дадут положительные результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""
Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....
Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
Рекомендации родителям для адаптации детей с ОВЗ в детском саду. Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендациям учителя-дефектолога в домашних условиях.
Рекомендации для родителей детей ОВЗ. Рекомендации учителя-дефектолога занятий дома....
Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"
Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...