Коррекция звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Пестова Галина Александровна

Представлены результаты исследования  звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5_isprav.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

Пестова Г.А.

студент ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

(г. Челябинск, Россия)

Научный руководитель

Щербак С.Г.

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

(г. Челябинск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (Ⅲ УРОВЕНЬ)

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР (Ⅲ уровень). В статье представлены нарушения звуко-слоговой структуры слова детей с ОНР (Ⅲ уровень), имеющие разные по клинике речевых нарушений диагнозы: стертая дизартрия и моторная алалия.

Ключевые слова: звуко-слоговая структура слова, общее недоразвитие речи.

Звуко-слоговая структура слова понимается, как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому следует рассматривать процесс усвоения звуко-слоговой структуры в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Усвоение звуко-слоговым составом слова детьми при нормальном развитии интенсивно протекает в раннем возрасте и заканчивается к началу школьного возраста. В процессе онтогенеза ребенок проходит определенные стадии развития звуко-слогового состава слова и только потом овладение нормативным механизмом реализации его в речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи проявляется у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом и представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одним из симптомов речевого недоразвития является нарушение звуко-слоговой структуры слова, который признан ведущим и стойким в структуре речевого дефекта. Данные нарушения удерживаются в речи детей с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков (А.К. Маркова, С.Е. Большакова, О.И. Крупенчук, З.Е. Агронович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова, Н.С. Жукова).

Нарушения звуко-слогового структуры у детей с ОНР (III уровень) характеризуется трудностями в правильном произношении слов, нарушениями порядка слогов в слове, пропусками либо добавлениями новых слогов или звуков. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется и зависит также от клиники речевых нарушений, например, таких как дизартрия и алалия.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «ДС № 12 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 20 дошкольников (6-7 лет) групп компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи. У всех детей отмечается ОНР (III уровень), по клинико-педагогической классификации у 10 детей – стертая дизартрия (ЭГ1); у 10 (ЭГ2) – моторная алалия.

Нами был определен диагностический комплекс на основе авторской методики обследования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования Г.В. Бабиной и Н.Ю. Шариповой. Диагностический комплекс включал в себя 2 блока: обследование произношения слов различной структурной сложности, обследование базовых компонентов, обеспечивающих процесс формирования звуко-слоговой структуры.

При обследовании произношения слов различной структурной сложности было выявлено, что у детей с дизартрией (ЭГ1), в основном сформирован устойчивый навык изолированного произнесения слов различных классов. При опоре на словесный эталон количество нарушений звуко-слоговой структуры снижается до минимума. При многократном произнесении хорошо знакомых слов их качество улучшается, вероятно, в результате включения механизмов самоконтроля и самокоррекции. При многократном произнесении малочастотных слов их качество ухудшается. Можно предположить, что это происходит из-за недостатка в произносительной тренировке. В основном испытуемыми с дизартрией ошибки допускались в словах различной структурной сложности, имеющих в своем составе стечения согласных звуков (8, 11, 12 класс по классификации А.К. Марковой), а также в четырехсложные словах из открытых слогов (13 класс). Встречались следующие виды нарушений звуко-слоговой структуры слова: нарушения последовательности слогов в слове за счет перестановки звуков соседних слогов (гибинот – бегемот, паридом – помидор), а также комбинации перестановки с заменой звуков (танчик – чайник; гимимот, гамибот – бегемот); искажение структуры отдельного слога за счет сокращения стечений согласных звуков в словах разных классов (абом, ябоко, хеб, фак, бутыка, медедь, зон); антиципации представлены единичными случаями в обеих группах испытуемых (нанаград – виноград, панана).

В группе детей с алалией (ЭГ2) навык произношения слов различной структурной сложности сформирован недостаточно, за исключением одно- и двусложных слов вне зависимости от присутствия в их составе стечений согласных звуков. При увеличении произносительной нагрузки качество слов значительно снижается, нарушения звуко-слоговой структуры появляются даже в тех словах, которые были доступны при однократном воспроизведении, ошибки в произнесении распространяются практически на все классы слов. Опора на произносительный эталон способствует повышению качества произнесения лишь в доступных классах слов, например, в словах 2 класса, состоящих из трех открытых слогов. У детей с алалией наблюдались практически все виды нарушений звуко-слоговой структуры слова, однако наиболее частотными были замены и перестановки звуков и слогов, а также сокращение стечений согласных в слоге. Также было отмечено искажение структуры отдельного слога за счет вставки согласных в слог (кампуста, манкрешка (матрешка), пестух, пектух, компонт), замены гласного в односложных словах (дум – дым). В обеих экспериментальных группах во фразовой речи качество произнесения слов различной структурной сложности значительно снижается, а в группе испытуемых с алалией в некоторых случаях воспроизведение слов сложной звуко-слоговой структуры становится невозможным.

По результатам обследования базовых компонентов, обеспечивающих процесс формирования звуко-слоговой структуры отметили, что состояние базовых компонентов в каждой из экспериментальных групп имеет ряд специфических особенностей. У 90 % испытуемых с дизартрией сформированность фонематических процессов и пространственных представлений на высоком уровне успешности. В связи с этим состояние базовых предпосылок усвоения звуко-слоговой структуры слова у детей 6 – 7 лет со стертой дизартрией (ЭГ1) приближенны к возрастной норме. При этом у 30% отмечается недостаточное развитие ритмических средств языка. У детей с алалией (ЭГ2) отмечается частичная несформированность базовых компонентов, влияющих на процесс становления звуко-слоговой структуры слова, а именно дети допускали ошибки (80 %) как в сложных ритмических моделях, так и в простых, состоящих из двух хлопков, задания на определение сформированности пространственных представлений оказались самыми сложными, так как ошибки допустили от 50 % до 70 %.

Таким образом, в результате исследования было отмечено, что у детей с ОНР (Ⅲ уровень) нарушено произношение слов разных классов. Нарушения звуко-слоговой структуры слова разнообразны и зависят от характера клинической речевой патологии. У детей отмечаются разные способности однократного и многократного самостоятельного и отраженного произнесения изолированных слов различной структурной сложности, возможности произнесения слов разных классов во фразовой речи. Причины и механизм нарушения звуко-слоговой структуры слова также зависят от характера клинической речевой патологии, что выявлено в ходе изучения состояния базовых компонентов звуко-слоговой структуры слова.

Полученные результаты показывают необходимость реализации грамотного коррекционного процесса, учитывающего особенности каждой из представленных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР

Коррекция слоговой структуры слов- одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения г...

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлени...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Коррекция нарушений слоговой структуры слов (для детей 5-6 лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявления...