«Веселая логоритмика» Планирование работы творческой группы с детьми старшей группы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Планирование работы творческой группы
«Веселая логоритмика»
с детьми старшей группы
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных и оздоровительных задач.
Цель логопедической ритмики – профилактика речевых нарушений или их коррекция, развитие актуальных речевых умений и навыков средствами движения, музыки и слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolaya_logoritmika.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы творческой группы
«Веселая логоритмика»
с детьми старшей группы
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных и оздоровительных задач.
Цель логопедической ритмики – профилактика речевых нарушений или их коррекция, развитие актуальных речевых умений и навыков средствами движения, музыки и слова.
Занятия по логоритмике ориентированы на развитие речевых и моторных способностей детей в различных областях деятельности (познавательной, коммуникативной, творческой), на передачу духовного и культурного опыта человечества и воспитание творческой гармонично развитой личности.
Логоритмика (логопедическая ритмика) предполагает применение различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека в качестве развивающего и/или коррекционного фактора. Логопедическая ритмика – это обобщённое понятие, представляющее собой своеобразный вид двигательной терапии. Даная терапия основывается на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом, порождающим положительные изменения в психо-моторной сфере, выступает ритм (двигательный, музыкальный, речевой).
Основными формами работы при этом является собственно ритмика, то есть система физических упражнений, построенная на связи движения с музыкой, и речедвигательная ритмика – система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с одновременным проговариванием различных речевых единиц, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Актуальность применения методики обуславливается необходимостью интегрированного подхода к решению педагогических задач, а также особенностями современных дошкольников:
- невысокий уровень общих показателей здоровья детей (нарушения осанки, плоскостопие, слабость дыхательной системы, нарушения зрения и др.);
- недостаточный уровень физического развития относительно биологического возраста (общая моторная неловкость, задержанное формирование основных навыков и др.);
- особенности высших психических функций (низкий уровень слухового внимания, трудности установления межанализаторных связей, плохо развитое воображение и др.);
- специфика речевого развития (формирование речевых навыков с задержкой и в меньшем объёме, неразвитое фонематическое восприятие, низкий уровень понимания предложно-падежных конструкций и др.);
- эмоционально-личностное своеобразие (трудности установления партнёрских отношений внутри группы, недостаточность саморегуляции, самоконтроля и др.).
Таким образом, актуальность логоритмики обусловлена необходимостью внедрения всестороннего подхода к решению важнейших проблем дошкольного образования через использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.
Цель программы – сформировать навык активного речевого восприятия и речевой экспрессии через осознание структурно-ритмических особенностей речевых единиц, воспитать интерес и желание к передаче речевых образов разнообразными двигательно-речевыми, музыкальноречевыми и собственно речевыми средствами.
Задачи:
Обучающие:
• учить воспринимать образность и структуру речевых единиц и передавать их в движениях;
• учить понимать и единицы высказывания (звук, слог, слово, предложение, текст), формы речи (стихотворная, прозаическая) и простейшие ритмические понятия (высокие/низкие звуки, быстрый/медленный темпы и т.д.);
• учить двигательно-пространственно-речевому моделированию характеристик речевых единиц (темп, ритм, динамика, форма и др.).
Развивающие:
• развивать ритмичность и речевые способности через воспитание эмоциональной восприимчивости и потребности отображать свои чувства с помощью двигательно-речевой экспрессии;
• способствовать физическому и психическом развитию (формировать красивую осанку, правильное дыхание, выразительность и пластику движений, развивать память, мышление, воображение, речь);
• способствовать раскрытию творческого потенциала, предлагая игры и упражнения на импровизацию.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и любовь к речи, родному языку, творчеству в самых разнообразных формах;
• способствовать формированию представлений о себе и других как самостоятельных творческих личностях;
• воспитывать безусловное уважение к другим людям вне зависимости от их возраста, расовых, национальных и культурных особенностей, способностей и/или ограничений здоровья.
Планируемые результаты освоения программы
Возможности личностного развития и усвоения материала у всех детей происходит неравномерно, в разных темпах. Однако можно выделить следующие целевые ориентиры усвоения программы:
- ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам;
- обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата, способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать звуки русского языка;
- умеет выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии, строить простую распространённую фразу;
- знает схему собственного тела, основные параметры ритма, основные общеразвивающие, образные и плясовые движения;
- может по показу играть на шумовых инструментах, импровизировать при озвучивании речевого материала, прохлопать ритмический рисунок песни или мелодии, воспроизводить несложный ритмический рисунок в заданном темпе.
В результате освоения программы дошкольники смогут использовать речь в качестве основного средства познания, коммуникации и выражения своих эмоций, будут понимать важность и необходимость дальнейшего изучения языка на следующей ступени образования, будут проявлять интерес к творчеству (двигательному, речевому, музыкальному), освоят навыки продуктивного взаимодействия ос сверстниками и взрослыми.
Используемая литература
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - СПб.: Аничков мост, 2022;
- Буренина А,И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. СПб.: Музыкальная палитра. 2004;
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. (I часть) – М.: ТЦ Сфера, 2016;
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. (II часть) – М.: ТЦ Сфера, 2016;
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: - ТЦ Сфера, 2006;
- Кишиневская М.А., Кузнецова Е.В. Здраствуй, мир! – М.: Эдитус, 2018;
- Кишиневская М.А. Логоритмические упражнения (I полугодие) – Издательские решения, 2019;
- Кишиневская М.А. Логоритмические упражнения (II полугодие) – Издательские решения, 2019;
- Коротаева С. Игровая методика музыкального воспитания дошкольников, - 2022
- Е.Косинова. Большой логопедический учебник, - Эксмо, 2011г. Сборник артикуляционных сказок
Музыкальный материал:
Марина Фёдорова сборники «Логоритмика» (по сезонам), «Сказочки-игралочки»;
А. Галямова сборник «Паровозик»;
И.Бармина сборник «Умные пальчики»
Тематическое планирование работы творческой группы «Весёлая логоритмика»
Месяц | Тема | Содержание деятельности | Название |
Сентябрь | «Здравствуй, мир!» | Логоритмические упражнения | «Маленькое солнышко» (7;10) «Я мячом круги катаю»» (6;120) |
Арикуляционная гимнастика | «У бабушки с дедушкой», «Как язычок отдыхал на море» (10;15,17) | ||
Пальчиковая гимнастика | «Умные пальчики» (И.Бармина) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Солнце (М.Фёдорова) | ||
Коммуникативные игры | «Здравствуй, друг!» «Раз, два, три, другу улыбнись» | ||
Музыкально-ритмические игры | С бумажными стаканчиками | ||
Подвижные игры | «Бабочка», «Кукушка» | ||
Дыхательная гимнастика | «Утро в саду» | ||
Оркестр | «По малину сад пойдём» | ||
Транспорт | Логоритмические упражнения | «Едем на машине» (7;52) «На лошадке ехали» (7;53) | |
Упражнение на развитие мимических мышц | «Пассажиры» (5;17) | ||
Артикуляционная гимнастика | «Заведи мотор» | ||
Пальчиковая гимнастика | «Самолёт», «Кораблик», | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Самолёты» (М. Фёдорова) «Я весёлый паровозик» | ||
Коммуникативные игры | «Осенний дождик» | ||
Подвижные игры | «Воробышки и автомобили» | ||
Дыхательная гимнастика | «Крылья носа» | ||
Октябрь | Осень | Логоритмические упражнения | «Разбросала осень листья» (7;31) |
Упражнение на развитие мимических мышц | «Ну-ка повтори» (пиктограммы) | ||
Пальчиковая гимнастика | «Осень», «Листья (М. Фёдорова), «Шишка» (И.Бармина) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Лужи» | ||
Коммуникативные игры | «Дождик» (логоритмика М.Федорова) | ||
Ритмические игры | «Эхо», «Тук-тук-тук» | ||
Подвижные игры | «Совушка-сова» | ||
Упражнение на ралексацию | «Дождь» (3;28) | ||
Оркестр | «Во саду ли, в огороде» | ||
«Урожай» | Логоритмические упражнения | «Мы пришли на огород» (7;17) | |
Артикуляционная гимнастика | «Заяц-огородник» | ||
Пальчиковая гимнастика | «Грибы» | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Осенние хлопоты» (М.Фёдорова) «Огород» (М.Фёдорова) | ||
Коммуникативные игры | Ты шагай» (9;6) | ||
Ритмические игры | «Грибная полянка» (И. Бармина) | ||
Подвижные игры | «Игра со стулом» | ||
Дыхательная гимнастика | «Звуковое дыхание» (5;31) | ||
Оркестр | «Осень песенки поёт» | ||
Ноябрь | «Животные в лесу» | Логоритмические упражнения | «У зверей четыре лапы», «Три бельчонка – вот потеха» (7;73) |
Артикуляционная гимнастика | «Как язычок гулял в лесу» (10;27) | ||
Пальчиковая гимнастика | «У Мишутки День рождения» (7;70) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Осенние хлопоты» (М.Фёдорова) | ||
Коммуникативные игры | «Ёж с ежихой танцевал» (7;71) | ||
Ритмические игры | «Дятел» (М.Фёдорова) «С барабаном ходит ёжик» | ||
Подвижные игры | «Скворушки» | ||
Дыхательная гимнастика | «Лисичка принюхивается» | ||
Оркестр | «Лесной оркестр» | ||
«Я и моё тело» | Логоритмические упражнения | «Мы едем, едем, едем на большом велосипеде» | |
Артикуляционная гимнастика | «Как язычок работал в саду» (10;22) | ||
Пальчиковая гимнастика | «Раз, два, три, четыре, пять» (7;42) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Ну-ка ручки поднимите», «Да-да-да»,- сказала голова» | ||
Коммуникативные игры | «Вот у нас игра какая» (7;40) «У тебя есть голова» (7;43) | ||
Ритмические игры | «Тук, тук, ложечки» | ||
Подвижные игры | «Хвостики» (А. Галямова) | ||
Дыхательная гимнастика | «Носом я вдыхаю» | ||
Оркестр | «Полька-полечка» | ||
Декабрь | «Зима» | Логоритмические упражнения | «Ночью ветер волком выл» (7;86) |
Артикуляционная гимнастика | «Кто спит зимой» | ||
Пальчиковая гимнастика | «Стою и снежинку в ладошку ловлю» 7;87) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Почему медведь зимою спит» «Шапку наденем» (М.Федорова) | ||
Коммуникативные игры | «Здравствуй, вежливо сказали!» (9;12) | ||
Ритмические игры | «Снежный ком» | ||
Подвижные игры | «Зайцы и лиса» | ||
Дыхательная гимнастика | «Вьюга» | ||
Фонопедическое упражнение | «Снежинка» (5;99) | ||
Оркестр | «Дружный оркестр» | ||
«Новый год» | Логоритмические упражнения | «Дед Мороз! Дед Мороз!» | |
Артикуляционная гимнастика | «Сказка о язычке» | ||
Пальчиковая гимнастика | «Подарки» (М. Фёдорова) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Снеговик», «Новый год в зоопарке» | ||
Коммуникативные игры | «Игра с мандаринкой» | ||
Ритмические игры | Игра с колокольчиками «Мороз (5,72) | ||
Подвижные игры | «Снежки» | ||
Дыхательная гимнастика | «Снежинки-пушинки» | ||
Оркестр | «Валенки» | ||
Январь | Моя семья | Логоритмические упражнения | «Раз, два, три, четыре» (7;45) «Бабушка кисель варила» (6;87) |
Артикуляционная гимнастика | «Язычок» (9;25) | ||
Пальчиковая гимнастика | «У мамы на кухне», «Ну-ка, братцы» (6;106) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Эй, бабушки и дедушки» | ||
Коммуникативные игры | «Ты шагай» (5;70), «Тропинка» | ||
Ритмические игры | «Повтори ритм» | ||
Подвижные игры | «Золотые ворота» | ||
Фонопедическое упражнение | «Морозята» (5;89) | ||
Дыхательная гимнастика | «Надуй шарик» | ||
Сказки | Логоритмические упражнения | «Баба-Яга, костяная нога!» (7;85) «Кто живет под потолком?» (7;77) | |
Артикуляционная гимнастика | «Как язычок лепил снеговика» | ||
Пальчиковая гимнастика | «Жил да был весёлый гном» (6;93) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Частушки бабок Ёжек» | ||
Коммуникативные игры | «Шел козел по лесу» | ||
Ритмические игры | «Три медведя» | ||
Подвижные игры | «Гуси-лебеди» | ||
Дыхательная гимнастика | «Петушок» | ||
Оркестр | «Два весёлых гуся» | ||
Февраль | Профессии | Логоритмические упражнения | «Много есть профессий знатных» (8;15), «Профессии разные есть» (5;108) |
Артикуляционная гимнастика | «Раскатываем тесто», «Блинчик», «Пирожки» (5;101) | ||
Пальчиковая гимнастика | «Умелые руки» (5;94) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Помогатор» | ||
Коммуникативные игры | «Тропинка-торопинка» (А. Усачёв» | ||
Оркестр | «Строительный оркстр» | ||
Подвижные игры | «Цветные автомобили» | ||
Дыхательная гимнастика | «Печка пыхтит», «Стеклодув» | ||
Защитники отчества | Логоритмические упражнения | «Мы-отважные пилоты» (6;101) «Мы построим самолёт» (6;103) | |
Артикуляционная гимнастика | «Как язычок пил чай с друзьями» | ||
Пальчиковая гимнастика | «Пальцы эти – все бойцы», «Наша армия» | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Мальчишка – будущий солдат» | ||
Коммуникативные игры | «В нашей Армии» (8;18) | ||
Ритмические игры | «Барабанщики» | ||
Подвижные игры | «Самолёты и корабли»» (М. Фёдорова) | ||
Оркестр | «Военный марш» | ||
Дыхательная гимнастика | «Самолётик» | ||
Март | 8 марта | Логоритмические упражнения | «Раз – весна» (6;109) |
Артикуляционная гимнастика | «Весёлый язычок» | ||
Пальчиковая гимнастика | «Бабушка» (М.Фёдорова) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Мамопомогалочка» | ||
Коммуникативные игры | «Мамочка на праздник ждала себе гостей» (6;100) | ||
Ритмические игры | «Наряд для мамы» (с клавесами) | ||
Подвижные игры | «Иголка и нитка» (5;125) | ||
Оркестр | «Ускорялочка» (М. Фёдорова) | ||
Весна Птицы | Логоритмические упражнения | «К нам весна шагает быстрыми шагами» (8;29), «Наша ласточка» (6;105) | |
Артикуляционная гимнастика | «Весёлая прогулка» (10) | ||
Пальчиковая гимнастика | «Птички» (М.Фёдорова), «Под самым карнизом» (8;31) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Птичья зарядка» | ||
Коммуникативные игры | «Весёлое облачко и грустное», «Мы откроем все окошки» (7;35) | ||
Ритмические игры | «Дятел» (А.Галямова) | ||
Подвижные игры | «Северный и южный ветер» | ||
Дыхательная гимнастика | «Весенний ветерок» | ||
Оркестр | «Перелётные птицы» | ||
Апрель | Спорт | Логоритмические упражнения | «Любим спортом заниматься» (8;42) |
Артикуляционная гимнастика | «Путешествие язычка с друзьями» (10) | ||
Пальчиковая гимнастика | «Раз-два-три-четыре-пять, Спортом заняты опять» (8;41) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Мы едем, едем едем» | ||
Коммуникативные игры | «Давайте все делать как я» | ||
Ритмические игры | С бумажными стаканчиками | ||
Подвижные игры | «Мы – весёлые ребята» | ||
Дыхательная гимнастика | «Весенний ветерок» | ||
Оркестр | «Спортивный марш» | ||
Космос | Логоритмические упражнения | «Мы летим к другим планетам» (8;36) | |
Артикуляционная гимнастика | сказка «Планета» | ||
Пальчиковая гимнастика | «На ракете, ну и ну!» | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Лунатики» | ||
Коммуникативные игры | «Метеоры и метеориты» | ||
Ритмические игры | «Повтори ритм» | ||
Подвижные игры | «Мы идем на космодром» (8;37) «Ждут нас быстрые ракеты» | ||
Дыхательная гимнастика | «Спутник» | ||
Май | День Победы | Логоритмические упражнения | «Майский праздник» (8;62) |
Артикуляционная гимнастика | |||
Пальчиковая гимнастика | «На параде», «Бойцы-молодцы» | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Яблочко» | ||
Коммуникативные игры | «Как живёшь?», «Ровным кругом» | ||
Ритмические игры | «Разведчики-радисты» | ||
Подвижные игры | «Переправа» | ||
Оркестр | «Победная весна» | ||
Насекомые | Логоритмические упражнения | «На полянке я сижу» (8; 68), «Шла сороконожка» (8;71) | |
Артикуляционная гимнастика | |||
Пальчиковая гимнастика | «Этот странный дом без окон» (8; 70) | ||
Танцевально-двигательная разминка | «Бабочки» | ||
Коммуникативные игры | «Парочки» | ||
Ритмические игры | «Пчёлки» | ||
Подвижные игры | «Бабочки, гусеницы, кузнечики» (М.Фёдорова) | ||
Дыхательная гимнастика | «Жук», «Комарик» | ||
Фонопедическое упражнение | «Колокольчики будили» (5;164) | ||
Оркестр | «На весеннем лугу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Развлечение с детьми старшей группы (интеграция областей коммуникация, познание, социализация, художественная литература, музыка, труд, физическая культура) «День рождение Земли».
Цель: закреплять представление детей о нравственной ценности природы; ...
Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать» с детьми старшей группы.
В гости к ребятам пришли Ябеда и Задира, которые не знали что такое физкультура, но очень хотели с ней познакомиться. Ребята рассказывали им, как стать спортивными, сильными и ловкими. А также играли ...
Творческая работа с детьми старшей группы "Пускай снежинка не растает, пока часы 12 бьют".
Презентация творческой работы с детьми старшей группы "Солнышко" по изготавлению новогодних снежинок и украшению ими логопедического кабинета....
Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"
laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...
Годовой отчет о проделанной работе воспитателей с детьми старшей группы
Годовой отчет о проделанной работе воспитателей...
Творческие проекты в работе с детьми старшей группы
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов...
ЦИКЛОГРАММА планирования воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми старшей группы на 2022-23 учебный год
ЦИКЛОГРАММА планирования воспитательно-образовательной работыпедагогов с детьми старшей группы на 2022-23 учебный год...