Мастер-класс для родителей «Играем с мамой»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Игра занимает особо место в жизни каждого ребѐнка, является ведущим видом деятельности, в процессе игры ребѐнок усваивает и запоминает всѐ то, новое и важное, чему мы хотим его научить. Дети всегда рады играть с родителями и другими членами семьи. Игра является для них движущей силой познавательного и мыслительного развития. Соответственно и речевого тоже. Игры, которые можно использовать дома для развития речи, разнообразны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_igraem_s_mamoy.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Играем с мамой»
Автор: Гагарина С.Ю. дата проведения 21.12.2023 г
Организация; МАДОУ № 7 « Огонек» СГО
Игра занимает особо место в жизни каждого ребѐнка, является ведущим видом деятельности, в процессе игры ребѐнок усваивает и запоминает всѐ то, новое и важное, чему мы хотим его научить. Дети всегда рады играть с родителями и другими членами семьи. Игра является для них движущей силой познавательного и мыслительного развития. Соответственно и речевого тоже. Игры, которые можно использовать дома для развития речи, разнообразны.
1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно для игры с ребенком использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подбирать их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д.
Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Можно смешать несколько круп – поиграйте в «Золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая еѐ из песка, определить, что ему попалось в руки.
Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Волшебные палочки Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.
Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку. Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик.
Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии ребенка. Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пустая. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.
Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.
Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
2. Упражнения для развития артикуляции
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Представим некоторые артикуляционные упражнения для занятий дома:
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.
«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 15-20 раз.
«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.
«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.
3. Игры на развитие речевого дыхания
Игра «Подуем в трубочку»
Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю. Описание: Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Игра «Разноцветные листочки» Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох. Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.
Игра «Задуть свечу» Для игры нужна зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» ребенок должен медленно выдыхать так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» нужно постараться на одном выдохе задуть свечу.
4. Игры на обогащение словаря ребенка
«Давай искать на кухне слова» Какие слова можно «достать» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д. «Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова. «Доскажи словечко» Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее: Ворона каркает, а воробей . . . Сова летает, а заяц . . . У коровы теленок, а у лошади . . . Сахар сладкий, а лимон . . . Луна видна ночью, а солнце . . . Огонь горячий, а лед . . . Река широкая, а ручей . . . Камень тяжелый, а пух . . . Угадываем на вкус овощи и фрукты. «Скажи, как я» Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
«Чудесный мешочек» Эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших дошкольников усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек...) Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки. Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы ребенок правильно и красиво назвал игрушку. «Какой предмет?» Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, . . . Красное — платье, яблоко, знамя, . . .
5. Игры на развитие грамматического строя «Приготовим сок» Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего? «Упрямые слова» Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах. «Один и много» Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате. Например: Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы; Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики; «Чего не стало?» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) –до 5-10 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие. «Я внимательный» Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.
6. Игровое упражнение на слоговую структуру слов «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.
7. Игры на развитие фонематического слуха «Игры с мячом» «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь, например, звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . .». «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Литература:
1. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса» Издательство: Каро, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму… Мастер-класс работы с родителями в контексте программы «Социокультурные истоки»
Давайте вспомним свою жизнь, свою семью. Сколько мы (и папа, и мама) приложили усилий к тому, чтобы разбить своё счастье. Но, слава Богу, что это не всегда сразу получается. «Но вот бежала мышка, хвос...
Совместный мастер-класс детей и родителей Тема: «Подарок маме» в 1 младшей группе
Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми....
Совместный мастер-класс детей и родителей «Цветы для мамы» ко Дню матери.
Совместный мастер-класс детей и родителей. «Цветы для мамы» ко Дню матери. ...
Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...
Мастер-класс детей и родителей Тема: «Моя мама самая милая» ко Дню матери.
Мастер-класс детей и родителей ко Дню матери....
Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму… Мастер-класс работы с родителями в контексте программы «Социокультурные истоки»
Давайте вспомним свою жизнь, свою семью. Сколько мы (и папа, и мама) приложили усилий к тому, чтобы разбить своё счастье. Но, слава Богу, что это не всегда сразу получается. «Но вот бежала мышка...
Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
«В своей работе по развитию логико-математических представлений я использую игру «Домино». Почему я взяла для работы именно эту игру? Потому, что игры с &l...