"Мир профессий"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема «Мир профессий. Звук Ц»
Технологии: Игровая
Информационно-коммуникативная технология
Здоровье сберегающие технологии
Мнемотехника
Задача: формирование лексико-грамматического строя речи
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать навык словообразования сложных слов;
учить употреблять в речи существительные в дательном падеже;
закреплять навык правильного согласования слов в предложении;
формировать навык образования и употребления существительных (названий профессий) женского рода;
формировать умение составлять сложноподчиненные предложения со словами «для того чтобы»;
работать над четкостью дикции, речевым дыханием;
расширять и активизировать словарь по теме «Профессии»
формировать навык составления схемы слова;
- коррекционно-развивающие цели:
развивать слуховое внимание, слуховую память;
развивать зрительное восприятие;
развивать словесно-логическое и наглядно-действенное мышление;
развивать мелкую моторику;
закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие «профессии»;
развивать фонематические процессы (анализа и синтеза)
-коррекционно-воспитательные цели:
развивать навыки взаимодействия;
воспитывать доброе отношение друг к другу;
воспитывать желание помочь другому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_professiy.docx | 447.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 2
комбинированного вида Выборгского района г. Санкт- Петербурга
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема «Мир профессий. Звук Ц»
Технологии: Игровая
Информационно-коммуникативная технология
Здоровье сберегающие технологии
Мнемотехника
Подготовила и провела: учитель-логопед Нураева Ольга Борисовна
Дата проведения: 15.03.2023 года
Задача: формирование лексико-грамматического строя речи
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать навык словообразования сложных слов;
учить употреблять в речи существительные в дательном падеже;
закреплять навык правильного согласования слов в предложении;
формировать навык образования и употребления существительных (названий профессий) женского рода;
формировать умение составлять сложноподчиненные предложения со словами «для того чтобы»;
работать над четкостью дикции, речевым дыханием;
расширять и активизировать словарь по теме «Профессии»
формировать навык составления схемы слова;
- коррекционно-развивающие цели:
развивать слуховое внимание, слуховую память;
развивать зрительное восприятие;
развивать словесно-логическое и наглядно-действенное мышление;
развивать мелкую моторику;
закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие «профессии»;
развивать фонематические процессы (анализа и синтеза)
-коррекционно-воспитательные цели:
развивать навыки взаимодействия;
воспитывать доброе отношение друг к другу;
воспитывать желание помочь другому.
Предварительная работа
Развитие общих речевых функций
работа по развитию силы и продолжительности ротового выдоха;
разучивание стихотворений и диалогов по теме «Профессии» - развитие четкости дикции, эмоциональной выразительности речи;
работа по увеличению речевого выдоха.
Игра: «Назови» (произнести 3-4 слова на одном выдохе- повар, врач, продавец, учитель)
Развитие психических функций
Игра «4-ый лишний» - развитие зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, мышления.
Игра: «Чего не стало?» - развитие мышления, зрительного внимания и памяти.
Игра: «Посмотри и назови» - развитие зрительного внимания , памяти, мышления.
Игра «Найди предмет» - профилактика оптико- пространственной дисграфии, развитие зрительного внимания.
Игра «Послушай- повтори»- развитие речеслуховой памяти и внимания, мышления.
Развитие лексико- грамматического строя речи
Игра «Мамы всякие нужны» - развитие навыка образования женских профессий
Игра «Подбери слова» - развивать умение подбирать слова со сходным значением
Игра «Найди» - развивать умение понимать смысловое значение слов, усваивать конкретные пары слов- антонимов.
Игра «Почини предложение» - развивать навык правильного согласования слов в предложении.
Развитие фонематических процессов
Игра «Составь схему» - развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Игра «Поезд» - развитие слогового анализа и синтеза слова.
Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением
выполнение обводок, штриховок, графических диктантов – развитие графомоторных навыков;
развитие умения координировать речь с движением;
работа с разрезными картинками.
Развитие связной речи
беседа по теме с опорой на сюжетную картинку- развитие диалогической речи;
составление рассказа по серии картинок и с опорой на схему – развитие монологической речи;
составление загадок- описаний – развитие монологической и диалогической речи.
ОСНАЩЕНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
- мольберт мультимедийная установка;
- презентация «Женские профессии»;
- картинный материал с изображением людей – представителей различных профессий (продавец, парикмахер, кассир, маляр, повар, врач); наложенные друг на друга изображения орудий труда;
- карточки с изображением лисы, куницы, утки, синицы, Незнайки;
- мяч;
- алгоритм для звуко-слогового анализа;
- раздаточный материал на каждого ребенка (цветные квадраты – символы звуков, кассы букв);
- рабочие столы для детей и стулья по количеству детей.
Литература:
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно»
М.Г Борисенко, Н.А. Лукина «Грамматика в играх и картинках» Спб «Паритет» 2007
Н. В. Нищева Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Спб «Детство-пресс»,2006
И.С. Лопухина 550 упражнений для развития речи- Спб «КАРО, Дельта+, 2004
Т.А. Ткаченко Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Спб «Детство- пресс» 1998
Г. Д. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» «Каро» СПб 2007
Т.А. Павлова « Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников» «Каро» 2003
Т.Р. Кислова « По дороге к Азбуке» «Баласс» М. 2007
Совместная образовательная деятельность | ||||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | |||
Звучит тихая, спокойная музыка. В группу вместе с логопедом входят дети и образуют круг. Логопед приветствует детей и обращает внимание на присутствующих гостей. Все вместе приветствуют гостей. | ||||
Ребята, моя знакомая воспитательница Наталья Васильевна передала для вас интересное задание. Вы готовы его выполнить? | Да, конечно. | |||
Слушайте внимательно. Утка, лисица, Синица, куница, Кто не птица? . | Не птица лисица. Не птица куница. | |||
Логопед выставляет картинки с изображением лисицы и куницы | ||||
А названия каких птиц вы услышали? Молодцы, вы справились с заданием. | Утка и синица. | |||
Выставляются картинки с изображением утки и синицы. | ||||
Какой последний звук в словах: синица, лисица, куница? | Последний звук А | |||
А какой согласный звук перед звуком А в этих словах? | Перед звуком А звук Ц. | |||
Сегодня мы продолжаем разговор о звуке Ц. Расскажите про звук Ц | Звук Ц согласный, твердый, глухой. | |||
Звук Ц можно тянуть? | Нет, нельзя. | |||
Как мы произносим звук Ц? | Мы произносим звук Ц отрывисто. | |||
Давайте вспомним, что делает язык, когда мы произносим звук Ц. Какой буквой обозначается звук Ц? | Язык стучится в нижние зубки. Звук Ц обозначается буквой Ц. | |||
Вспомните слова со звуком Ц. | Дети называют слова. | |||
Кто такая куница? | Куница это небольшой хищный зверек. | |||
Сейчас мы будем составлять схему слова КУНИЦА и работать с ней по нашему плану-подсказке. | ||||
. Внимание детей обращается на алгоритм для звуко-слогового анализа. | ||||
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком раздаточный материал (разноцветные квадраты- символы звуков, кассы букв). | ||||
Выложите схему слова КУНИЦА из цветных квадратиков. | Хорошо. | |||
Дети выкладывают схему слова КУНИЦА из цветных квадратиков | ||||
Сколько звуков в слове КУНИЦА? | В слове КУНИЦА 6 звуков. | |||
Назовите все звуки по порядку. | К, У, Нь, И, Ц, А | |||
Поиграем в игру «Цепочка звуков» | Хорошо. | |||
Дети последовательно называют звуки в слове КУНИЦА по цепочке. | ||||
Назовите в слове КУНИЦА 3,5,4,звук. | Дети называют звуки. | |||
Назовите соседей звука Нь. | Звук У, звук И. | |||
Назовите звук перед У. Какой звук после И? | Звук К. После И звук Ц. | |||
Сколько слогов в слове куница? Почему? Назовите гласные звуки в слове куница. | В слове куница три слога. Потому что в слове куница 3 гласных звука. У, И, А | |||
Разделите слово КУНИЦА на слоги. | ||||
Дети «отхлопывают» слоги КУ-НИ-ЦА | ||||
Отделите слоги на своей схеме | Хорошо. | |||
Дети отделяют слоги на схемах. | ||||
Сейчас играем в игру цепочка слогов. | ||||
Дети называют слоги по цепочке. | ||||
Молодцы, теперь выложите слово КУНИЦА из букв. | ||||
Дети выкладывают слово куница из букв разрезной азбуки. Вся работа ведется со зрительной опорой на алгоритм для звуко- слогового анализа и схемы слова, которую дети выложили из цветных квадратов. | ||||
Отлично, я передам Наталье Васильевне, что вы очень хорошо справились с ее заданием. | ||||
Ребята, скажите пожалуйста, как называется профессия Натальи Васильевны? | Профессия Натальи Васильевны называется воспитатель. | |||
Правильно, профессия воспитатель очень нужная и важная. А какие еще профессии вы знаете? | Дети перечисляют профессии. | |||
Для человека каждой профессии нужны свои орудия труда или инструменты. Закройте глазки, сейчас перед вами появятся волшебные картинки. | ||||
Дети закрывают глаза, логопед выкладывает перед каждым ребенком картинку с изображением наложенных друг на друга предметов - орудий труда. | ||||
Посмотрите внимательно на картинку и назовите предметы, которые вы видите. | Я вижу указку и глобус. Я вижу ножницы и расческу. Я вижу градусник и стетоскоп. Я вижу бинт и шприц. Я вижу весы. | |||
Ребята, вы слышали про мальчика по имени Незнайка? | Да, конечно. | |||
Выставляется картинка с изображением Незнайки. | ||||
Незнайка придумал предложения по картинкам. Он хотел рассказать кому что нужно для работы. Но мне кажется, что в предложениях Незнайки есть ошибки. Поможете их исправить? | Конечно поможем. | |||
Выставляются картинки с изображениями людей – представителями разных профессий. | ||||
Стетоскоп нужен продавцу. Градусник, бинт и шприц нужны парикмахеру. Указка и глобус нужны кассиру. Ножницы и расческа нужны строителю. Весы нужны уборщице. | Нет, стетоскоп нужен врачу. Нет, градусник, бинт и шприц нужны медсестре. Нет, указка и глобус нужны учителю. Нет, ножницы и расческа нужны парикмахеру. Нет, весы нужны продавцу. | |||
Молодцы, вы исправили ошибки Незнайки. А теперь отвечайте на мои вопросы, используя слова ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ. Например: маляру нужна кисть для того, чтобы красить стены. | Хорошо. | |||
Для чего учителю нужна указка? Для чего врачу нужен стетоскоп? Для чего парикмахеру нужны ножницы? Для чего медсестре нужен градусник? Для чего продавцу нужны весы? | Учителю нужна указка для того, чтобы показывать буквы и цифры на доске. Врачу нужен стетоскоп для того, чтобы слушать больных. Парикмахеру нужны ножницы для того, чтобы делать модные стрижки. Медсестре нужен градусник для того, чтобы мерить температуру больным. Продавцу нужны весы для того, чтобы взвешивать продукты. | |||
Молодцы, вы отлично справились с заданием! Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Повар» | Хорошо. | |||
Дети выходят на ковер, образуют круг. | ||||
Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон И очень доволен он. | ||||
Дети последовательно выполняют движения. | ||||
Молодцы, хорошо поиграли. Ребята, Незнайка опять попробовал придумать предложения о людях разных профессий, но слова в его предложениях перепутались. Поможете еще раз Незнайке? | Конечно поможем. | |||
Сейчас я буду называть слова из которых нужно составить предложения. Будьте внимательны. | ||||
Девочка, сделать, парикмахер, прическа, красивая. Приготовить, повар, вкусный, детям, суп. Лекарство, врач, больной, выписывать. Обработать, йод, рану, медсестра. Класть, повар, в, свежие, овощи, суп. | Парикмахер сделал девочке красивую прическу. Повар приготовил детям вкусный суп. Врач выписал больному лекарство. Медсестра обработала рану йодом. Повар кладет в суп свежие овощи. | |||
Молодцы, Незнайка говорить вам спасибо. Вы ему очень помогли и многому научили. Теперь он сможет справляться с заданиями сам. | ||||
А мы с вами продолжаем разговор о профессиях. Сейчас я буду называть профессии мужчин, а вы будете называть эту же профессию у женщин и запоминать те женские профессии, в названиях которых появится звук Ц | Хорошо. | |||
Внимание детей обращается на экран компьютера или мультимедийной установки. | ||||
Мужчина художник, а женщина….. Слайд 1 | А женщина художница. | |||
Мужчина писатель, а женщина….. Слайд 2 | А женщина писательница. | |||
Мужчина продавец, а женщина… Слайд 3 | А женщина продавщица. | |||
Мужчина летчик, а женщина…. Слайд 4 | А женщина летчица. | |||
Мужчина повар, а женщина… Слайд 5 | А женщина повариха. | |||
Мужчина артист, а женщина….. Слайд 6 | А женщина артистка. | |||
Мужчина певец, а женщина….. Слайд 7 | А женщина певица. | |||
В названиях каких профессий появился звук Ц? Слайд 8 | Звук Ц появился в словах художница, писательница, продавщица, летчица, певица. | |||
Молодцы, вы были очень внимательными. | ||||
Теперь мы будем образовывать сложные слова – названия профессий в игре с мячом. Готовы? | Да, готовы. | |||
Логопед берет мяч, дети образуют круг. | ||||
Как называют человека, который разводит сады? Как называют человека, который занимается разведением лесов? Как называют человека, который растит, разводит овощи? Как называют человека, который разводит цветы? Как называют человека, который разводит рыб? Как называют человека, который разводит пчел? Как называют человека, который разводит зверей? Какое мы назвали слово со звуком Ц? | Садовод. Лесовод. Овощевод. Цветовод. Рыбовод. Пчеловод. Зверовод. Мы назвали слово цветовод | |||
Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями! В какие игры мы играли? О каком звуке говорили? Какие игры вам больше всего понравились? | Мы играли в игры: «Цепочка звуков», «Повар», «Женские профессии». Мы говорили о звуке Ц. Произвольные ответы детей. | |||
Наше занятие закончилось, попрощайтесь с гостями. | ||||
Дети прощаются с гостями и вместе с логопедом выходят из группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...