Семинар - практикум для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
методическая разработка по логопедии

Попленкина Жанна Викторовна
Цель: Уточнить знания педагогов по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, познакомить с этапами развития фонематических процессов у дошкольников.
2. Приобщать педагогов к использованию игр на развитие фонематического слуха в работе с детьми.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum-dlya-vospitateley-doo-10.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

Развитие фонематического слуха у дошкольников

(в форме «Педагогического пробега»)

Учитель-логопед Попленкина Ж.В.

Цель: Уточнить знания педагогов по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Раскрыть значение развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, познакомить с этапами развития фонематических процессов у дошкольников.
  2. Приобщать педагогов к использованию игр на развитие фонематического слуха в работе с детьми.

Ход семинара

Слайд № 2На слайде перед педагогами картинка с изображением Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашкино».

Ведущий: Всем вам хорошо знаком мультфильм с романтичным Паровозиком, который видел красоту природы, слышал пение птиц, журчание ручьев, шелест листьев. Я предлагаю вам сегодня романтическое путешествие с нашим Паровозиком. Он поможет нам вспомнить, из чего складывается умение различать звуки, которые нас окружают. Наше путешествие будет проходить по различным станциям. Но, сначала, я вам предлагаю разместиться по вагонам. Прошу подойти к кассе и приобрести билеты.

Педагоги тянут жребий (билетики синего, зеленого и красного цвета), рассаживаются за 3 стола с соответствующими значками.

Ведущий:Ну вот, пассажиры разместились по вагонам, но наш романтичный Паровозик не трогается с места. Он предлагает послушать тишину.

Игра «Посидим в тишине»

Педагогам предлагается назвать как можно больше звуков, которые они смогли услышать. (Ответы педагогов, дополнения логопеда)

Ведущий: Наш Паровозик тронулся в путь. Чтобы не скучно было ехать, ответьте на вопросы.

«Таинственный мир звуков»

Время на обсуждение 1 минута. За правильный ответ выдается фишка.

  1. Команда:  Чем отличаются звуки человеческой речи от других звуков?

(звуки человеческой речи произносятся очень чётко, ясно, их можно легко отличить друг от друга, выделить в речевом потоке. Они «членораздельны». Это «членораздельный элемент человеческой произносительной речи». Только человек может произносить ясные, членораздельные звуки, которые образуются в результате искусной работы речевого аппарата).

  1. Команда: Приведите примеры неречевых звуков (5-6).

Шумят листвой деревья – Ш – Ш – Ш –

Лает собака…

Капает дождь….

Слышен шорох шагов…

Гремит гром…

Свистит чайник …

Гудит стиральная машина…

  1. Команда: С какого возраста можно начинать работу по узнаванию неречевых звуков. Почему? (с рождения) ребёнок уже со 2-4 недели от момента рождения начинает реагировать на любые звуки, слух ребёнка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Слайд № 3

А теперь давайте посмотрим на слайд, и вспомним, что включает в себя фонематическая функция.

  1. Фонематическая функция включает в себя:

- фонематический слух;

- фонематическое восприятие;

- фонематические представления;

- фонематический анализ и синтез.

Фонематический слух- тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух является частью физиологического слуха и направлен на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: ребенок не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы.

Фонематическое восприятие- специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

Фонематический анализ и синтез- умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе правильного произношения, понимания речи, грамотного письма и чтения в процессе школьного обучения

При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

Ведущий: А вот и первая станция!

1 Станция  «Теоретическая»

На работу дается 3 минуты.

  • Перечислите основные разделы по развитию речи?
  • Какой из данных разделов решает задачу по развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха? (Воспитание звуковой культуры речи)
  • Развитие словаря
  • Воспитание звуковой культуры речи
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Подчеркните в списке только те направления работы, которые соответствуют данному этапу формирования у детей фонематического слуха и приведите по 2 примера игр и упражнений на развитие фонематического слуха на данном возрастном этапе

Этапы

Возраст детей

Направления работы

Приведите по 2 примера игр и упражнений

1 этап

 От 1 года 6 месяцев до 3 лет

(второе полугодие группы раннего возраста и 1- младшая группа).

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте силе и тембру.
  3. Различение слов близких по звуковомусоставу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

2 этап

От 3 до 5 лет (2-ая младшая и средняя группы)

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте силе и тембру.
  3. Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

3 этап

От 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы)

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте силе и тембру.
  3. Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

Ведущий: Паровозик снова в пути и нам можно немного поиграть.

Динамическая пауза«Определение места звука в словах».

Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

2Станция «Эрудит»

Ведущий: Каждой команде по очереди будут заданы 7 вопросов. За каждый правильный ответ команде будет выдаваться фишка.

1 команда.

2 команда.

3 команда.

  1. Чем отличается звук от буквы.
  2. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
  3. Поделите на слоги слово «парикмахерская». (6)
  4. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
  5. Продолжите:  одно дупло, два дупла, пять…(дупел).
  6. Сколько рогов у четырех коров? (8).
  7. Самое умное живое существо на планете (человек).

  1. Что такое фонема? (звук).
  2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
  3. Сколько звуков в слове «пульт». (4).
  4. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
  5. Измените по образцу: много  домов – один …., много манжет  -  …(одна манжета).
  6. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
  7. Что такое глобус? (макет Земли).
  1. Что такое дисграфия? (нарушение письма).
  2. Назовите всегда твердый согласный звук («ж», «ш», «ц»).
  3. Сколько букв в слове «деньги»? (6)
  4. Измените по образцу: один арбуз – много ..., одна кочерга  -  …(много кочерёг).
  5. Сколько лап у двух котов? (8).
  6. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
  7. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед)

Ведущий: А мы снова в пути и можно отгадать загадки.

«Фонетические загадки». За правильный ответ дается фишка.

А) Отгадай фонетическую загадку на данный пример

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу  (насос – сосна)

           

Б) С «к» - я в школе на стене,

Горы. Реки есть на мне.

С «п» - от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.(Карта – парта)

В) Я – всем известный плод

Тропических широт

Прибавьте мне союз –

И сразу я взорвусь. (гранат – гранаты)

Ведущий: А мы с вами доехали до следующей станции.

3 Станция «Грамотеи».

Задание. Командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

1 команда.

Беж итчерезлеснуюполяну ёжик. Осень юу ежей малодобычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружкисвилисьскользкиезмейки.

2 команда

Труд нонаходитьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопотливыйежи к жили щеназиму.Ночь юиднемтаскаетонвнорумягкиймо х, души стыелис точки.

3 команда.

При дётзима. На кроетснегомноруглубокийсугроб. Подпушистымодеяломтеплоему. Буд етспатьдовес ны.

Ведущий: Все вы знаетепословицы и поговорки. Но не все знают, что изначально пословицы были длиннее и содержали иногда совершенно другой смысл, чем мы привыкли думать. Например:

  • Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса].
  • Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо].
  • Собаку съели, [хвостом подавились].
  • Пьяному море по колено [а лужа - по уши].
  • Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].
  • Два сапога пара, [оба левые].
  • Дураку хоть кол теши, [он своих два ставит].
  • Гол как сокол [а остер как топор].
  • Голод не тетка [пирожка не поднесет].
  • Губа не дура [язык не лопата].
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного [кабана] не поймаешь.
  • Молодые бранятся - тешатся [а старики бранятся - бесятся].
  • Один в поле не воин [а путник].

Я предлагаю вам сложить из двух половинок несколько знакомых пословиц и поговорок.

  • За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].
  • Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
  • Новая метла по-новому метёт [а как сломается - под лавкой валяется].
  • От работы кони дохнут [а люди - крепнут].
  • Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит].
  • Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
  • Язык мой - враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].
  • У страха глаза велики [да ничего не видят].
  • Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].
  • Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].
  • Кто старое помянет - тому глаз вон [а кто забудет - тому оба].
  • Шито-крыто [а узелок-то тут].
  • Рука руку моет, [да обе свербят].
  • Ума палата, [да ключ потерян].
  • Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].

Ведущий: Вот мы и подъезжаем к нашему детскому саду. У вас на столах лежат выигранные жетоны, посчитайте их количество. Поаплодируйте друг другу. Но жетоны эти у вас не только для того, чтобы узнать, чей вагончик победил. Это еще и пропуск для выхода из Паровозика. Предлагаю сложить из жетонов слово.

1 Команда: Слово «Поезд»

2 Команда: Слово «Рельсы»

3 Команда: Слово «Станция»

Педагоги выкладывают из синих, зеленых и красных фишек слова.

Ведущий оценивает работу команд. Подводит итоги семинара.

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»

Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ....

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...

Семинар-практикум для родителей «Фонематический слух-основа речи»

Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей....

Семинар-практикум для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фонематический слух-основа речи»

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Фонематический слух-основа речи»...

Семинар – практикум для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи».

Вашему вниманию представлен информационно-практический материал для родителей о формировании фонематического слуха у детей дошкольного возраста. При проведении практической части использовались личные...