ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
статья по логопедии (старшая группа)
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Правильное определение источника звука помогает узнать направление, откуда идёт звук, ориентироваться в пространстве, определить своё местоположение.
Развитие восприятия неречевых звуков идёт от реакции на наличие или отсутствие звука к их восприятию и различению, а затем к их использованию.
Именно это умение – различать неречевые звуки – лежит в основе восприятия речевого слуха, то есть способности различать фонемы родного языка по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по способу и месту образования. Не овладев навыками различения неречевых звуков, ребёнок в дальнейшем, обучаясь в школе, может столкнуться с трудностью усвоения правил, например, обозначение мягкости согласных на письме, так как не может ни услышать, ни понять разницу между твёрдой и мягкой фонемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_differentsiatsiya_nerechevyh_zvukov.docx | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация неречевых звуков
Почему важно различать неречевые звуки?
Дифференциация (различение) неречевых звуков – это база (основа) логопедической работы.
Важное слово - «дифференциация». Можно сказать «солнце», а услышать «соне», либо «соце».
Основной этап формирования неречевого слуха приходится на возраст 0-3 года. В этот период важно предоставить ребенку возможность изучать разные инструменты и просто окружающие предметы. Кидание игрушек на пол, смятие бумаги, стучание по кастрюлям и тарелке – все это способствует развитию слухового восприятия, памяти, мышлению и речи ребёнка.
Если ребенок точно различает на слух звуки, то воспроизводить их впоследствии будет точнее четкая речь.
Игра на различение неречевых звуков помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве, повысить остроту слуха и слуховое внимание. Такая игра подходят для детей разного возраста – 2-3года, 4-5 и 6-7 лет. Для дошкольников старшего возраста задания можно усложнять: использовать большее количество инструментов, комбинации звуков.
Однажды, в старшей группе детского сада г. Новокузнецка для детей с ОНР было проведено занятие с целью научить различать неречевые звуки.
Для этого было использовано такое оборудование как ширма, вода, газета, музыкальные инструменты, шумелочки. Дети были в восторге. Им понравилось прислушиваться и отгадывать «Что звучит?» Занятие прошло с пользой и удовольствием…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неречевые звуки.
Упражнения и игры, формирующие у детей понятие "звук". Дети знакомятся со звуками окружающего мира и пытаются их выделять и различать....
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНРЦели:Коррекцион...
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...
Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук , звук у . Предлагаемые упраж...
Дифференциация неречевых и речевых звуков
Дифференциация неречевых звуков и звуков речи. Знакомство с артикуляционным аппаратом ребенка...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...
Формирование фонематического восприятия. Неречевые звуки. Формирование условно-двигательной реакции на звук.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУКУДР – условно-двигательная реакция или любое из действий, которое совершается на конкретный звуковой сигнал.Один из самых важных и первостепенных...