Конспект НОД Тюмень в годы войны
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Непосредственная образовательная деятельность
в группе компенсирующей направленности
форма организации – подгрупповая
(старший возраст)
Тема: «Тюмень в годы войны»
Цель: развитие общих речевых навыков, связной речи дошкольников с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизировать и расширить словарь по теме «Тюмень в годы войны»; расширить представления о социально-значимых объектах города Тюмени, людях, внесших значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне; развивать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки речевого общения, связной речи; развивать диалогическую речь – самостоятельные полные ответы на вопросы, развивать слуховое восприятие и внимание;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к своему городу, гордость за трудовые подвиги своих земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации исторических мест города Тюмени, военной техники, заводов, училищ, госпиталей, людей (ресурсы Музейного комплекса), мультимедийный проектор, презентация, мешочек «времени», разрезные картинки планера А-7, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tyumen_v_gody_voyny.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 112 города Тюмени
Конспект НОД
Тема: «Тюмень в годы войны»
в группе компенсирующей направленности
Форма организации – подгрупповая
(старший возраст)
Составитель: учитель-логопед
Зайцева М.А.
г. Тюмень
Непосредственная образовательная деятельность
в группе компенсирующей направленности
форма организации – подгрупповая
(старший возраст)
Тема: «Тюмень в годы войны»
Цель: развитие общих речевых навыков, связной речи дошкольников с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизировать и расширить словарь по теме «Тюмень в годы войны»; расширить представления о социально-значимых объектах города Тюмени, людях, внесших значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне; развивать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки речевого общения, связной речи; развивать диалогическую речь – самостоятельные полные ответы на вопросы, развивать слуховое восприятие и внимание;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к своему городу, гордость за трудовые подвиги своих земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации исторических мест города Тюмени, военной техники, заводов, училищ, госпиталей, людей (ресурсы Музейного комплекса), мультимедийный проектор, презентация, мешочек «времени», разрезные картинки планера А-7, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Организационный этап
Дети заходят в кабинет учителя-логопеда и встают в круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам приготовила мешочек «времени», он необычный. В нем хранятся события прошлого. Давайте с вами с помощью мешочка «времени» узнаем, где же сегодня мы окажемся.
2. Мотивационный этап
Педагог: Каждый из вас достанет по одному предмету из мешочка и назовет, что там изображено (дети по очереди достают по одной картинке и называют, что изображено на картинках). Молодцы! Как вы думаете, ребята, где мы сегодня, мы оказались? (ответы детей).ДА, ребята, мы оказались в военном времени – в нашем городе Тюмени. Но он будет не совсем похож на сегодняшнюю Тюмень – переместились мы в 1941 год, когда началась Великая Отечественная война. (Звучит музыка В.И. Лебедева «Священная война»).
Педагог: Ребята, вы же все знаете, что это за праздник – День Победы? (ответы детей). Но перед Днем Победы, были еще долгие годы страшной войны. И сейчас мы с вами узнаем, как война пришла в наш город Тюмень.
Педагог: 22 июня 1941 года жители города услышали по радио о нападении Германии. На бывшей Базарной площади (сейчас - Центральной) состоялся митинг (дети рассматривают иллюстрации). Большое количество людей пришло с просьбой отправиться на фронт. Но были ребята и люди, которые остались в своем городе. Как вы думаете, чем занимались люди, оставшиеся в Тюмени? (ответы детей).
Педагог: Верно, ребята! Именно потому, что жители Тюмени приложили все свои силы для помощи солдатам, были опорой воевавшим на фронте, наш город Тюмень получил название – «Тюмень тыловая». И мы с вами двигаемся дальше по-нашему городу с помощью мешочка времени.
3. Основной этап
Педагог: Ребята, вот мы и переместились в одно из исторических мест города Тюмени. Кто-то из вас, ребята, может, узнает это место? (ответы детей). Ребята, мы оказались с вами на Площади Памяти. Памятник воинам, умершим от ран в госпиталях Тюмени установили здесь еще в 1968 году. Это был первый памятник в Тюмени посвященный Великой Отечественной войне. На этом месте находится Братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях города Тюмени в годы войны (дети рассматривают иллюстрации).
Педагог: Ребята, скажите, что еще вы видите на площади? (ответы детей). Да, верно, это Свеча Памяти, которую установили в память о погибших тюменцах на фронтах войны.
Педагог: Ребята, сейчас давайте подумаем и вспомним, какие же были профессии у тюменцев, которые помогали в тылу солдатам. Я предлагаю посмотреть иллюстрации и вспомнить эти профессии.
- Как назывались те, кто лечил раненых солдат? (полные ответы детей) врачи.
- Как назывались те, кто ремонтировал минометы? (полные ответы детей) слесари.
- Кто обрабатывал заготовки из металла? (полные ответы детей) токари.
- Кто собирал армейские мотоциклы? (полные ответы детей) сборщики.
- Кто шил военную форму? (полные ответы детей) швея.
- Педагог: Молодцы! Тюменцы в тылу трудились каждый день – поддерживали солдат на фронте всем, чем могли. Пора нам с вами двигаться дальше. Послушайте, ребята стихотворение.
Где стоял молочный рынок
И мясной павильон,
Встал завод авиационный,
Чтобы Родине помочь.
На заводе днем и ночью,
Выпускались планера,
Чтоб забросить в тыл к фашистам
Наших смелых партизан.
Педагог: Скажите, пожалуйста, ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей). Да, ребята, в городе Тюмени за годы войны в Тюмень эвакуировали 30 учреждений и промышленных предприятий. К станкам встали женщины, подростки, дети. И мы с вами оказались на месте Центрального почтового отделения связи и Тюменской областной Думы. На этом месте раньше находился Авиационный завод. Там выпускали планеры А-7, материалом, для которого служила берёзовая фанера Тюменского фанерного комбината (дети рассматривают иллюстрации).
Педагог: Ребята, так как мешочек времени иногда что-то путает, он перенес с собой картинки, но всё перепуталось. Давайте попробуем сложить картинки правильно и посмотрим, что же там изображено (дети собирают пазл с изображениями планера А-7). Молодцы! У вас получился планер А-7!
Педагог: Ребята, как и у тружеников тыла, был небольшой отдых, нам тоже с вами нужно немного отдохнуть.
Физминутка.
Руки ставим все в разлет
Появился самолет.
Мах крыло туда-сюда,
Делай раз, делай два.
Руки вверх все поднимите,
Друг на друга посмотрите.
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз
И на место все садись!
Педагог: Наше путешествие продолжается. И мы с вами двигаемся дальше (звучит звук приближающегося поезда).
Педагог: Ребята, вы слышите? Что это приближается к нам? (ответы детей). Да, это поезд. С первых дней войны Станция Тюмень и депо Свердловской железной дороги обеспечивали движение военных и гражданских грузов. Ребята, как вы думаете, что тюменцы перевозили на поездах? (полные ответы детей).
Педагог: Дети, скажите, если валенок (полушубок, жилет, перчатка, варежка) это один предмет, а если их много, то, как мы скажем? (ответы детей). Молодцы. Ребята, на фронт было послано 55 933 кг различных подарков, это очень большое количество.
Педагог: Знаете, ребята, какую военную технику изготавливали на заводах, помимо планеров? (ответы детей). Давайте попробуем с вами разгадать загадки!
Педагог: 1. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился … (парашют)
Педагог: 2. Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом. (танк)
Педагог: 3. Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое? (самолет)
Педагог: 4. Девичье носила
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная ... (катюша)
Педагог: Молодцы! Ребята, пора нам двигаться дальше. Скажите, нравится ли вам узнавать что-то новое? (ответы детей). Вот и молодым горожанам города Тюмени пришлось учиться новому (дети рассматривают иллюстрации).
Педагог: В годы Великой Отечественной войны в Тюмени функционировало три военно-пехотных училища: Тюменское военно-пехотное училище, 2-е Тюменское военно-пехотное училище, Таллинское военно-пехотное училище, в которых учились курсанты и офицеры. Вот так они ребята выглядели.
Педагог: Ребята, скажите, а какими же должны были быть офицеры, чтобы защищать свою Родину?
Офицер (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…(ответы детей).
Педагог: Молодцы! Конечно, ребята, как вы и сказали, чтобы защищать людей и Родину, нужно быть действительно сильным, смелым и отважным человеком! Скажите, солдаты должны еще и хорошо уметь считать? А вы умеете хорошо считать? Давайте это проверим.
Педагог: пример: один отважный боец (два отважных бойца… пять отважных бойцов.
- один военный корабль…(ответы детей);
- один храбрый разведчик…(ответы детей).
Педагог: Молодцы! Теперь ребята, давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране? (Дети называют картинки). Здорово, молодцы! Сейчас, ребята, вам нужно будет хорошо запомнить эти картинки и быть внимательными, потому что картинки будут исчезать, а вы должны их все назвать. Назовите, чего не стало? (дети запоминают картинки, картинки исчезают, дети вспоминают и называют картинки).
Пример: Я вижу самолет (танк, пушка, подводная лодка, легковой автомобиль). Не стало самолета (ответы детей).
Педагог: Дети, вы такие умные! В военные годы, труженикам приходилось говорить не только быстро, но и правильно, красиво, чтобы их поняли. Давайте и мы попробуем с вами составить красивые предложения (с помощью наглядного материала).
Военные лётчики защищали нашу Родину …(в) небе (ответы детей).
Моряки воевали … (с) врагом … (в) море. (ответы детей).
Танкисты сражались … (в) танке (ответы детей).
Пограничники охраняли нашу Родину … (на) границе (ответы детей).
Артиллеристы стреляли из пушек … (по) вражеским танкам (ответы детей).
Педагог: Молодцы! Тюмень была надежным тылом всей страны в годы Великой Отечественной войны, поддержкой и жизненной опорой солдатам и офицерам. За Победу боролись не только солдаты, фельдшера, офицеры, но и простые женщины и дети. Вера в победу над врагом, вселяла в них надежду и помогала не сдаваться на пути к счастливой, спокойной жизни.
Педагог: Ребята, а сейчас, нам нужно обратно возвращаться в свое настоящее время, в детский сад.
4. Заключительный этап.
Педагог: Ребята, где мы сегодня побывали? Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Хотели ли бы вы с помощью мешочка побывать и в другом времени?
Педагог: Наше сегодняшнее путешествие по городу Тюмени в военное время, хочу закончить отрывком из стихотворения тюменского писателя, поэта, солдата Энгельса Андронова…(на фоне изображения писателя).
«Спасибо почте полевой»
Найти бойца не просто, это знаем,
Длинна дорога к нам и тяжела…
Спасибо тебе, почта полевая,
Что письмецо из дома принесла»…
Я письма милой с трепетом читаю-
Как почтальонов труд не оценить?
Вдвойне спасибо, почта полевая,
Что помогла
Любовь нам сохранить!
Список литературы
1.
2.
3.
4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое
пособие / Л.Н. Арефьева. - М.: Сфера, 2008. - 73 с.
4. Гавришева Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и
подвижные игры / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 32 с.
5. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 224 с
Зайцева Марина Алексеевна, учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №112 города Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941-1945г.г.
ПОДОЛЬСКИЕ КУРСАНТЫТАЛАЛИХИН-МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ...
Рассказывание детям о наш городе в годы войн
формировать представление о ВОВ, о военных действиях, о защитниках города; упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний; продолжать развивать монологическую речь детей; вос...
КОНСПЕКТ занятия на тему: «Эти страшные годы войны…», посвященного Дню освобождения Веселовского района от немецко-фашистских захватчиков.
Конспект ООД в подготовительной группе...
Сценарий итогового мароприятия "Тюмень в годы войны"
Данный сценарий представляет собой как итоговое мероприятие по обобщению иформации о Тюмени в годы ВОВ....
Конспект занятия "Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны" для детей подготовительной группы
Конспект занятия "Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны" поможет обогатить представления детей о событиях в годы Великой Отечественной войны....
Конспект "Собаки в годы войны"
Конспект по теме «Собаки-герои Великой Отечественной Войны» Задачи:Образовательные:Познакомить с подвигами собак в годы Великой Отечественной войны;Расширять знания детей о геро...
Конспект беседы для старшей группы «Дошкольникам о войне. Тюмень в годы войны»
Пояснительная записка.В соответствии с новыми стандартами и ситуацией в стране тема патриотического воспитания актуальна, как никогда. Считаю необходимым дать первоначальные знания по отечествен...