Артикуляционная гимнастика в сказках
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Волченко Марина Алексеевна

Артикуляционная гимнастика в сказках для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik_skazki.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Петушок»

Артикуляционная гимнастика в сказках

старшая группа

Выполнила:

воспитатель

первой

квалификационной

категории

Волченко М.А.

с. Прокудское, 2022 г

Язычок собирает грибы

Осенью Язычок отправился в лес, прихватив с собой большую корзину.

 «Корзина» - рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5.

В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.

Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).

На поляне Язычок нашел красивый грибок (широкий язык «присасывается» к
нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — его ножку).

 Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор...». Повторяем предыдущее упражнение 6—10 раз.

         Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзину грибов — повторяем упражнение «Корзина».

«Ням-ням!» — так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперед-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?

Посуда

Как Язычок пил чай с друзьями

(Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.

Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5)Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т»). Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

Мебель

Язычок делает ремонт.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение «Маляр».)

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)

Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение «Забор».)

А. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика. - Москва, 2006

Профессии

Язычок музыкант

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.

Язычок играет на барабане — кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.

Язычок играет на гармошке — улыбаемся, приоткрыть рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздечку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.

Язычок бренчит на балалаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.

Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вытянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5—6 раз).

Вспомни, на каких музыкальных инструментах научился играть наш Язычок? А на каких музыкальных инструментах умеешь играть ты?

Зимующие и перелётные птицы. Домашние птицы.

Кто поможет воробью

(Т.В. Рожкова)

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке. «Горка».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишка и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка. «Веселая змейка».

- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.

- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок. «Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто, «Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел. «Барабанщик».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют, «Загнать мяч в ворота», попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.

Как Маша

ходила к зубному врачу»

[м-м`]

    Сегодня Машу повели к зубному врачу, чтобы проверить зубы. Врач просит: «Открой, пожалуйста, рот». Но Маша испугалась. Стиснула губы плотно – плотно. Не видно врачу ни зубов, ни губ. Покажите, что сделала Маша. (плотно сомкнуть губы) Врач стал уговаривать Машу не боятся. Тогда Маша показала только верхние зубы, а нижние за нижнюю губу спрятала. Покажите, что сделала девочка.        (упр. «Зайчик» или «Шторки»)

    «Я хочу видеть все твои зубы», - говорит врач. Теперь Маша показала только нижние зубы, а верхние за верхнюю губу спрятала. Покажите, что она сделала.        (упр. «Лягушка» или «Шторки») Врач уговаривает Машу, а время все идет, только слышно, как часы тикают: тик – так. Как тикают часы? (упр. «Часики»). Тогда врач достал из кармана баночку и сказал: «Всем хорошим, смелым детям я даю витамины, но ты, наверное, их не хочешь?»

Маша ответила: «Хочу, я их очень люблю». И улыбнулась. Покажите, как? (упр. «Улыбочка»). Потом она открыла рот. Врач осмотрел ее зубы, не нашел ни одной дырки и угостил Машу витаминами.        

Л.Тимощук

«Саша»

[с-с`]

С само утра у Саши хорошее настроение, поэтому он улыбается.        (упр. «Улыбка») Ему подарили велосипед, и он собрался на нем покататься. Выходя из дома, Саша увидел огромного бульдога. (упр. «Бульдог») Испугался Саша и спрятался за дверь.        (упр. «Прятки») Саша выглянул из-за двери. Пес не уходит, сидит у самой двери.        (упр. «Чашечка») Саша снова спрятался.        (упр. «Прятки») Стоит Саша за дверью и думает: «Не буду я больше бояться собаки». Только так подумал, смотрит, а собаки-то нет, убежала

Л.Тимощук

«Маленький Зайчик»

[з-з`]

 В холодный зимний вечер Маленький Зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.        (упр. «Лопаточка») Вдруг подул ветерок и голые веточки на кустиках задрожали.        (упр. «Желобок») Зайчик испугался и спрятался за пенек. Выглянет из-за пенька и опять спрячется. (упр. «Прятки»). А ветерок все дует, шевелит веточками на кустах.        (упр. «Желобок») Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться: это всего-навсего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся        (упр. «Улыбка») и побежал кататься на горке. (упр. «Горка»)

Л.Тимощук

«Птичка - невеличка»

[ш]

            Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот таком.        (упр. «Трубочка») Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес.        (упр. «Лопаточка»). Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее.        (упр. «Чашечка»). Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие. (упр. «Трубочка»). В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло. (упр. «Дятел») Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным.        

Л.Тимощук

«Волшебный сундук»

[ж]

            Женин папа работает в цирке фокусником. Однажды папа взял Женю на работу и оставил в своей комнате, где стоял сундук. (выставляет коробку). Приоткрыл Женя крышку сундука (приоткрывает коробку) и увидел улыбающуюся лягушку.        (упр. «Улыбочка») Вдруг лягушка как прыгнет. Женя быстро захлопнул крышку (закрывает коробку). Но так хочется посмотреть Жене на лягушку еще раз. Открыл сундук… (открывает коробку), а там слоненок. Сидит и тянет к Жене свой хоботок.        (упр. «Хоботок») Понял Женя, что это волшебный сундук. Весело ему стало: то откроет сундук, то закроет…        (чередование упр. «Улыбочка» - «Хоботок»). В папиной комнате стоял старинный шкаф. Женя заглянул в него и увидел на верхней полке обезьяну.        (упр. «Обезьяна») Обезьяна спрыгнула на нижнюю полку, а потом опять наверх полезла.        (упр. «Качели» Осторожно прикрыл Женя дверцу шкафа. «Наверное, она репетирует свой номер», - подумал мальчик. В углу комнаты Женя заметил большого паука. Паук качался в паутине как в гамаке. (педагог и дети показывают широкий кончик языка, затем убирают язык; повторить упражнение несколько раз) Паук увидел мальчика и забеспокоился. Стал бегать по потолку.        (упр. «Маляр») Женя с интересом наблюдал за пауком, но тут пришел папа и повел Женю домой.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика по сказке Всеволода Гаршина «Лягушка - путешественница»

Артикуляционная гимнастика по сказке Всеволода Гаршина «Лягушка - путешественница»Цель: развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности  движений органов...

Артикуляционная гимнастика в сказках

Все упражнения проводятся в игровой форме, по ходу артикуляционной сказки. Вашему вниманию предлагаются сказки из материалов сайта «Подготовка к школе»...

Артикуляционная гимнастика по сказке "РЕПКА".

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПО СКАЗКЕ "РЕПКА". Выполнена вместе с детьми страшего дошкольного возраста. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помога...

Артикуляционная гимнастика в сказках: методическое пособие

В методическом пособии представлен апробированный материал в форме сказок, который поможет сформировать правильный артикуляционный уклад для постановки звуков речи у детей 5-7 лет. Может быть исп...

Артикуляционная гимнастика в сказках.

Ежедневная артикуляционная гимнастика предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольност...

Артикуляционная гимнастика дома "Сказка о Язычке"

Практический материал по проведению артикуляционной гимнастики для родителей дома с детьми. Попробуйте поиграть с детьми и вы поймете, что артикуляционная гимнастика - это интересное занятие....

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА Иллюстрированная артикуляционная гимнастика, логопедические сказки

Артикуляционная гимнастика по сюжету сказки с иллюстрациями...