Роль развивающих игр в работе учителя-логопеда по преодолению нарушения слоговой структуры речи
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
У детей с различными формами речевой патологии, особенно с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР), происходит отставание соответствующих компонентов речи.
У детей-логопатов оказываются недостаточно сформированы такие психические функции, как логическое мышление, слуховое и зрительное произвольное внимание, слуховая и двигательная память; у них также слабая работоспособность, связанная с быстрой истощаемостью нервной системы, и низкая познавательная активность. Недоразвитие этих психических функций влияет на становлении полноценной речевой функции ребенка.
Таким детям требуется уделять значительное учебное время для развития их устной речи и коррекции ошибок на письме. Известно, что ошибки письменной речи легче предупредить, внедряя систему коррекционных упражнений, игр, заданий, чем исправлять.
Перед логопедом, работающим в речевой группе специализированного детского сада, ставится задача так построить обучающий процесс коррекции устной речи, чтобы в дальнейшем ребенок-школьник мог полноценно овладеть грамотным письмом, испытывая как можно меньше затруднений при изложении мыслей в письменной речи. Процесс коррекции должен быть построен в форме занимательных приёмов и игр, которые ненавязчиво будут способствовать появлению у детей с речевой патологией познавательного интереса к родному слову, богатству русского языка, а в дальнейшем и к русскому языку как учебному предмету в школе.
Таким детям требуется уделять значительное учебное время для развития их устной речи и коррекции ошибок на письме. Известно, что ошибки письменной речи легче предупредить, внедряя систему коррекционных упражнений, игр, заданий, чем исправлять.
Перед логопедом, работающим в речевой группе специализированного детского сада, ставится задача так построить обучающий процесс коррекции устной речи, чтобы в дальнейшем
ребенок-школьник мог полноценно овладеть грамотным письмом, испытывая как можно меньше затруднений при изложении мыслей в письменной речи. Процесс коррекции должен быть построен в форме занимательных приёмов и игр, которые ненавязчиво будут способствовать появлению у детей с речевой патологией познавательного интереса к родному слову, богатству русского языка, а в дальнейшем и к русскому языку как учебному предмету в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский .
Виды ошибок: - элизии (пропуски звуков, слогов) – «моток» вместо «молоток»; - итерации (добавление звуков и слогов) – « тарава » вместо «трава»; - перестановки звуков и слогов – « деворе » вместо «дерево»; - искажение структуры отдельного слога (сокращение, упрощение» - «капута» вместо «капуста»; - антиципации (уподобление одного слога другому) – « пипитан » вместо «капитан»; - персеверации ( застревание на одном слоге) – « пананананама » вместо «панама»; - контаминации (соединение частей двух слов») - « холодильница » вместо «холодильник» и «хлебница».
Авторы методик по формированию слоговой структуры слова Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
Этапы коррекционной работы: Подготовительный Цель: формирование функционального базиса, психологических механизмов, необходимых для усвоения звуко-слоговой структуры слова родного языка. Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Основной Цель: непосредственная коррекция дефектов звуко-слоговой структуры слова. Работа ведется на вербальном материале.
Работа на невербальном материале: 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). 2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона. 3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь. 5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.). 6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0- 0...; +=+=...
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным): отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
Работа на вербальном материале: 1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 2. Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи. 3. Игры на развитие подражательности («Сделай, как я»). 4. Игры, сопровождающиеся речевой инструкцией (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок). 5. Игры на выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). 6. Игры со слогами (обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова, отхлопыванию с соблюдением ритма, прогованию прямых одинаковых слогов (да-да, да-да), слогов с разными звуками ( ма-па , па-ма ), закрытых и обратных слогов ( пап-ап )).
Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).
Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
Выступление на практико-ориентированной мастерской учителей-логопедов дошкольных учреждений "Коррекция нарушений слоговой структуры слова на заключительном этапе работы с использованием дидактических игр"
Выступление на практико-ориентированной мастерской учителей-логопедов дошкольных учреждений "Коррекция нарушений слоговой структуры слова на заключительном этапе работы с использованием дидактиче...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...