Мастер - класс "Мандала терапия в коррекционной работе учителя - логопеда"
материал по логопедии

Рязанова Алина Рифгатовна

Мандала – это не просто красивый замысловатый рисунок или загадочный круг с узорами. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку.

Мандала (научное название мандалы гексография) – это уникальный инструмент самопознания и саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mandala_terapiya.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Мандала терапия в коррекционной работе учителя-логопеда»

1 сл. Добрый день уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на моём мастер-классе «Мандала терапия в коррекционной работе учителя-логопеда».  Скажите пожалуйста, кто-нибудь знаком с мандала терапией, применял её в своей практике? Замечательно. Познакомимся.

Маленько теории.

Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. В последнее время, в частности, выявлен значительный рост дошкольников, имеющих, общее недоразвитие речи (ОНР).

2 сл. ОНР – это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе.

3 сл. В результате многолетних наблюдений и исследований познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями было  отмечено, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также на становление их личностных качеств. У детей с нарушениями речи были выявлены – недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, низкий уровень вербальной памяти, снижение продуктивности запоминания. Со стороны эмоционально-волевой сферы отмечаются такие особенности, как: негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, маловыразительная речь.

В своей практической работе для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние данной группы детей, развить у них навыки саморегуляции, помочь выразить свои чувства, снять напряжение, дать возможность для самовыражения я применяю элементы мандала терапии.

4 сл. Мандала терапия – это инструмент изотерапии (ответвление арт-терапии), в основе которой лежит психологический механизм защиты – сублимация.

Сублимация — это способ переключения энергии на достижение социально приемлемых целей с целью снятия внутреннего напряжения. Сублимировать можно что угодно во что угодно. Свою обиду — в написание картины, злость — в занятие боксом, грусть — в изучение иностранных языков и так далее.

5 сл. Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности, что мандала – проекция комплексов человека, инструмент, который помогает:

  • найти свою сущность;
  • освободить заблокированную энергию;
  • очиститься от чувства вины, страха, депрессии, физической боли

Мандала – это не просто красивый замысловатый рисунок или загадочный круг с узорами. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку.

Мандала (научное название мандалы гексография) – это уникальный инструмент самопознания и саморазвития.

6 сл.  В переводе с санскритского мандала означает «магический круг».

Мандала терапия – это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития саморегуляции, а также развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей.

Мандала терапия необходима при следующих состояниях:

  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Мандала терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Чаще всего мы не замечаем присутствие мандалы в нашей жизни и то, что мы сами того не зная периодически ее создаем.

Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

Давайте попробуем назвать круговые изображения или рисунок в круге напоминающих мандалу? (солнце, снежинка, калейдоскоп, узор вязанной салфетки, цветок, тарелка, зонт.)

7 сл. Данный вид деятельности в своей работе я применяю в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. В работе с детьми я использую разнообразный материал. Но, чтобы дети были успешными при изготовлении «мандал», необходимо учитывать возможности и навыки детей в работе с предложенным материалом.

8 сл. Детские мандалы – раскраски (их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки).

9 сл. Выкладываем мандалу из Конструктора  липучка bunchems (банчемс)

10 сл. Выкладываем мандалу из круп

11 сл. Выкладываем мандалу из листьев

Выкладываем мандалу из шишек

12 сл. Выкладываем мандалу из камушек и ракушек

Выкладываем мандалу из природного материала

13 сл. Мандала, выполненная на диске (пластилиновая мандала)

Рисование мандал помогает развить образную память, эмоционально-чувственную сферу, умение целостно воспринимать мир, распознавать оттенки различных звуков.

14 сл. Создание собственных мандал из разнообразного материала  развивает у детей …..Что?     Правильно, творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, положительно влияет на детей с ярко выраженной двигательной активностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания. Беседа после окончания создания мандалы окажет не только коррекционное воздействие на личность ребенка, но и будет способствовать развитию речи детей дошкольного возраста.

Целью работы с мандалой является не создание шедевра, а внутренняя работа, которая позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново.

Важные моменты трактовки мандалы:

– доминирование или отсутствие какого-либо цвета;

– пространственное расположение:

  • центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент;
  • контур – ключ взаимодействия с миром;
  • верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять;
  • нижняя – наше бессознательное.

Приложение 2

Краткое определение цветов, использующихся в мандалах.

Белый

Значение: свет, покой, удача, очищение, исцеление, целомудрие, девственность, единство, целостность, сосредоточенность. Цвет чистоты и одухотворенности. Белый цвет заряжает энергией, возвышает и очищает.

Черный

Значение: ночь, покой, тьма, таинственность, тайна, вызов, вода, статичность. Цвет Абсолюта. Олицетворяет бесконечность и женскую жизненную силу. Способствует завершению незавершенного, формирует внутреннюю стойкость. Укрепляет силу Духа.

Красный

Значение: огонь, жар, энергия, жизнь, активность, благоденствие, активная мужская энергия, страсть. Цвет активности. Обеспечивает запас энергии и выживания. Активирует творческий импульс. Обладает особой энергией воли и могущества.

Розовый

Значение: женственность, добро, гармония, любовь, нежность, утонченность. Цвет сердечной любви. Пробуждает любовь к жизни. Помогает найти ответы внутри себя. Наполняет энергией любви.

Оранжевый

Значение: движение, ритм, радость, чувственность, смирение, дух, солнечный свет. Цвет Солнца. Обеспечивает гармонию полярностей, путем выравнивания мужского и женского восприятия.

Желтый

Значение: интуиция, разум, смысл, мудрость, свобода, божественное озарение, восхищение. Цвет Первичной Материи. Зарождает интерес к духовным ценностям. Исцеляет ум и тело. Формирует духовный иммунитет, защищает от низких вибрационных энергий.

Зеленый

Значение: мироздание, жизнь, вера, гармония, мягкость, обновление, целостность. Цвет бессмертия. Способствует объективному видению мира. Наполняет энергией для реализации задуманного.

Голубой

Значение: покой, мир, ясность, миролюбие, творчество, легкость, слово, знание, идея, преданность, разум. Цвет истины. Наполняет оптимизмом и очищает ум. Развивает способность предвидения.

Синий

Значение: Вселенная, время, глубина, тайна, гармония, устойчивость, познание, защита, мудрость, покой. Цвет духовного обновления. Гармонизирует и приводит в равновесие все аспекты жизни. Наделяет способностью выявлять причинно-следственные связи.

Фиолетовый

Значение: интеллект, ментальность, понимание, знание, вера, таинство, воодушевление, смирение, духовность. Цвет души. Помогает принимать все происходящее в жизни со спокойным сердцем. Напитывает энергией вдохновения.


15 сл. Сейчас предлагаю перейти к практической части, изготовления мандалы.

 Мы с вами создадим свою, персональную  мандалу из ниток.

Начиная создавать свою мандалу, руководствуйтесь прежде всего
значением цветов именно для вас. Ведь она работает лучше всего, когда создана лично вами.
Итак. Сначала определитесь, для какой цели вы создаете свою мандалу.
Что вы хотите от нее получить? Может быть, вы хотите улучшить свое
здоровье? Тогда определитесь, какой орган вас больше всего беспокоит, и с
какими цветами у вас ассоциируется здоровый, хорошо работающий орган.
Сердце, например, может быть и красного, и зеленого, и голубого
цветов, в зависимости от вашего самочувствия в конкретный момент. Не
беспокойтесь, вы не выберете цвет, который вам навредит. Ваш организм
подскажет вам, что для вас в данный момент нужнее всего. Или может быть, вы хотите улучшить свое финансовое состояние? Тогда определитесь, какого цвета ваше благополучие.
Хотите привлечь любовь - подумайте, какого цвета та любовь, которую вы
привлекаете? Она ведь для вас совсем не обязательно должна быть красного
или розового цвета, с которыми обычно ассоциируют любовь иллюстраторы.
Кто-то хочет всепоглощающей страсти, а кто-то уютного домашнего очага.

Так же для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо «погрузиться» внутрь себя. Для этого возможно использовать различные методы релаксации .Обрести необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая лампа.
Зажигаются свечи ,уютно располагаются , можно прямо на полу, но мы с вами в кабинете, чтобы релаксация была более глубокой. Я включаю детям релаксационную музыку. Так же  можно расслабиться
с помощью красивого образного рассказа.  

Включаю музыку. Итак, поставим цель, для чего мы создаём мандалу?  прикройте глаза и представьте  «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно, закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты — хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься. Не открывая глаз оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие образы, какие цвета или картины у тебя возникают.
Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза и мы попробуем создать свою мандалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....

Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

«Су-Джок терапия в коррекционной работе учителя – логопеда»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда...

"СУ-ДЖОК терапия в коррекционной работе учителя-логопеда"

Материал представлен в виде картотеки упражнений с использованием СУ-ДЖОК терапии в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками в ДОУ....

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...