Рекомендации педагогам по созданию условий для речевого развития детей
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Презентация для педагогов по проблемам речевого развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 841.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный период . Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.
От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях . Второе условие – создание благоприятной речевой среды.
Третье условие – создание развивающей предметно-пространственной среды. Познавательно-речевой центр: разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература, пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха; а также игры для развития мелкой моторики рук . Центр театрализации: различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др .); необходимые атрибуты, условия для проведения сюжетно-ролевых игр. Музыкальный центр: здесь дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе; у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического . Насыщая групповое пространство, нужно заботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.
Экспериментальный центр : в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся: - составлять предложения по демонстрируемым действиям; - размышлять, рассуждать и доказывать; - объяснять явления природы; - составлять небольшие рассказы . Центр конструирования: обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.
Центр творчества: изобразительная деятельность - о богащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами ( живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка). Четвертое условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.
Условия успешного речевого развития: 1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи. 3. Обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. С оздают условия для овладения детьми грамматическим строем речи.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощряют детское словотворчество. 11. Создают и систематически пополняют речевые центры в группе. 12. Проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы. 6. Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей. 7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Что можно использовать для развития речи у дошкольников? Здоровьесберегающие технологии ( физминутки , подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж и др .) Игровые технологии ( настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр )
Применение мнемотехники
Мнемотаблицы
эмоциональное общение с ребенком с момента рождения; создавать условия для общения с другими детьми; речь взрослого – пример для подражания; развивать мелкую моторику для руки, это ведет к развитию речи ребенка; Факторы успешного речевого развития (памятка для родителей): словесные игры взрослого и ребенка; чтение художественной литературы, разучивание стихов; удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”; совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев с дальнейшем обсуждением.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средст...

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста
Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью – сложный, многосторонний психически...
Создание условий для речевого развития детей посредством малых фольклорных форм.
. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в...

Создание условий познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта реч...

Консультация для педагогов. «Создание условий для речевого развития детей»
quot;Создание условий для речевого развития детей"...

Создание условий для речевого развития детей 3-7 лет. Графические схемы
Тропинка в мир правильной речи. Использование моделей и картинографических схем при обучении детей рассказыванию.Представление опыта экспериментальной деятельности по реализации ООП ДО «Тро...