Консультация «Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»
консультация по логопедии

Манаева Надежда Владимировна

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого слова, все равно просили прочитать вновь и вновь. Но сказки – это благодатный материал для развития речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_umnye_skazki.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Самый уютный, понятный для ребенка мир – это мир сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать ее, импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в интеллектуальном развитии ребенка. Для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, со сказкой можно поиграть. Есть много сказок, которые помогут ребенку мыслить логически, разовьют воображение, речь, способность не теряться в сложных ситуациях. Поэтому педагогам будет  интересно узнать о формах, методах, приемах работы со сказкой. Как сделать сказку своим помощником в развитии ребенка, может ли сказка понять мир ребенка.

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого слова, все равно просили прочитать вновь и вновь. Но сказки – это благодатный материал для развития речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Однако, возможности сказки, в широком понимании, исчерпаны далеко не полностью:

  • Сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором, найти в ней мораль, нравственный урок.
  • Сказки не в полной мере используются для развития у детей внимания, воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь можно сравнивать сказки, сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение. На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Возможности сказок огромны:

  • рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;
  • сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;
  • если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Используя сказки для расширения словаря детей следует использовать следующие виды работы:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком;
  • рифмовка слов (удалец-молодец);
  • придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
  • подбор эпитетов к сказочному герою;
  • называние сказочного героя по эпитетам;
  • называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;
  • придумывание нового названия сказки;
  • называние пропущенных слов в сказке.

Для формирования правильного грамматического строя можно использовать следующие формы работы:

  • составление предложений по опорным картинкам из сказок;
  • составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;
  • составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
  • составление предложений с опорой на игрушку;
  • упражнение «Закончи предложение» и т.д.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки

Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.

Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

Для старшей логопедической группы детского сада лучше брать просты, казалось бы знакомые сказки, несложные по сюжету и структуре: «Три поросенка», «Репка», «Рукавичка», «Царевна-Несмеяна», «Волшебное кольцо» и др. Это обусловлено характером речевых нарушений контингента детей этой группы. Обязательно наличие иллюстраций и картинок к этим сказкам. Ведь картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а так же событий, ситуаций, эпизодов. По картинкам педагогу легче провести живую, непринужденную беседу, во время которой отрабатываются все компоненты речи.

Начиная работу со сказкой, ребенку необходимо знать, о чем рассказывается в сказке. Поэтому вначале надо прочитать сказку детям и спросить:

  • Все ли ему понятно?
  • Понравилась ли ему сказка?
  • О ком рассказывается в сказке?
  • Кто в сказке добрый, а кто – злой и почему?
  • Кто поступил правильно, а кто – нет и почему?

В ходе чтения надо обязательно разъяснять значение устаревших или непонятных для детей слов (важно, что объяснение должно быть доступным). Например: изба – деревянный дом; сваты – знакомые жениха, которые просят родителей невесты выдать ее замуж. Тут же желательно предложить пословицы, поговорки, доступные по смыслу 5-летним детям (смысл их можно объяснить попутно), которые позволяют понять мораль сказки. Дети, к примеру, на вопрос: «А мышка одна смогла бы вытянуть репку, ведь только с ней ее вытянули?», дают утвердительный ответ. Сказку можно прочитать повторно и привлечь внимание к героям сказки, приводя загадки о них. Загадки, к примеру, о героях-животных, должны быть описывающие действия животного и его признаки, доступными для понимания детей. После их отгадывания нужно уточнить, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно. Важно задавать вопросы на развитие грамматической подсистемы речевой функциональной системы – в сказке нужно найти ласковые слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами), предлагается разгадать этимологию прозвищ героев ( кошка Мурка – потому что мурлычет, Несмеяна – не смеется). Легко, например, по сказке «Репка» отработать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД, задавая соответствующие вопросы.

С легкостью можно придумать массу интересных и правильных вопросов. В той же сказке «Репка» можно пересчитать героев-животных, а потом героев-людей; отыскать среди них животных домашних и диких; сравнить их по размеру, по форме; отыскать в сказке хитрых, простоватых, добрых; из ряда персонажей исключить ненужного для конкретной сказки; узнать сказку по отрывку, героям; исправить «ошибки» взрослого (эти ошибки могут быть смысловые (посадил волк репку), грамматические (стала репка тянуть деда), фонетические (кошка Журка) и др. Дети с удовольствием отгадают животных по следам, соединят последовательно цифры с названиями дней недели, получат контурные изображения героев сказок и др. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнить задание не совсем так, как бы сделали вы, и дать не тот ответ, который от них ждут. Например, если бы вы объединили предметы в пары по цвету, он вполне может объединить их по форме, предназначению и т.д. А чтобы понять, ошибся ребенок или просто рассуждал не так, как вы, попросите его объяснить, почему он так решил. В ситуации «Пересчитаем, сколько хвостов у героев сказки «Репка», дети дали ответ – 4. Объяснилось все просто: у собаки, кошки, мышки и у РЕПКИ!

Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Очень важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Можно соединять каритнки-эпизоды линиями, попутно пересказывая сказку. Интересно детям составлять схемы сказки с круговой последовательностью действий, т.е. начало и конец совпадают («Цапля и журавль», «»Старик и волк», «Бобовое зернышко»). Зная такую сказку, дети воспроизводят временную последовательность эпизодов в ней. При затруднении в пересказе мы с детьми применяли прем озаглавливания эпизодов.

Большое место уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из спичек и счетных палочек.
Понятно, что продуктивность работы зависит от настроения и желания детей. Или просто некоторым детям нужно чуть больше времени. Поэтому педагогу желательно преподносить не все сразу и использовать не все задания, а ориентироваться на то время, когда сказки доставляют детям удовольствие, иначе пользы от этого не будет.

Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — разными голосами.

Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.

Дефектологам и логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным в коррекционной работе является третий этап: автоматизация и дифференциация звуков речи в спонтанном речевом потоке.

На этом этапе, необходимы творческий и инновационный подходы, а также развивающие формы работы, и здесь можно использовать такую форму, как «Умные сказки», автором которой является Евгения Синицына.

Можно использовать несколько видов сказок и их фрагменты, включенные в коррекционно-развивающее занятие – это нужные сказки;  сказка-путешествие; сказка-выбор; сказка, завершающаяся логическим заданиями.

Нужные сказки

  1. Логопед говорит детям о том, что хотел бы прочитать им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название.

« – Жи… бы… де… и ба… . И бы… у ни… Ку… Ря… . Сне… Ку… я… не… про…, а зо… . Де… би…би… – не ра… . Ба… би… би… – не ра… . Мы… бе… , хво… ма… , я упа… и ра… . Де… пла… , ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де… , не пла… ба… . Я сне… ва… я… не я… , не зо… , а про… .»

  1. Затем проговаривают сказку вместе.
  2. Логопед предлагает восстановить разбитое яйцо несколькими вариантами: склеить, нарисовать, обвести по шаблону и раскрасить (у детей должен быть выбор).
  3. Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать или выполнить аппликацию Курочки Рябы.
  4. Сказку затем можно инсценировать или изобразить в пантомимике, каждого героя, остальные дети могут угадывать изображаемых героев.

« – По… де… ре… . Вы… ре… бо… – пре… . Ста… де…   ре…   тя… . Тя…- потя…, вы… не мо… . По… де…ба… . Ба… за де…, де… за ре… . Тя… –  потя…, вы… не мо… .

По… ба   вну… . Вну… за ба…, ба… за де…, де…за ре… . Тя… – потя…, вы… не мо… .

По… вну… Жу… . Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя…- потя…, вы…не мо… . По… Жу… ко… . Ко… за Жу…,  Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… – потя…, вы… не мо… . По… ко… мы… . Мы… за ко…, ко… за Жу…, Жу… за вну…, вну…за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… – потя…, вы…ре…!

 Сказка – путешествие

  1. Чтение детям сказки.
  2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить сделать детям (ответить, нарисовать, изобразить мимикой, пантомимикой).
  3. Использование карточек-пиктограмм для запоминания сказки.
  4. Выкладывание с помощью геометрических фигур или вкладышей Монтессори всего путешествия главного героя (каждый встреченный герой обозначается геометрической фигурой).
  5. Предложить ребёнку выложить всю цепочку фигурок, вспомнить сказку, затем смешать фигурки и восстановить по порядку.

 Сказка – выбор

  1. Чтение детям сказки;
  2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить этот выбор сделать детям;
  3. Об этом выборе каждый ребёнок говорит на ушко педагогу, либо рисует свой выбор, либо делает аппликацию, либо выкладывает из мозаики, лепит и т.п.;
  4. Дочитать сказку до конца, чтобы дети услышали, какой выбор сделал герой сказки;
  5. Поговорить с каждым ребёнком о его выборе и выборе героя.

 Сказка, завершающаяся логическими заданиями

  1. Внесение в предметно-развивающую среду иллюстрации с героем предстоящей сказки или игрушки – героя сказки – разыгрывание импровизированной ситуации, направленной на вовлечение ребёнка в сказку, с учетом автоматизируемого звука;
  2. Чтение первой части сказки;
  3. Вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше?»
  4. Предложение ребёнку: разреши сложную ситуацию, в которую попал герой сказки;
  5. Дальнейшее чтение сказки до конца;
  6. Вопросы к ребёнку, помогающие осознать нравственный смысл сказки;
  7. Заведение «Альбома-сказок»: нарисуй, обведи по контуру, обведи по точкам, раскрась.
  8. Логические игры «Четвёртый лишний», «Что общего?», «Чем различаются?», «Закончи предложение», «Отгадай загадку»; «Вспомни сказку с такими же героями», «Придумай продолжение сказки», «Скажи наоборот» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс для воспитателей " Пескография - одна из форм развития речевой деятельности детей"

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование ре...

Методы и приемы поддержки и развития речевой инициативы на логопедических занятиях

У детей с речевыми нарушениями отмечаются бедность и недифференцированность лексики, явная недостаточность словаря глаголов и прилагательных, своеобразие связного высказывания, что препятствует ...

Мастер - класс для воспитателей "Умные сказки" как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике"

Самый уютный, понятный для ребенка мир – это мир сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать ее, импровизируя, а можно сделать сказку своим пом...

Консультация для педагогов «Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Консультациядля педагогов на тему:«Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»...

Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Самый уютный, понятный для ребенка мир – это мир сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать ее, импровизируя, а можно сделать сказку своим пом...

«Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого сл...

Мастер-класс для воспитателей " Умные сказки " как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике"

Мастер-класс для воспитателей " Умные сказки " как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике "...