Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ на тему: "Особенности работы с детьми с ОНР и ФФНР в условиях коррекционной группы компенсирующей направленности"
консультация по логопедии (старшая группа)
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всеми системами родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.
Иная картина наблюдается у детей с ОНР и ФФН. Остановимся кратко на характеристики речи детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_onr_i_ffn.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с ОНР и ФФНР в условиях коррекционной группы компенсирующей направленности
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всеми системами родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.
Иная картина наблюдается у детей с ОНР и ФФН. Остановимся кратко на характеристики речи детей с ОНР.
ОНР принято считать такую форму патологии речи, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Основной контингент дошкольников, направляемых в группу с ОНР, имеет второй и третий уровни речевого развития. Естественно уровень сформированности языковых средств и состояние речевой деятельности у каждого из детей в логопедической группе имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности, на которых мы остановимся.
Словарный запас у детей с ОНР отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов: названия ягод, рыб, цветов, животных и их детенышей, птиц, мебели, инструментов, профессий, частей предмета и частей тела. Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (на знают названия цвета предмета, его формы, размера и т.д.). Дети нередко путают слова близкие по смыслу (спит - лежит).
Еще одной из выраженных особенностей детей с ОНР является значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНр понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако, употребление слов в экспрессивной речи вызывает большие затруднения.
В грамматическом строе распространены ошибки:
- Смешение падежных форм (едет машину в место на машине);
- Отсутствие согласования глаголов с существительными (заботился о ежика);
- Ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов (де туи вместо два стула, мама пил молоко вместо мама пила молоко);
- Нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными (пат кука вместо пять кукол, голубо пато вместо голубое пальто);
- Трудности в употреблении предложных конструкций: часто предлоги вообще опускаются (платок лежит кармане), возможно замена предлога (мама взяла книгу от полки).
- Ошибки в построении предложений (шел Петя грибы лес собирать, почему что ежик кололся, потому что девочка и плачет).
Фонетическая сторона речи детей с ОНР также не соответствует возрастной норме:
- Дефекты звукопроизношения выражаются в:
- Опускании звуков;
- Замене звуков;
- Смешении звуков;
- Отклонении в воспроизведении слогового состава слов, которые проявляются следующим образом:
- Нарушение количества слогов:
- пропуск слога: (моток - молоток)
- увеличение числа слогов (команата - комната)
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов (деворе - древо)
- перестановка звуков соседних слогов (гебемот - бегомот).
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных (тул - стул)
- вставки согласных в слог (лимонт - лимон).
В результате у детей с ОНР страдает два вида анализа:
- Фонематический анализ (страдает операция выделения конкретной фонемы);
- Фонетический анализ (страдает операция определения)
- количества звуков в слоге, слогов в слове, слов в предложении;
- последовательность звуков в слоге, слогов в слове, слов в предложении;
- определение звуков в слоге, слогов в слове, слов в предложении.
Учитывая вышеперечисленные особенности речи детей с ОНР логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у таких детей проводится по следующим направлениям:
- Развитие понимания речи;
- Уточнение и расширение словарного запаса;
- Формирование обобщающих понятий;
- Формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
- Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
Логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ОНР проводится по следующим направлениям:
- Формирование правильного произношения звуков;
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Развитие навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
- Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
У детей с ФФН речи на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Несформированность звуков выражается в следующем:
- Замены звуков более простыми по артикуляции (звонкие-глухие, Р/ЛЬ, Л/J, С/Ш, Ф/Т и т.д.)
- В других случаях не прошел процесс дифференциации звуков и вместо двух артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой то средний неотчетливый звук;
- Некоторые звуки ребенок по специальному требованию ребенок произносит правильно, а в речи не употребляет или заменяет.
- Наблюдается нестойкое употребление звуков. Одно и тоже слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
Сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков этими детьми указывает на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков:
- Слушать и поднимать руку в момент в момент произношения какого либо звука или слога;
- При повторении за логопедом слогов с парными звуками (па-ба, ба-ба-па)
- При самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук.
- При выделении звука, с которого начинается слово.
Также эта недостаточность слухового восприятия указывает на затруднения детей при анализе звукового состава речи.
Проявления же речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко.
Учитывая вышесказанные особенности речи детей с ФФН логопедическая работа с ними проводится по следующим направлениям:
- Совершенствование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи);
- Формирование правильного произношения звуков;
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»
Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...
Конспект. Непосредственной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим «Разноцветные бабочки» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР
Цель: Расширить знания детей о бабочках, познакомить с некоторыми бабочками...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшей коррекционной группы компенсирующего направления.
Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации....
Годовой отчет учителя – логопеда Марченко Марины Анатольевны за 2016--2017 учебный год МДОУ д/сад №4 «Радуга» п. Уразово. (разновозрастная подготовительная группа компенсирующей направленности)
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе «Адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 4 «Радуга» посел...
Консультация учителя-логопеда: «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя».
Данный материал описывает важность дыхательной и артикуляционной гимнастики в работе над развитием речи детей. Приводятся цели, задачи и примеры упражнений. Материал полезен как воспитателям, так и ро...
Повышение компетентности родителей по организации речевого развития с детьми в домашних условиях в группе компенсирующей направленности.
как активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в семье и в детском саду более последовательным...
«Создание условий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушение речи» (работа с детьми с ОВЗ)
Сообщение на августовское совещание...