Взаимодействие с родителями учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии
Взаимодействие с родителями учителя-логопеда Грачёвой Е.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями учителя-логопеда Грачёвой Е.И.
Активно взаимодействую с родителями как с участниками образовательного процесса. Это значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Основная задача – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта ускоряет успехи ребенка и способствует совместному общению.
Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников:
Подготовительный:
- сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;
- формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
- изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.
Основной:
обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм:
- участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;
- включение родителей в проведение занятий;
- содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической коррекции;
- обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
- мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;
- содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.
Завершающий:
- анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.
На родительских собраниях рассказываю о закономерностях развития речи в каждой возрастной группе; провожу практикумы по выполнению артикуляционной, пальчиковой гимнастик в домашних условиях; разъясняю и показываю, в чем же состоит логопедическая работа; подчеркиваю полезность разумных требований в ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду, для чего нужны и как работать с тетрадями для домашних логопедических занятий.
Для достижения результатов логопедической работы приглашаю родителей на индивидуальные занятия, индивидуальные консультации, где также обучаю родителей совместно с ребенком основным приемам работы, рекомендую, при необходимости, обратиться за консультацией к другим специалистам: неврологу, психологу, дефектологу, ортодонту и т.д., в зависимости от возникающей проблемы. Также на официальном сайте и сообществе детского сада ВКонтакте образовательного учреждения периодически предлагаю рекомендации для родителей по развитию речи (памятки, игры, консультации).
Родителей постоянно информирую о достижениях ребёнка в речевом развитии. Веду просветительскую работу с родителями всех воспитанников ДОУ. Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребёнка. Родителям даются рекомендации по развитию детской речи, консультации размещаются на информационных стендах.
Формы взаимодействия с родителями:
- индивидуальные консультации, беседы с родителями о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, рекомендованным учителем-логопедом, которые выдаю для закрепления пройденного материала на дом,
- провожу мастер-классы и семинары-практикумы по обучению артикуляционным упражнениям и логопедическим играм,
- еженедельно веду тетрадь взаимосвязи с родителями (с рекомендациями, играми и упражнениями);
- провожу открытые индивидуальные занятия с целью обучения игровым приёмам для закрепления речевых навыков в домашних условиях;
- регулярно обновляю информацию на стендах в раздевальной комнате в группах и пополняю материал по вопросам речевого развития на сайте ДОУ для родителей (консультации и советы);
- регулярно провожу родительские собрания.
Год | Форма | Цель взаимодействия | Результат |
В течении всего учебного года ежегодно | Открытые индивидуальные занятия и консультаций для родителей по ходу коррекционного ОП | Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс по развитию речи | Обучение методам и приёмам логопедической работы для продуктивного выполнения заданий учителя-логопеда |
Регулярная смена информации на стендах и в информационных уголках в групповых комнатах | Информировать родителей о тематике коррекционно-развивающей работы | Информация о полученных детьми знаниях, умениях и навыках в ходе коррекционно-педагогического процесса на данном периоде обучения | |
октябрь ежегодно | Родительское собрание для родителей вновь поступивших детей .Консультация «Как развивать речь ребенка 3 года. Советы логопеда» | Профилактика отклонений в речевом развитии детей | Обучение родителей способам развития речи - отзывы родителей |
Сентябрь - октябрь ежегодно | Родительское собрание для родителей детей подготовительного к школе возраста «Речевая готовность ребенка к обучению в школе» | Познакомить родителей с требованиями по готовности детей к школьному обучению | Обучение методам и приёмам работы для подготовки ребенка к обучению в школе |
Октябрь ежегодно | Родительское собрание для родителей детей старших групп «Особенности речевого развития детей 6 года жизни» | Познакомить родителей с нормами речевого развития детей данного возраста | Обучение родителей способам развития речи детей с использованием речевых игр - отзывы родителей |
Ноябрь ежегодно | Родительское собрание для родителей детей младшего возраста «Поговори со мною мама…» | Поговорить о важности семейного воспитания в развитии речи детей. | Обучение родителей способам развития речи - отзывы родителей |
Ноябрь ежегодно | Родительское собрание для родителей детей средних групп «Особенности речевого развития детей 5 года. На что обращать внимание: норма или нарушение» | Выявление проблем в речевом развитии детей | Направление детей с ОВЗ на ПМПК. |
Ноября 2019г. | Родителям детей младшей группы рассказывалось об особенностях речевого развития детей 3 – 4 лет (с презентацией). | Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3 – 4 лет. | Обучение родителей способам развития речи - отзывы родителей |
Январь 2019 г. | «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» | Познакомить родителей с влиянием детской книги на речевое развитие дошкольников | Изготовление памятки для родителей «Какие книги и как читать детям» |
Ноябрь 2021 г. | Для родителей детей средней группы проведено родительское собрание в ZOOM «Использование артикуляционной гимнастики для развития мышц артикуляционного аппарата» (с показом артикуляционных упражнений). | Познакомить родителей с основными комплексами артикуляционной гимнастики | Рекомендации родителям по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики дома. |
Декабрь 2021 г. | Консультация для родителей детей старшей группы: «Особенности развития фонематического слуха» | Познакомить родителей с игровыми приемами и методами для развития фонематического слуха. | Обучение родителей способам развития фонематического слуха у детей с использованием речевых игр - отзывы родителей |
Март 2022 г. | Консультация для родителей детей старшей группы: «Как научить ребенка читать» | Познакомить родителей с методами и приемами по обучению дошкольников чтению. | Обучение родителей способам и приемам, используемым в обучении чтению дошкольников. |
Октябрь 2023г | Консультация для родителей детей старшего возраста (с презентацией) « От чего зависит правильная речь у ребенка?» | Познакомить родителей с факторами, влияющими на правильность и выразительность речи у ребенка. | Изготовление памятки для родителей «Как общаться с неговорящим ребенком?» |
Май 2023 г. | «Как общаться с неговорящим ребенком». Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста | Познакомить родителей с методами и приемами по развитию речи у младших дошкольников | |
Сентябрь 2023 г. | Выступление на родительском собрании для детей средней группы «Как играть с ребёнком, развивая его речь» | Познакомить родителей с игровыми методами и приёмами, используемыми с детьми среднего возраста для развития речи и домашнего досуга | |
Октябрь 2023 г. | Консультация для родителей детей подготовительной группы: «Как научить ребенка читать» | Познакомить родителей с игровыми методами и приёмами, используемыми в работе учителя-логопеда с детьми по подготовке к обучению грамоте. | Рекомендации родителям по применению логопедических игр для закрепления полученных знаний |
Очень важна и просветительская работа, направленная на профилактику речевых нарушений. Поэтому мною разработаны консультации для педагогов и родителей по различным вопросам речевого развития.
Темы консультаций для родителей:
Консультации для родителей (тема):
2019 – 2020 учебный год:
«Возрастные особенности развития речи детей в норме» (по всем возрастам);
«Как выполнять задания логопеда дома»;
«Играем дома – развиваем речь ребенка»;
«Ребенок у экрана. Взаимосвязь речевого развития и гаджетов в жизни ребёнка».
2020 – 2021 учебный год:
«Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»;
«Роль семьи в развитии речи ребенка»;
«Как научить ребенка читать»
2021 – 2022 учебный год:
«Детские ошибки. Не обращать внимания или исправлять?»;
«Родителям о последствиях вредных привычек у детей»;
«Какие ошибки допускают родители при обучении детей чтению»;
«Речевая готовность детей для обучения в школе».
2022 – 2023 учебный год:
«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;
«Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок - левша?»;
«Профилактика заикания у детей дошкольного возраста»;
«Советы логопеда родителям неговорящих детей».
Памятки:
Организация занятий по рекомендациям логопеда.
Системное развитие нормальной детской речи (по возрастам).
Артикуляционная гимнастика.
Комплексы дыхательных упражнений.
«Памятка для родителей «Что нужно помнить при обучении дошкольников грамоте (Н.В. Нищева)»;
«Памятка для родителей будущих первоклассников»;
Для родителей подготовлена стендовая информация:
«Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением задания ребенком дома»;
«Для чего нужны пальчиковые игры»;
«Работаем над дыханием»;
«Игры и игровые упражнения по развития артикуляционного аппарата»;
«Речевая готовность ребенка к школе»;
«Развитие речи ребенка 3 года жизни»;
«Поговорим о заикании»;
«Фонематический слух – основа правильной речи»;
«Почему заговорить бывает трудно?»;
«Правильное формирование речи у ребенка»;
«Развитие речи ребенка 5 года жизни»;
«Речевые игры с детьми по дороге к дому»;
«Советы родителям леворуких детей»;
«Когда и как начинать учить буквы?»;
«Советы учителя – логопеда»;
«Возрастные особенности детей 5 – 6 лет»;
«Советы логопеда: говорите с ребенком правильно»;
«Игры на обогащение словаря»;
«Развитие речи. Формирование словаря»;
«Как подготовить ребенка к школе?»;
«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»;
«Подготовка руки к письму»;
«Рекомендации для профилактики дисграфии».
Считаю, что основу совместной коррекционно-развивающей работы специалистов, педагогов МДОУ и родителей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию ребёнка, предъявление к его речи согласованных требований, адекватных возрасту и уровню речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкеты, памятки и приглашения на консультацию для родителей. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Одной из форм работы с родителями является анкетирование. Оно должно отражать чёткие представления родителей об отношении к логопедическим занятиям, к специалисту, работающему с его ребёнком. Анкетиро...
план работы с родителями учителя логопеда на 2011-2012 уч.год
план работы с родителями учителя логопеда на 2011-2012 уч.год...
консультация для родителей учитель-логопед Кулагина Л.В.
значение сказки в жизни ребёнка...
консультация для родителей учитель-логопед Кулагина Л.В.
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»...
Работа с родителями учителя-логопеда (схема)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5961611","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности
Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...
Сборник методических рекомендаций для родителей, учителей-логопедов и воспитателей ДОУ "Домашний логопед"
Материал предназначен для использования при организации семейного клуба. Методические рекомендации включают в себя правила общения с ребенком, упражнения для развития дыхания, гимнас...