Рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей с дизартрией.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сарбантович Нина Владимировна

Как осуществляется работа с дошкольниками .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_zvukoslogovoy_struktury_slov.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией

 

Коррекция звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией,  осуществляется.

  1. Воздействием на  фонетическую систему речи.
  2.  Работу над словом, которая формируется на разных этапах развития речи;
  3. Образование мотивационной сферы и контроля за собственной деятельностью;
  4. Определение содержания занятий с учетом типа занятий,
  5. Этапа коррекционной работы,
  6. Выявленных нарушений звукослоговой структуры слова
  7.  Последовательности усвоения слов различной сложности;
  8. Совместная работа логопеда и других специалистов ДОУ, а также взаимосвязь логопеда и родителей.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов образуется из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

-  коррекционный (работа ведется на вербальном материале ,цель этого этапа -непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

На подготовительном этапе ребенку предлагаются задания сначала на     невербальном материале, а затем на вербальном.

 Работа на невербальном материале:

1. Игры и упражнения на развитие  слухового внимания, слухового  гнозиса (узнавание предмета по звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Узнай музыкальный инструмент по звуку? Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (над простым, а потом над сложным).

Дети  различными способами воспроизводят  ритм.  Отхлопывают в ладоши, отстукивают мячом, используют музыкальные инструменты – барабан, бубен).

3. Формирование координации движений под ритмическую музыку: ходьба, легкий бег.

4. Упражнение на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками).

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками.

Работа на вербальном материале:

Игры, направленные на формирование  пространственно-временных представлений. Начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

 Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей учат по слоговому проговариванию слова. Проговаривание слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговаривают  одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап – ап). Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. На каждом уровне отводится «включению в работу» кроме речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Для этого детям предлагаются следующие задания: уровень гласных звуков (произнести звук « А» столько раз, сколько точек на кубике,  пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУИО; АУ ИА ОА. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог); упражнения с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог). Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка- логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Эффективность коррекционной работы достигается при условии, что она носит системный характер и осуществляется дифференцировано с учетом характерных специфических особенностей нарушения звукослоговй структуры слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Развитие слоговой структуры слова у детей с ОНР (методические рекомендации)

В методических рекомендациях представлены результаты теоретического и экспериментального изучения уровня развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Представлена коррекционна...

Развитие слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Игры на развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов....

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот ...

Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу не только по развитию слоговой структуры слова, но и развитие кинетическог...

Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения представляет собой нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, ...