Занятие по теме "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических средств языка у дошкольников с ТНР 5 – 6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических средств языка у дошкольников с ТНР 5 – 6 лет.
Тема: Предложения с однородными членами.
Продолжительность: 20 минут
Вид занятия: занятие по формированию лексико-грамматических средств языка.
Тип занятия: закрепление изученного материала. (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев).
Форма: традиционная.
Место проведения: кабинет логопеда.
Образовательные результаты по ФГОС:
- Образовывают прилагательные от существительных и наречий;
- Составляют предложения с однородными членами;
- Называют зимние явления, подбирают слова - признаки;
Целевые ориентиры:
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных и наречий).
- Совершенствование навыка распространения предложений однородными членами.
- Уточнять и расширять словарь по теме «Зима».
Лингвистический материал:
Имена существительные –сугроб, лед, снежинка, снеговик, снег, снегирь.
Имена прилагательные – снежная, морозная, метельная, ранняя, поздняя, студеная, белый, холодный, липкий, рыхлый, пушистый, тонкий, прочный, прозрачный, блестящий, гладкий, белые, большие, пушистые, высокие, громадные.
Наречие: рано, поздно.
Предложения: Наступила студеная, вьюжная зима. Утром выпал белый, пушистый снег. На улице появились высокие, мягкие сугробы. Озера и реки покрываются тонким, хрупким льдом. Дети катаются по гладкому скользкому льду.
Оборудование:
-картинки на которых изображена зима, снег (снегопад), сугробы, лед, снеговик, снежинка, снегирь, сугроб.
-магнитная доска и набор бумажных снежинок.
Ход занятия:
I. Организационный момент. (1 мин) .
Логопед: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте, Алина Леонидовна!
II.Основная часть. (18 мин)
Логопед: Ребята пока вас не было, прилетала бабушка Вьюга. Она рассыпала свои снежинки. У нас тепло, а снежинки не растаяли. Как вы думаете почему?
Дети: Они не настоящие.
№1 Упражнение «Отгадай загадку». Совершенствование словарного запаса по теме «Зима».
Логопед: Это не простые снежинки, а волшебные. Это снежинки-загадки.
(Логопед подходит к каждому, берет у него снежинку и читает загадку. Ребенку предлагается отгадать загадку и запомнить отгадку).
Логопед: Сережа слушай загадку: Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.
Дети: Сугроб.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Логопед: Вика слушай загадку: Мост как синее стекло.
Скользко, весело, светло.
Дети: лед.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Логопед: Дарина слушай загадку: По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду.
Дети: снежный ком.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Логопед: Максим слушай загадку: С неба падает зимой.
И кружится над землей.
Легкая пушинка, белая..
Дети: снежинка.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Логопед: Саша слушай загадку: Меня не растили,
Из снега лепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Дети: снеговик.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Дети: снежинка.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Логопед: Саша слушай загадку: Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
.
Дети: снегирь.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Логопед: Алексей слушай загадку: Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает.
Дети: зимой.
Логопед: это верный ответ, запомни его.
Логопед: Молодцы все загадки отгадали. Подойдите к столу, выберете картинку – отгадку к своей загадке и прикрепите ее к магнитной доске.
№2 Упражнение «Подбери и назови». Совершенствование навыка подбора слов - признаков.
Логопед: Вы догадались о каком времени года мы будем сегодня говорить?.
Дети: О зиме.
Логопед: Какая зимой погода?
Дети: холодная.
Логопед: Да зимой холодно, зима холодная. Что выпадает зимой?
Дети: снег.
Логопед: Если зимой много снега, то зима какая?
Дети: снежная.
Логопед: Если часто метет метель, то зима какая?
Дети: метельная.
Логопед: Если часто гуляет вьюга, то зима какая?
Дети: вьюжная.
Логопед: Ребята, если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая?
Дети: ранняя.
Логопед: Если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят что зима?
Дети: поздняя.
Логопед: Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая?
Дети: студеная.
Логопед: Вот как много слов –признаков мы придумали о зиме. А теперь вспомните все, что мы говорили. Какая бывает зима?
Дети: перечисляют все признаки (снежная, морозная, метельная, вьюжная, ранняя, поздняя, студеная).
№3 Физкультминутка.
Логопед: Ребята в круг вставайте и немного поиграйте.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Логопед: Мы немного отдохнули и вспомнили природные зимние явления.
№4 Дидактическая игра «Придумай». Составление предложений с однородными членами.
(Логопед снимает с доски все предметные картинки, кроме той, на которой изображена зима. Рядом с ней прикрепляет две снежинки).
Логопед: ребята придумайте предложения о зиме включив в каждое из них два слова – признака.
Образец: «Наступила студеная, вьюжная зима».
Дети: выполняют задание.
Логопед: Чем покрыта зимой земля?
Дети: снегом.
( логопед меняет картинку зимы на картинку с изображением снега)
Логопед: Снег какой?
Дети: белый, холодный.
Логопед: Из какого снега можно лепить снеговика?
Дети: Из липкого снега.
Логопед: Значит, снег бывает какой?
Дети: липкий.
Логопед: А если снег блестит, искрится на солнышке, то он какой?
Дети: блестящий, искрящийся, искристый.
Логопед: Верно. А когда мы с вами идем по снегу ноги наши проваливаются и снежинки разлетаются. Про такой снег говорят??
Дети: рыхлый, пушистый.
Логопед: А сейчас вспомните все слова - признаки, которые вы назвали про снег. И составьте предложение с двумя любыми словами – признаками.
Дети: выполняют задание.
Логопед: Выпало много снега, появились сугробы. Какие бывают сугробы?
( логопед меняет картинку снега на картинку с изображением сугроба)
Дети: белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие.
Логопед: Составьте предложение о сугробах используя два любых слова – признака.
Образец: «На улице появились высокие, мягкие сугробы».
Дети: выполняют задание.
Логопед: что происходит зимой с реками, озерами, прудами?
Дети: Они замерзают и покрываются льдом.
Логопед: Лед какой?
Дети: прозрачный, скользкий, твердый, блестящий.
Логопед: Если лед только – только замерз, то по такому льду ходить нельзя, можно провалиться. В этом случае лед какой?
Дети: тонкий, хрупкий, непрочный.
Логопед: А если лед хорошо замерз, мы про него скажем какой?
Дети: толстый, прочный.
Логопед: По какому льду хорошо кататься на коньках?
Дети: по гладкому, скользкому.
Логопед: Давайте составим предложения.
Образец: «Озера и реки покрываются тонким, хрупким льдом».
Дети: выполняют задание.
III Итог занятия. (1 мин).
Логопед: Мы много говорили о зиме. Скажите, какую картинку о зиме вы хотели бы нарисовать?
Дети: описывают воображаемые картинки.
Логопед: А сейчас вы пойдете в группу и нарисуете картинки. Вспомните свои предложения и воспитатель их запишет. И затем вместе с вами сделаем для малышей книжку-малышку.
IV.Самоанализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.
Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...