Создание прочного навыка звукопроизношения у детей с дизартрией.
консультация по логопедии (старшая группа)

Выявление и опора на компенсаторные возможности ребёнка, соблюдение определённой последовательности в работе над звукопроизношением - основа создания прочного навыка звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Создание прочного навыка звукопроизношения у детей с дизартрией

При коррекции  нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. Важно выявить компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно. В первую очередь для коррекции выбираются те звуки, которые у ребенка максимально приближены к правильному произнесению, или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты.  

Особенностью коррекционной работы при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим.

Прежде чем приступить к формированию артикуляционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков, необходимо развитие или уточнение фонематических процессов. Перед вызыванием и постановкой звуков нужно добиться их различения на слух.


При 
коррекции нарушений звукопроизношения выделяют следующие этапы коррекционной работы.

  1. Развитие новых произносительных умений и навыков.
    Педагог должен моделировать основные артикуляционные уклады (дорсальный, какуминальный, альвеолярный, нёбный). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Когда ребенок овладеет рядом артикуляционных движений, логопед переходит к выработке серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий и инструкций логопеда могут быть следующие: «Смотри в зеркало, как делаю я»;
    «Смотри в зеркало на себя и выполняй упражнение «Заборчик» («Трубочка», «Лопата»)»; «Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык?»;
    «Выполни это движение еще раз».
    Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению апраксических нарушений, имеющих место при дизартрии.
    Постепенно у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков.

    2. Определение последовательности
     коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения. При дизартрии в зависимости от наличия у детей патологической симптоматики в артикуляционной моторике, от степени ее выраженности логопед индивидуально определяет последовательность работы над звуками. В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.

    3. Постановка или стимуляция непосредственного вызывания изолированного звука. Эта» работа при дизартрии проводится так же, как и при любом другом фонетическом нарушении, в том числе и при дислалии. Педагог использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Время и способы постановки звуков выбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно только «уточнить» обрабатываемый звук. Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с речедвигательным расстройством определенной ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).

4. Автоматизация (закрепление вызванного звука) является самым сложным и длительным этапом логопедической работы при дизартрии. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребенку.

5. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Сначала предлагаются 2 слога (са-ша, ас-аш, ста-шта, тса-тша и т.п.), затем 3 слога. Затем даются пары слов, разных по слоговой структуре.

6. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа. Традиционным является введение звука в речь при заучивании стихов, составлении предложений, рассказов, пересказ текстов и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Дэнас - терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.

Дэнас- терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....

Формирование звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией

Формирование и коррекция правильного звукопроизношения с помощью специальных игр и двигательных упражнений у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией....

Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"

Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"...