Формирование звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией
статья по логопедии
Формирование и коррекция правильного звукопроизношения с помощью специальных игр и двигательных упражнений у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaformirovanie_pravilnogo_proiznosheniya.docx | 46.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина»
Психоневрологический дневной стационар
Формирование и коррекция правильного
звукопроизношения с помощью специальных
игр и двигательных упражнений у детей
дошкольного возраста, страдающих дизартрией.
Составила логопед ПНДДС
Плавунова Н.Г.
Санкт-Петербург
2019
Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психиатров, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизиологического развития человека. Известно, что многие расстройства речи обусловливаются неблагоприятными анатомо-физиологическими особенностями организма человека. Это могут быть органические или функциональные поражения коры и подкорки головного мозга, проводящих путей, неправильное строение периферической части речевого аппарата. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывают эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающими. Недостатки звукопроизношения или лексики, грамматического оформления фраз, плавности, выразительности речи, способности передать свою мысль, желание-всё это вместе или в отдельности способно вызывать у ребёнка замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности. У многих детей-логопатов дефекты речи сопровождаются разнообразными нарушениями психомоторики. У них отмечаются несогласованность движений руте и ног при ходьбе и беге, в движениях отсутствуют плавность и четкость. Нарушены бывают их темп, ритм и сила. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения в коре головного мозга их движения могут быть порывистыми, резкими, хаотичными или, наоборот, скованными, замедленными. У детей с аномалиями речевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы встречаются и более серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, параличи. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспитанию согласованности движений, усиливают работу важнейших жизненных органов: легких и сердца, повышают обмен веществ, создают бодрое настроение. Кроме того, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы являются подготовкой для лучшего функционирования артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, и, следовательно, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков. Все двигательные упражнения, согласованные с речью ребенка, желательно проводить с музыкальным сопровождением. Подобное построение занятий способствует своевременному освобождению нервных клеток коры головного мозга от наступающего во время занятий утомления, создает у детей эмоциональный подъем, хорошее настроение, желание заниматься.
Дети, страдающие речевыми нарушениями, особенно дизартрики, говорят невнятно, неразборчиво, так как у них затруднена артикуляция звуков речи. При дизартриях могут быть нарушены и другие компоненты устной речи: голос, дыхание, темп, ритм, интонация. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания, как:
- очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
- неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок делает вдох в середине слова.
- торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
- неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то едва слышно.
Недостаточная дифференцированность работы коры больших полушарий, ее несовершенная регуляция голосом и несовершенство голосового аппарата создают ряд возрастных своеобразий голоса. У дошкольников гортань развита мало, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая. Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости, все это обусловливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса. Голос малыша-то крикливый, то, наоборот, очень слабый, то хриплый, то дрожащий или срывающийся с низких тонов на высокие. Иногда дети говорят низким хриплым голосом вследствие недостаточного напряжения голосовых связок.
У дошкольников, особенно в младшем возрасте, вследствие еще недостаточного развития тормозных процессов в коре больших полушарий, подкорковые процессы слабо регулируются корой. Поэтому вся его деятельность ярко эмоциональна. Эта эмоциональность в речи выражается интонациями, т.е. разнообразными изменениями голоса. Интонация-это своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса (изменение его тембра и тона даже в пределах одного слога).
Физиологический механизм интонаций чрезвычайно сложный и тонкий. Как музыкальное средство выразительности слова интонация осуществляется взаимодействиями дыхания, голоса, ритма и темпа. В противоположность богатым интонациям взрослого человека, выражающим тонкие оттенки, нюансы чувства и мысли, интонации речи дошкольника подчас ярки, резки, но однообразны и музыкально бедны. Они находятся в соответствии с неразвитыми еще содержанием мышления и внутренних переживаний, с одной стороны, голосодвигательным механизмом-с другой стороны. Так же несовершенны и модуляции (переходы от одной тональности к другой), чаще всего они резки и грубы. У детей возбудимого нервного типа интонации выражены более ярко, при тормозном типе- проявляются слабо. Очень часто детьми усваивается повествовательная интонация, а вопросительная и восклицательная- нет.
Недостаточное развитие корковой регуляции двигательной деятельности организма дошкольника сказывается также на темпе и ритме его речи. Некоторые дети говорят так быстро, что их не понять, а некоторые- крайне медленно, растягивая гласные звуки. Нормальный ритм в речи выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его искажает, затрудняет речь.
Не все дети легко овладевают правильной и красивой речью. Некоторые методы могут способствовать лучшему и более быстрому развитию речи. Одним из таких методов является система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Система игр и упражнений по формированию и коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией органически входит в работу как по формированию и коррекции речи у детей, так и по развитию у них естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
- формирование правильного физиологического дыхания
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи
- формирование умений изменять силу и высоту голоса
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе
- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов
- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко и голосообразование. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание-непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинаковы. Речевое дыхание-управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека, от смысла и направленности высказывания. Если мы обращаемся к человеку, стоящему далеко от нас, то, посылая звук соответственно удлиняем выдох и усиливаем работу голосовых связок. Установлено, что наиболее правильным (удобным) для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы (т.е. между грудной клеткой и животом). Когда диафрагма приходит в движение, она напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперед (при вдохе) и вдавливается, заставляя легкие выбрасывать воздух (при выдохе). Грудь при этом не должна подниматься. Вот этим движениям, выполняемым без речи, логопед и должен научить маленьких детей, т.к. они еще не умеют управлять работой дыхательных мышц.
Надо сказать несколько слов о другом типе дыхания— верхне-реберном, при котором действует только маленькая верхняя часть груди и легких, следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом типе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произношения даже в короткой фразе. Верхне- реберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Такой тип дыхания является нежелательным для детей, т.к. будет препятствовать правильному формированию речевого дыхания и обязательно окажет отрицательное влияние при работе над голосом. Этот тип дыхания педагог может отметить даже визуально (по поднятию груди ) и начать с детьми выработку диафрагмального дыхания еще в дошкольном возрасте.
Работа по развитию правильного дыхания начинается с развития физиологического дыхания. Цель такой дыхательной гимнастики-дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса. Перед логопедом стоит задача научить правильно (через рот) направлять воздушную струю во время произнесения всех звуков, кроме носовых. Все упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении: вдох—носом, выдох-ртом.
При работе над диафрагмальным дыханием используется статическая и динамическая дыхательная гимнастика, но на начальном этапе логопедических занятий особенно важны статические упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на длительном выдохе. Статические дыхательные упражнения включают в себя дутье на вату, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, задувание свечек, игру на губной гармошке, дудочке (что развивает губную мускулатуру, тренирует удлиненный выдох, формирует кинестетические ощущения от мышц артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата, тем самым настраивая слуховое восприятие ребенка на правильное звучание голоса). При проведении статических дыхательных упражнений дифференцируется носовой и ротовой вдох и выдох. При этом ребенок не должен напрягать плечи и переполнять грудь воздухом.
Комплекс статических дыхательных упражнений.
Исходное положение: сидя на стуле прямо или стоя.
- вдох и выдох через нос
- вдох через нос-выдох через рот
- вдох через рот- выдох через нос
- вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую, затем попеременно
- вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце
- вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы
- вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный)
Игровые статические дыхательные упражнения.
- Дутье на вату, на воду, на легкие шарики, карандаши. Сдувание снежинок, бумажек, пушинок со стола, с руки.
- Надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров.
- Игра на дудочке, свирели, губной гармошке.
- «Задуй упрямую свечу» - тренировка интенсивного сильного выдоха. Дети держат в руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на диафрагме для контроля правильного дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть, затем медленно, постепенно выдыхать - «гасить свечу».
- «Проколотый мяч, насос, шина» - сделать легкий вдох и, выдыхая, показать, как медленно воздух выходит через прокол.
- «Трубач» - дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу».
- «Жук» - дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук, одновременно опуская руки вниз.
- «Комарик» - дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Сделать вдох и на выдохе показать, как звенит комарик.
- «Узнай цветок» - по запаху узнать цветок. Нюхая цветок, дети должны сделать глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.
- «Чей пароход лучше гудит».
- «Чья птичка дальше улетит».
- «Подуй на ушибленное место».
- «Лепим снежную бабу, греем руки».
14. «Раздуем угасающий костер».
Подобные игры развивают дифференцированное дыхание, более плавный, ровный и длительный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с ее сужением. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос как это следует делать вне речевых актов.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные: т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных гласных и согласных звуках, и их сочетаниях. При произнесении звуков, звукосочетаний, слогов постоянно фиксируется внимание детей на длительном ротовом выдохе. Подобное сочетание артикуляционных и дыхательных упражнений формируют навыки речевого дыхания.
А _____ | АЭ _______ | ЭА______ | АЭИ ______ | А____ | Э____ | |||
Э_____ | АИ_______ | ЭИ______ | АОИ ______ | А____ | И____ | |||
О_____ | АО_______ | ЭО______ | АУИ ______ | А____ | О____ | |||
У_____ | АУ_______ | ЭУ______ | АИО ______ | А____ | У____ | |||
А____Э_____И | ||||||||
А_____О_____И | ||||||||
А______У____И | ||||||||
А______И____О | ||||||||
В______ | АВ______ | ЭВ_____ | ИВ____ | ОВ__ | ||||
3______ | A3______ | ЭЗ_____ | ИЗ____ | ОЗ___ | ||||
Ж_____ | АЖ______ | ЭЖ_____ | ИЖ___ | ОЖ__ | ||||
ВА_____ | А_____В | А____В____А | ||||||
ЗА_______ | А_____3 | А____3____А | ||||||
ЖА_____ | АЖ_____ | А____Ж____А | ||||||
АФ____ | ЭФ_____ | ИФ_____ | ОФ____ | УФ__ | ||||
АС_____ | ЭС_____ | ИС_____ | ОС____ | УС__ | ||||
АШ____ | ЭШ_____ | ИШ_____ | ОШ___ | УШ__ | ||||
ФА____ | ФЭ_____ | ФИ_____ | ФО____ | ФУ__ | ||||
СА____ | СЭ_____ | СИ_____ | СО____ | СУ__ | ||||
ША____ | ШЭ_____ | ШИ_____ | ШО___ | ШУ__ |
Для развития плавного длительного речевого выдоха рекомендуется детям произносить на одном выдохе звуки, слоги, слова с постепенным нарастанием их количества за один выдох. Упражнять в слитном произнесении: дней недели, порядковых числительных, скороговорок, пословиц, фраз, включающих все большее количество слогов и слов, стихов.
- Называть цвета, увеличивая количество проговариваемых слов на одном выдохе.
Вдох-красный, желтый.
Вдох-красный желтый синий.
Вдох-красный желтый синий зеленый.
- Проговаривать предложения на одном выдохе.
Вдох-12 месяцев.
Вдох- в году 12 месяцев.
Вдох-январь, февраль, март, апрель.
Вдох-январь, февраль, март, апрель, май.
Вдох-январь, февраль, март, апрель, май, июнь.
- Проговаривать дни недели на одном выдохе.
Вдох-понедельник, вторник.
Вдох-понедельник, вторник, среда.
Вдох- понедельник, вторник, среда, четверг...
Вслед за статической дыхательной гимнастикой применяется динамическая дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх-в стороны, вверх -на пояс. Туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны- вперед. Головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Упражнения включают ходьбу и медленный бег. Динамическая гимнастика физически укрепляет организм ребенка, улучшает функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивает фонационное дыхание, подготавливает к интенсивным голосовым упражнениям, положительно влияет на настроение и эмоции ребенка, вызывая него чувство радости и бодрости. Эти упражнения являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими. Динамические движения также положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения. Характер этих движений так же различен: от плавных и медленных до отрывистых и резких. Упражнения, которые используются при работе над речевым дыханием, характеризуются плавными движениями.
Таким образом, движения в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является правильное формирование речи и ее коррекция. Конечная цель занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений •
Комплекс динамических дыхательных упражнений (в положении сидя на стуле)
Исходное положение | Описание упражнения | Методические указания 3 |
1 .Сидя на стуле, руки на поясе. | Отвести правую руку в сторону-вдох, вернуть на пояс-выдох. Повторить левой рукой. | -4 раза в каждую сторону темп медленный выдох удлиненный |
2.Сидя на стуле, руки на коленях. | Развести руки в стороны-вдох, положить на колени-выдох. | 3-4 раза темп медленный выдох удлиненный |
З.Сидя на стуле, пальцы сжаты в кулак, стопы ног на пятках. | На счет раз-пальцы разжать, стопы-опустить-вдох. На счет два-пальцы сжать в кулак, стопы-на пятки-выдох. | 10-12 раз темп медленный выдох удлиненный |
4.Сидя на стуле, руки на поясе. | Отвести локти назад-вдох. Локти вперед-выдох. | 3-4 раза выдох удлиненный |
5.Сидя на краю стула, облокотиться на спинку стула, держаться руками за сиденье. | В исходном положении сделать вдох, на выдохе-поочередно опускать и поднимать прямую ногу. | По 3 раза каждой ногой выдох удлиненный |
б.Сидя на стуле, пальцы рук в кулаке, стопы ног на пятках. | Круговые движения кистями и стопами. | По 6 раз дыхание произвольное |
7.Сидя на стуле, руки вдоль туловища. | Поднять плечи-вдох, медленно опустить-выдох. | 3-4 раза выдох удлиненный |
8.Сидя на стуле, руки на коленях. | Руки в стороны-вдох, взять колено руками и подтянуть к груди-выдох. | По 3 раза Темп медленный Выдох удлиненный |
9.Сидя на стуле, пальцы рук к плечам. | Круговые движения локтями: локти вперед-вверх-вдох, назад-вниз-выдох и обратно. | 4-5 раз темп медленный выдох удлиненный |
Комплекс динамических дыхательных упражнений (в положении стоя)
Исходное положение | Описание упражнения | Методические указания 3 |
1.Стоя, Руки вдоль туловища | Ходьба обычная, на носочках, в полуприсяде, обычная с постепенным замедлением | |
2.Стоя, руки вдоль туловища | Поднять руки вверх через стороны-вдох, опустить руки-выдох | 4 раза темп медленный выдох продолжительный |
3.Стоя, руки вдоль туловища. | Развести рукивстороы-вдох, наклонить туловище вниз-вперед-выдох. Выпрямиться. | 4-5 раз темп медленный выдох продолжительный |
4.Стоя, руки на поясе. | Повороты туловища в стороны. Поворот вправо-вдох, исходное положение-выдох. | 5-6 -раз темп средний выдох продолжительный |
5.Стоя, руки на поясе. | Вдох-подняться на носки, выдох-перекатиться на пятки. | 8-10 раз корпус прямо |
6.Стоя, руки вдоль туловища. | Вдох-развести руки в стороны, поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом-выдох. | 4-5 раз темп средний |
7. Стоя, руки на поясе. | Вдох. На выдохе-присесть с вытянутыми вперед руками. | 5-6 раз медленно выдох-удлиненный |
8.Стоя, руки на поясе. | Ходьба на месте с высоким подниманием колен. | 1-2 минуты дыхание свободное темп средний |
9.Стоя, руки на поясе | Прыжки на месте легкие, ритмичные. | 10-15 раз дыхание свободное |
10.Стоя, руки вдоль туловища. | Вдох-поднять руки вверх, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями-выдох. | 5-6 раз темп средний выдох продолжительный |
11 .Стоя, руки к плечам. | Круговые движения локтями. | По 4 в каждую сторону темп медленный дыхание глубокое выдох продолжительный |
Игровые динамические дыхательные упражнения.
- «Топор» - дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены «замком». Быстро поднять руки- вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произносить на длительном выдохе: УХ .
- «Ворона»- дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опуская руки произносить на выдохе: КАРР.
- «Гуси» - дети сидят. Кисти рук согнуты, прижаты к плечам. Сделать вдох, затем наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произносить: ГА-ГА-ГА.
- «Пузырь»- дети стоят. Руки на животе сцеплены в «замок». Сделать вдох, руки, образуют круг. На выдохе сжимать руки и произносить: Ш-Ш-Ш. «Пузырь лопается».
- «Маятник»-дети сидят по-турецки на коврике, руки на затылке. Спокойный вдох, пауза, наклон вперед-выдох. Возврат в исходное положение-вдох. Повторить несколько раз.
- «Сбор урожая»-дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать «яблоки» с высокой ветки. Пауза. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз-выдох (кладут яблоки в корзинку). Повторить несколько раз.
- «Сыграем на гармошке»-дети стоят прямо, руки на поясе, ноги слегка расставлены. Вдох, пауза, наклон в левую сторону-медленный выдох: правый бок растягивается как «гармошка».В исходное положение-вдох. Пауза. Наклон в правую сторону -медленный выдох. Растягивается левый бок как «гармошка».
Работа по развитию дыхания тесно переплетается с работой по развитию голоса. Своевременный вдох и последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Развитие голоса невозможно без предварительной постановки речевого дыхания, дифференциации носового и ротового выдоха. Работа голосового аппарата выявляется опосредованно при произнесении гласных, согласных, слогов, слов, чтении текстов, при пении песен и гамм. При этом отмечается высота, сила голоса, мелодико-интонационная сторона речи.
Сила звучания -это умение изменять голос от шепотного произнесения до громкого с постепенным усилением и ослаблением голоса.
Высота звучания -это возможность голосовых модуляций при речевой и певческой фонации.
Мелодико - интонационная - сторона речи характеризуется по степени использования выразительных средств речи: ударения, пауз, модуляций голоса, изменения темпа, ритма и громкости.
За норму звучания принимается голос средней громкости, звонкий, сильный, «полетный»,мелодичный, чистый, живой, естественный, передающий все оттенки мыслей и чувств, все интонационное богатство языка. Нарушенный голос - это голос глухой, хриплый, сиплый, грубый, монотонный, крикливый, лающий.
Рецензия
на тематическую разработку «Формирование и коррекция правильного звукопроизношения с помощью специальных игр и двигательных упражнений у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией», предоставленная логопедом ПНДДС Плавуновой Н.Г.
В тематической разработке обобщен опыт работы логопеда с детьми, страдающими дизартрией. Она состоит из 2х частей: вводной (теоретической) и практической. В вводной части логопед отмечает взаимосвязь общей и речевой моторики и доказывает, что физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспитанию согласованности движений, усиливают работу важнейших жизненных органов, повышают обмен веществ, создают бодрое настроение и являются подготовкой для лучшего функционирования артикуляционных органов, выработке правильных речевых навыков. Опираясь на профессиональный опыт, Плавунова Н.Г. подробно описывает методы работы над развитием правильного произношения, а так же и над такими компонентами речи, как: голос, дыхание, темп, ритм, интонация. В практической части предлагается система игр и двигательных упражнений, в которых движения корпуса, головы, руте, ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), способствуют формированию экспрессивной речи. Материал изложен в доступной и удобной с методической точки зрения форме. Отличительной чертой этой работы является комплексный характер подачи материала: т.е. теория сочетается с практикой, что позволяет выстраивать как подгрупповую, так и индивидуальную работу с дошкольниками. Язык и стиль изложения материала отличаются ясностью, убедительностью, логичностью построения и соответствуют заявленной специфике. Следует отметить, что логопед Плавунова Н.Г. изучила достаточное количество литературы по данной теме. В целом работа заслуживает положительной оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»
С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....
"Мимическая гимнастика для детей страдающих дизартрией"
Данный мтериал предназначен для практикующих логопедов и родителей детей страдающих дизартрией....
Памятка для родителей «Мимическая гимнастика для детей, страдающих дизартрией»
Необходимость развития этих движений обусловлена тем, что у детей, страдающих различными формами дизартрии, наблюдаются слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, чт...
Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...
Дэнас - терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Дэнас- терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....
Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"
Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"...