Развитие языковой способности у детей с ОНР.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Формирование системы ориентировочных действий в коммуникативной ситуации, предметно-практической направленности процессов воспитания и обучения являются дополнительными условиями реализации концепции дошкольного образования в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_2.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие языковой способности у детей с ОНР

Развитие ЯС детей с ОНР подчиняется тем же психолого-педагогическим закономерностям, что и у нормально развивающихся дошкольников.

1. ЯС развивается в процессе общения по поводу какой-либо деятельности (предметной, игровой, музыкальной, художественной и др.).

Условиями ее становления являются:

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции;

• развитие познавательной активности детей и формирование системы ориентировочных предметных и языковых действий;

• формирование разных структурных уровней системы языка (фонетического, лексического, грамматического).

2. Онтогенез ЯС является системогенезом.

Сначала установка на ориентировку в языковом материале вызывает развертывание ориентировочных действий на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях языка. Затем происходит интеграция способов ориентировки в функциональную систему по вычленению регулярных и продуктивных явлений в языковом материале.

К упомянутым способам ориентировочных действий в языковых явлениях (языковом материале) относятся следующие:

• ориентировка по подражанию речевым и предметным действиям взрослого (ориентировка на ситуацию взаимодействия);

• ориентировка на образец действий взрослого;

• ориентировка на речевой опыт;

• ориентировка по аналогии;

• ориентировка на «чувство языка» (на речевую систему).

3. Результатом развития ЯС в дошкольном детстве является формирование индивидуальной речевой системы, аналогичной системе языка, но не тождественной ей.

В то же время у детей с ОНР отмечается ряд особенностей в развитии ЯС, которые позволяют говорить о ее дефицитарности.

1. Нейрофизиологические механизмы не обеспечивают необходимую основу для развертывания адекватных способов ориентировки в языковом материале.

Вследствие этого в одинаковые возрастные периоды у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на развитие ЯС оказывают влияние разные установки на ориентировку в языковом материале.

2. Процессы интеграции ориентировочных действий в языковом материале начинаются позже, чем у нормально развивающихся детей, и длятся дольше.

3. У них отмечается разное соотношение преобладающих типов ориентировочных действий:

— у нормально развивающихся детей левополушарная (48%) и правополушарная (52%) ориентировки дополняют друг друга, начиная с 2 — 3 лет;

— у детей с ОНР преобладает правополушарная ориентировка в языковом материале (65%);

— у воспитанников с ОНР, осложненным ЗПР, она еще более увеличивается (82%).

Фактически это означает, что дошкольники с ОНР оказываются беспомощными во многих ситуациях, требующих проявления самостоятельной речевой активности и творческого преобразования усвоенных конструкций.

Следовательно, одним из дополнительных условий реализации современной концепции дошкольного образования в дошкольных учреждениях компенсирующего вида должно стать формирование системы ориентировочных действий в коммуникативной ситуации, предметной деятельности и языковых явлениях.

Наиболее «сенситивным» периодом у детей с ОНР для развития упомянутых ориентировок является возраст от 3 до 5 лет. Это диктует необходимость разработки методики развития ЯС по отношению к воспитанникам младшей и средней групп специального детского сада.

Теоретической основой формирования ЯС являются:

1. Принцип максимальной личностной направленности коррекционно-развивающего воздействия.

2. Онтогенетический принцип в обучении языку.

3. Ориентация на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности, на основе которых развертывается речевая деятельность.

4. Принцип предметно-практической направленности процессов воспитания и обучения.

5. Принцип формирования и коррекции речевого дефекта на основе установления взаимосвязи между фонетическим, лексическим и грамматическим компонентами языка.

6. Формирование «чувства слова» и опора на него в речевой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языковых способностей в процессе коррекции недоразвития речи 3 уровня

материалы мастер-класса на методическом объединении учителей-логопедов по теме: "Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции общего недоразвития речи 3 уровня"...

Логопедический проект «Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции ОНР 3 уровня»

В данном проекте используется подход к совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности....

«Предметно – пространственная среда по развитию языковой способности дошкольников»

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенко2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенко...

Развитие языковой способности дошкольников

Презентация "Развитие языковой способности дошкольников"....

Развитие языковых способностей дошкольников

Семинар на тему развитие языковых способностей дошкольников...

Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Программа учителя-логопеда "Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫПЕДАГОГОВКонновой О.В., Мельник Ю.Г., МАОУ ДС № 80 «Песенка»г.о. Тольятти2022г....