Развитие языковой способности у детей с ОНР.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Формирование системы ориентировочных действий в коммуникативной ситуации, предметно-практической направленности процессов воспитания и обучения являются дополнительными условиями реализации концепции дошкольного образования в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_2.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие языковой способности у детей с ОНР
Развитие ЯС детей с ОНР подчиняется тем же психолого-педагогическим закономерностям, что и у нормально развивающихся дошкольников.
1. ЯС развивается в процессе общения по поводу какой-либо деятельности (предметной, игровой, музыкальной, художественной и др.).
Условиями ее становления являются:
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции;
• развитие познавательной активности детей и формирование системы ориентировочных предметных и языковых действий;
• формирование разных структурных уровней системы языка (фонетического, лексического, грамматического).
2. Онтогенез ЯС является системогенезом.
Сначала установка на ориентировку в языковом материале вызывает развертывание ориентировочных действий на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях языка. Затем происходит интеграция способов ориентировки в функциональную систему по вычленению регулярных и продуктивных явлений в языковом материале.
К упомянутым способам ориентировочных действий в языковых явлениях (языковом материале) относятся следующие:
• ориентировка по подражанию речевым и предметным действиям взрослого (ориентировка на ситуацию взаимодействия);
• ориентировка на образец действий взрослого;
• ориентировка на речевой опыт;
• ориентировка по аналогии;
• ориентировка на «чувство языка» (на речевую систему).
3. Результатом развития ЯС в дошкольном детстве является формирование индивидуальной речевой системы, аналогичной системе языка, но не тождественной ей.
В то же время у детей с ОНР отмечается ряд особенностей в развитии ЯС, которые позволяют говорить о ее дефицитарности.
1. Нейрофизиологические механизмы не обеспечивают необходимую основу для развертывания адекватных способов ориентировки в языковом материале.
Вследствие этого в одинаковые возрастные периоды у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на развитие ЯС оказывают влияние разные установки на ориентировку в языковом материале.
2. Процессы интеграции ориентировочных действий в языковом материале начинаются позже, чем у нормально развивающихся детей, и длятся дольше.
3. У них отмечается разное соотношение преобладающих типов ориентировочных действий:
— у нормально развивающихся детей левополушарная (48%) и правополушарная (52%) ориентировки дополняют друг друга, начиная с 2 — 3 лет;
— у детей с ОНР преобладает правополушарная ориентировка в языковом материале (65%);
— у воспитанников с ОНР, осложненным ЗПР, она еще более увеличивается (82%).
Фактически это означает, что дошкольники с ОНР оказываются беспомощными во многих ситуациях, требующих проявления самостоятельной речевой активности и творческого преобразования усвоенных конструкций.
Следовательно, одним из дополнительных условий реализации современной концепции дошкольного образования в дошкольных учреждениях компенсирующего вида должно стать формирование системы ориентировочных действий в коммуникативной ситуации, предметной деятельности и языковых явлениях.
Наиболее «сенситивным» периодом у детей с ОНР для развития упомянутых ориентировок является возраст от 3 до 5 лет. Это диктует необходимость разработки методики развития ЯС по отношению к воспитанникам младшей и средней групп специального детского сада.
Теоретической основой формирования ЯС являются:
1. Принцип максимальной личностной направленности коррекционно-развивающего воздействия.
2. Онтогенетический принцип в обучении языку.
3. Ориентация на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности, на основе которых развертывается речевая деятельность.
4. Принцип предметно-практической направленности процессов воспитания и обучения.
5. Принцип формирования и коррекции речевого дефекта на основе установления взаимосвязи между фонетическим, лексическим и грамматическим компонентами языка.
6. Формирование «чувства слова» и опора на него в речевой деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие языковых способностей в процессе коррекции недоразвития речи 3 уровня
материалы мастер-класса на методическом объединении учителей-логопедов по теме: "Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции общего недоразвития речи 3 уровня"...
Логопедический проект «Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции ОНР 3 уровня»
В данном проекте используется подход к совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности....
«Предметно – пространственная среда по развитию языковой способности дошкольников»
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенко2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенко...
Развитие языковой способности дошкольников
Презентация "Развитие языковой способности дошкольников"....
Развитие языковых способностей дошкольников
Семинар на тему развитие языковых способностей дошкольников...
Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Программа учителя-логопеда "Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи"...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПЫТ РАБОТЫПЕДАГОГОВКонновой О.В., Мельник Ю.Г., МАОУ ДС № 80 «Песенка»г.о. Тольятти2022г....