Играем пальчиками- Развиваем речь. (консультация для родителей)
консультация по логопедии

Трушникова Алла Геннадьевна

        Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Играем пальчиками- Развиваем речь.

(консультация для родителей)

      Подготовила:

 Трушникова Алла Геннадьевна,

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Исилькуль                      

       Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас  в нашей Логопедической гостиной «От А до Я»!

     Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.  Ребёнок в дошкольном возрасте видит, слушает, чувствует и так познает мир. Ребёнок стремится все потрогать руками, внимательно рассмотреть, попробовать на вкус. Ребёнок не будет сидеть на месте, и если ему вещь понравилась, он всеми силами станет добиваться того, чтобы взять нужный ему предмет в руки. Пальчики маленького непоседы так и тянутся ко всему красочному и неизведанному.

Родителям порой непросто успеть за своим ребёнком. Малыш с каждым днем открывает для себя новое и удивительное, а главное ребёнок должен все ощутить руками.

Каким образом развивается речь, когда ребёнок занимается упражнениями и играми с пальчиками?

  • Рука ребёнка является помощником в развитии речи, так как на кончиках пальцев есть чувствительные точки, которые передают сигнал в зоны речи в головном мозге.
  • Совместная игра ребёнка и взрослого с пальчиками учат малыша подражать взрослому, внимательно слушать и понимать речь.
  • Упражнения, которые сопровождаются речью, тренируют произношение звуков. Речь становится яркой, ритмичной и выразительной.
  • Во время упражнений ребёнок должен запомнить движения, определенные положения пальцев рук, тем самым развивается память и внимание малыша. Ребёнок может с помощью рук рассказывать стихи, сказки, истории.

        Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторики. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы [1, с.206].
        Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков.

       Мелкую моторику можно развивать различными способами, например игры с мелкими предметами, всевозможные упражнения с элементами письма, массаж кистей и пальцев, лепка и различные пальчиковые игры.
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
     И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше [4, с.115].
       Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома.

     Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия

      В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с нарушениями речи очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук.

       У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи[1, с.206].
Пальчиковые игры — это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение[1, с.206].
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  • сделать рывок в развитии речи — улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз — умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  • а если ребёнок — маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

А теперь, уважаемые родители, усаживайте ваших малышей поудобнее мы начинаем! Сначала отгадайте загадку

От дождей у всех усталость.               
Плачут серые дома.               
И мечтают, чтоб примчалась,               
Белоснежная … (зима).

  • Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдно соединить пальцы левой и правой руки

К нам зима пришла опять.

Пальцы обеих рук сгибать и разгибать

Снег лежит сплошным ковром-

Руки положить на стол

Изменилось всё кругом.

Развести пальцы, лежащих на столе рук

Нет веселей для нас зимы:
На лыжах мчимся мы с … (горы).

  • Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

К нам зима пришла. Ура!

Руки на столе , ладошками вниз, разводить пальцы в стороны.

Мы во двор спешим с утра.

Пальцы сжаты в кулачок, указательные и средние «бегут» по столу вперёд.

Будем саночки катать,

Погладить правой рукой внешнюю сторону левой ладони, а затем левой рукой внешнюю сторону правой ладони.

На катке в хоккей играть.

Соприкасаться подушечками пальцев обеих рук, начиная с больших.

  • А когда декабрь пройдёт,
    Все мы встретим … (Новый год).

Ну и платье, сплошь иголки,

Его носят вечно-… (ёлки)

  • Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

Перед нами ёлочка

Пальцы рук переплетены, из больших пальцев-верхушка «ёлочки»

Шишечки, иголочки.

Кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки.

«Шарики» из пальцев соединённых рук.«Фо-нарики» из пальцев обеих рук, соединённых внутрь. «Ушки» из указательного и среднего пальцев. «Свечка» обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звёзды, человечки.

Ладони сложены, пальцы расправлены. «Человечки» указательный и средний пальцы стоят на столе.

  • Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы».

Замерзают птицы

Сжать обе руки в кулаки

Воробьи , синицы

Раскрыть сначала одну ладонь, потом другую

Мы кормушку смастерим

Ладони вниз, пальцы переплетаются и локти разведены в стороны

Их на славу угостим.

Сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх

ИГРА СО СНЕЖКАМИ

Для игрового упражнения нам понадобится любой белый лист бумаги.

Его надо смять вместе ребёнком, чтобы получился шарик – «снежок».

И.п.: Кладём снежок на левую ладошку, прижимаем сверху правой

ладошкой. Выполняем движения и говорим:

Я снежок в руках катаю

Катаем снежок между ладошками по кругу

взад-вперёд его гоняю

Ритмично катаем вперёд-назад.

Им поглажу я ладошку

Берём снежок в правую ручку,

Будто я сметаю крошку

.  гладим им левую.

И сожму его немножко

Сжимаем снежок в кулачок.

как сжимает лапку кошка.

Затем меняем ручки: кладём снежок на правую ладошку, прижимаем его

сверху левой и повторяем упражнение.

Всех в гости Дед Мороз позвал               
На новогодний … (карнавал).               
Всем приглашенья разослал:               
«Сегодня в замке будет  … (бал)»!   

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама!

(мизинцы четыре раза постукивают друг о друга).

- Что, что, что?

(три раза постукивают друг о друга указательные пальцы).

- Гости едут!

(постукивают мизинцы).

- Ну и что?

(постукивают указательные пальцы)

- Здрасьте, здрастье!

(средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

- Чмок, чмок, чмок! (гости целуются)

Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

     Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

До свидания, до новых встреч, мы работаем для вас!

ЛИТЕРАТУРА

  • Кольцова М.М., Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.- 206 с.
  • Краузе Е.Н., Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.- 286 с.
  • Крупенчук О.И., Развиваем мелкую моторику. ООО Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург. 2002. — 267 с.
  • Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО «Издательство АСТ» 2000. — 115 с.
  • Рузина М.С., Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург. 2000.- 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.

Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...

консультация для родителей "Играем пальчиками развиваем речь"

Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений,, чтобы рисовать, писать, одеваться....

Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Яркая консультация для родительского уголка....

"Играем пальчиками - развиваем речь" консультация для родителей

Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Чем больше мы играем пальчиками, лепим, рисуем, массажируем их, тем лучше будет развита речь. Многие родители не знают, как играть со своими де...

Консультация для родителей: "Пальчики помогают говорить, играя пальчиками развиваем речь".

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики....