Формирование коммуникативной компетенции у детей с ОНР.
консультация по логопедии (старшая группа)

Овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности и развития коммуникативных навыков.Театрализованная деятельность - форма работы, позволяющая скоррегировать устную речь ребёнка, дать возможность получения развитых коммуникативных навыков, избежать ограничения возможности социализации в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurn_1.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции у детей

с общим недоразвитием речи

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей. К моменту поступления в школу они должны достигнуть определённого уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности и развития коммуникативных навыков. Современное общество нуждается в коммуникабельных образованных кадрах, способных быстро включиться в трудовую деятельность. От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и. возможно личное счастье.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения  (взрослого с детьми, детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития детей в трудах Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.А. Взгляды учёных на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом:

- речь ребёнка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи;

- ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи;

- обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребёнком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), следовательно, существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения;

- основная задача развития ребёнка – это овладение нормами и правилами родного языка, развитие их коммуникативных способностей.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы. Договориться со сверстниками о совместной деятельности.  

Важнейшей составной частью корреционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи является преодоление трудностей общения с взрослыми и сверстниками. В число задач коррекционно- развивающего воспитания и обучения детей с ОНР входит:

- формирование диалогической  и монологической форм речи;

- развитие навыков общения, стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения (обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками, стимуляция к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению).

  С учётом образовательных потребностей детей с ОНР, нами  спроектирована модель единой образовательной коррекционно-развивающей среды, содействующая всестороннему развитию ребёнка, обеспечивающая условия для реализации его внутреннего потенциала.

В систему коррекционной работы  мы считаем, что необходимо включать  игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.  Наши театрализованные игры строятся на материале русских народных сказок. При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребёнка. Приобщение ребёнка к миру прекрасного обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Создаются возможности для коррекции познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка. Использование театрализованной игры создаёт мотивацию к общению, к творческой деятельности, ставит ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. В них с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жесты, поза и походка, создаются конкретные образы.

В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём, в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

При организации театрализованных игр нами использованы следующие практические методы: метод игровой импровизации, метод действенного анализа (этюдная методика). Для достижения поставленных коррекционных целей используются средства: игры на превращение, игры на действия с воображаемыми предметами, ритмопластика, игры на развитие двигательных способностей, ритмические этюды, музыкально-пластические импровизации, жесты, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.

Участвуя в совместной с взрослыми деятельности, дети на практике учатся обыгрывать разные модели поведения людей в конфликтных ситуациях,  усваивают правила хорошего тона, упражняются в применении речевых и неречевых  способов общения. По наблюдениям педагогов и родителей между детьми стало меньше конфликтов. Они проявляют большее внимание и терпимость друг к другу, сочувствуют и радуются успехам товарищей.

Театрализованная деятельность позволяет максимально скоррегировать устную речь детей, дать возможность получения развития коммуникативных навыков, избежать ограничения возможности социализации в современном обществе. Полученный положительный эмоциональный заряд от участия в театральной постановке, приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к  другу. Такие игры являются богатым источником для формирования дружного коллектива, где атмосфера радости и доброты помогает воспитывать нравственные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Дружные ребята"

проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (презентация)...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В процессе воспитания коммукативной компетентности у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу;развивать готовность сочувствовать...

«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»

Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные го...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенк...