Как научить ребёнка читать?
консультация по логопедии
В данном материале даются рекомендации, как научить ребёнка читать, даутся упражнения по звуковому анализу слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebyonka_chitat.ppsx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как ребёнок овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Можно ли учить чтению дошкольников? Известный российский психолог Р.С.Немов утверждает, что обучение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего школьного возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в дошкольном возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, тесно связав обучение грамоте с его актуальными потребностями, и прежде всего с игрой !
Это нужно знать! Обучение ребёнка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний . Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов. Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. Прежде чем обучать ребёнка, необходимо самим вспомнить некоторые правила русского языка ! При обучении главное ПРАВИЛО: НЕ НАВРЕДИ !!! Помните: ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Поэтому Ваше обучение ребёнка должно быть ГРАМОТНЫМ!
«Для тех, кто подзабыл теорию русского языка » Это должен знать каждый!
Внимание! Приступая к работе, познакомьтесь с обозначениями, принятыми при обучении детей грамоте и запомните следующее:
Звуки и буквы. В русском языке 10 гласных букв ( а о у э ы и я е ё ю ), 21 согласная буква ( б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ ) и ещё 2 особенные буквы – это ь и ъ . БУКВЫ :
Разобраться со звуками поможет схема ЗВУКИ РЕЧИ: Гласные: Согласные: 6 [а] [о] [у] [и] [э] [ ы ] … Их так много, что все они не помещаются в этом прямоугольнике.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие . Например: в слове трон [ н ] – твёрдый согласный ● а в слове тронь [ н ’ ] – мягкий согласный ● Примечание: мягкость согласного звука обозначается значком: ’ Запомните: звуки [ ш ] [ж] [ ц ] – всегда твёрдые ● звуки [ й ] [ч] [ щ ] – всегда мягкие ● все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими: [ п ] – [ п ’ ], [ б] – [ б ’ ], [ ф ] – [ ф ’ ], [ в] – [ в ’ ], [ р ] – [ р ’ ]…
Внимание! Сейчас мы различаем согласные звуки по принципу их твёрдости / мягкости , оставляя пока за рамками различение этих звуков по принципу звонкости/ глухости .
Гласные я е ё ю могут обозначать один звук ● я – [а] е – [э] ё – [о] ю – [у] после согласных и два звука ● ● : я – [ йа ] е– [ йэ ] ё– [ йо ] ю – [ йу ] - в начале слова: я блоко, е ль, ё жик, ю ла - после гласной: мо я , по е л, по ё т, по ю т после ь и ъ : объ я вление, съ е л, пь ё т, ль ю
Запомните: звуки речи мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем! Буквы (как пишем): Звуки (как слышим): Схема (как обозначаем): белка [б’ э л к а] ● ● ●● ● баян [б а й а н] ● ● ● ● ● съел [с й э л] ● ● ● ● пью [п’ й у] ●● ● бант [б а н т] ● ● ●● пёс [п’ о с] ● ● ● день [д’ э н’] ● ● ● лес [л’ э с] ● ● ●
Помните! Буквы Ее, Ёё, Юю , Яя в начале слова и в положении после гласной обозначают сложные йотированные звуки. Работая с детьми-дошкольниками не следует предлагать для звукового анализа слова, содержащие эти звуки; навыком анализа таких слов дети овладевают в школе. Обучая малышей берите для звукового анализа простые слова, написание которых не расходится с произношением ! Научившись анализировать простые слова (типа: мак, мама, стол, волк …), ребёнок в дальнейшем сможет применить полученные знания и для более сложных слов.
Советы, которые помогут Вам в работе с детьми : Избегайте самых распространённых ошибок, допускаемых взрослыми при обучении детей чтению! Во-первых , помните, что в основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК . Прежде чем показывать ребёнку новую букву, например М , следует научить его слышать звук [ м ] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК . Возьмём, к примеру, звук [ м ]. Мы произносим его отрывисто: М ! Ни в коем случае не ЭМ ! Говоря ЭМ , мы произносим два звука – [э] и [м] . Данное обстоятельство только дезориентирует детей. И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать. Ещё раз запомните : согласные буквы называйте не так, как Вы привыкли называть (« бэ », «эр», «ша» и т.д.), а только звуками, которые эти буквы обозначают: [б]/ [ б ’], [ р ]/ [ р ’], [ ш ]; так ребёнок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М ! А ! – и только после этого читает сам слог: МА . Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога! Следите за тем, чтобы ребёнок читал слоги слитно, а не по звукам (буквам). Пусть он тянет первый звук, плавно соединяя его со вторым.
Тренировочные упражнения! Называя звуки в словах помните, что - гласные звуки произносятся длительно, нараспев, так как воздушная струя не встречает преграды на своём пути, а - согласные звуки произносятся чётко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствие в ротовой полости - зубы: [с] [ з ] [ ц ]… губы: [ п ] [б] [м] … язык: [ ш ] [г] [ р ]…
Закрепляем знания о звуках речи: Гласные: Согласные:
Называем звуки в слове: [м] [к] [а] м а к
Называем звуки в слове: [л] [а] [к] л а к
Называем звуки в слове: [л] [у] [к] л у к
Называем звуки в слове: [ж] [у] [к] ж у к
Называем звуки в слове: [с] [о] [м] с о м
Называем звуки в слове: [д] [о] [м] д о м
Называем звуки в слове: [д] [ы] [м] д ы м
Называем звуки в слове: [к] [о] [т] к о т
Называем звуки в слове: [к ’ ] [и] [т] к и т
Называем звуки в слове: [ш] [ф] [к] ш к а ф [а]
Называем звуки в слове: [в] [к] [о] в о л к [л]
Называем звуки в слове: [б ’ ] [т] [и] б и н т [н]
Называем звуки в слове: [с] [л] [т] с т у л [у]
Называем звуки в слове: [м] [а] [а] м а м а [м]
Называем звуки в слове: [п] [к] [а] п а у к [у]
Называем звуки в слове: [л ’ ] [а] [и] л и с а [с]
Называем звуки в слове: [у] [и] [т] у т к и [к ’ ]
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя....
Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...
Если ребёнок не слушается. Как стать авторитетным родителем и научить ребёнка управлять собой.
Совет родителям....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как помочь ребёнку быть вежливым?как научить ребёнка не перебивать взрослых?)
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.М. Монтегю«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику реб...
Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...
Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге.
Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге....
Косультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?» Как с ребёнком учить стихи? Простые методики
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»Как с ребёнком учить стихи? Простые методикиУчить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что э...