Если ребёнок не слушается. Как стать авторитетным родителем и научить ребёнка управлять собой.
статья по теме
Совет родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Если ребенок не слушается. Как стать авторитетным родителем и научить ребенка управлять собой.
Проблема непослушания или плохого поведения детей постоянно беспокоит родителей, бабушек, воспитателей, учителей. Автор книги “Эмоциональный интеллект ребенка” психолог Джон Готтман предлагает очень действенный и простой способ влияния на ребенка, причем любого возраста – от ясельного и до подросткового. В чем же его суть? Чтобы ваш ребенок вас слушался необходимо сперва наперво научиться слушать и слышать его самого, то, что он говорит, что его волнует. Да, да, вы не выслушаете – вас не услышат или не прислушаются к вашим словам. Причем слушать нужно внимательно, уважительно, сочувственно, с пониманием. С эмпатией, как скажут психологи. Иначе ребенок посчитает, что вы его не понимаете — а, следовательно, прислушиваться к вашим словам смысла нет. Прежде чем предлагать ребенку готовое решение – задавайте уточняющие вопросы и предлагайте ему самому поразмыслить над решением проблемы. Т.е. подводите его к нужному решению самостоятельно. Именно тогда он будет его придерживаться и следовать ему даже без контроля родителей или воспитателей. В проблеме взаимопонимания, доверия и родительского авторитета очень важное место занимают эмоции ребенка. Ваш ребенок не робот, он живой человек, которому свойственен широкий спектр эмоций. Поэтому бывают неэффективны сухие инструкции как и что сделать, игнорирующие чувства ребенка. Дж. Готтман призывает родителя быть внимательным к эмоциям ребенка. Уважительное отношение к любым эмоциям, в том числе и к отрицательным – это ключ к взаимопониманию, доверию и послушанию вашего ребенка. А также необходимое условие для того, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями, а значит поведением, быть более успешным, социально адаптированным. Кроме того именно отрицательные эмоции способствуют сближению родителя и ребенка (за счет сочувствия ему) и дают почву ребенку для лучшего понимания себя и управления собой. Как это происходит, давайте разберем более подробно.
Первый шаг. Родитель понимает и принимает свои эмоции в текущей ситуации и в целом. Для чего это нужно? Не понимая своих эмоций – невозможно распознать эмоции ребенка. Отсутствие управления своими эмоции может помешать услышать ребенка и научить его владеть собой.
Второй шаг. Родитель озвучивает ребенку его эмоции – т.е. умеет разглядеть под внешне нежелательным поведением ребенка внутреннюю причину. Здесь дается название эмоции, но только без осуждения. Например, “Я вижу ,что ты грустишь” или “Я заметила, ты злишься”.
Важный момент: нужно позволить ребенку испытывать любые (!) эмоции, понимая их естественность в той ли иной ситуации. Нельзя запрещать ребенку чувствовать отрицательные эмоции – тем самым вы не устраните их, а лишь загоните вглубь. Они станут менее или вовсе не осознаваемы, а следовательно не управляемы. Называние и принятие эмоции – обязательный этап к контролю над ней.
Третий шаг. После того как вы признали наличие этой эмоции, выслушали своего ребенка (а тем самым уже частично облегчили его состояние), необходимо переходить к выражению этой эмоции. Здесь важно установить допустимые границы ее выражения. Т.е. рассказать ребенку как в обществе принято выражать свое недовольство, грусть, злость, что делать со страхом или гневом. Объяснить каковы могут последствия в случае иного поведения. Или же обсудить какие действия можно предпринять для устранения причин этой негативной эмоции. Как уже было сказано ранее, не нужно предлагать ребенку готовое решение – оно должно родиться в ходе доверительного и уважительного диалога между родителем или ребенком. Никаких оскорблений, унижений, ущемления достоинства ребенка быть не должно, иначе ваши слова не достигнут своей цели. Но будет воздвигнута стена между вами и вашим ребенком, которая во-первых, разрушит взаимное доверие, во-вторых, понизит самооценку и уверенность ребенка. Резюмируя можно сказать, что наибольшего успеха при общении и взаимодействии с ребенком достигают родители, придерживающиеся эмоционального стиля воспитания. Узнать к какому стилю воспитания чаще всего прибегаете вы и, если нужно, подкорректировать свои действия, вам поможет тест самооценки “Ваш родительский стиль воспитания: отвергающий, неодобряющий , невмешивающийся или эмоциональный воспитатель”.
Прочитать более подробно о вышеупомянутом стиле воспитания вы можете в книге “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”. Авторы: Джон Готтман, Джоан Декклер. Если ребенок не слушается. Как стать авторитетным родителем и научить ребенка управлять собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Как научить ребёнка слушать музыку"
Консультация содержит рекомендации для родителей, как в домашних условиях научить ребёнка слушать музыку....
Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3-4 лет убирать за собой игрушки».
"Как научить ребёнка 3-4 лет убирать за собой игрушки"...
Консультация для родителей "Как научить ребёнка управлять своим поведением"
Дети не могут управлять своим поведением. они нуждаются в руководстве взрослых...
Консультация для родителей! Как научить ребёнка убирать за собой игрушки?
Консультация для родителей!Как научить ребёнка убирать за собой игрушки?ПОВЕРЬТЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ПРИУЧИТЕ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИБИРАТЬ ИГРУШКИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ, ТО ПРИБИРАТ...
Статья для родителей "Как научить ребёнка уважать старших"
В статье рассмотрена тема как необходимо развивать у детей уважительное отношение к старшим....
Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать за собой вещи и игрушки"
Почти в каждом доме, в котором есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убрать после себя игрушки. При этом самой распространённой ошибкой родителей станов...
Консультация для родителей " Как научить ребёнка слушать и слышать родителя"
Эта консультация поможет родителям выходить из различных ситуаций....