Если ребёнок плохо говорит
консультация по логопедии

Татьяна Михайловна

В данной консультации даются рекомендации, как помочь ребёнку заговорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebyonok_ploho_govorit.ppsx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ–Югра (Тюменская область) муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Черепашка» Консультация для родителей «Если ребёнок плохо говорит» Подготовила: учитель-логопед Бадалян Татьяна Михайловна

Слайд 2

Этапы развития речи дошкольника 1 год – появляются однословные предложения; 1 год 3 месяца – запас слов до 30; 1 год 6 месяцев – запас слов до 40 – 60, легко повторяет часто слышимые слова; 1.5 – 2 года – первый период вопросов «что это?», «куда?», «где?»; 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трёх слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – ещё могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечёткость произношения некоторых звуков; 4 года – развёрнутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространённые предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета. Если вы считаете, что ребёнок плохо говорит для своего возраста, проверьте его умения по этой таблице:

Слайд 3

Признаки задержки речевого развития У ребёнка значительная задержка речевого развития, если: 12 месяцев – ребёнок мало лепечет; 18 месяцев – не понимает простых слов, своего имени, названий окружающих предметов, не выполняет простые просьбы типа «сядь», «иди ко мне»; 2 года – использует всего несколько простых слов, не пытается повторять слова; 2.5 года – не называет окружающие предметы, части тела, не может по просьбе принести что-то, находящееся вне поля зрения, не может составить фразу из двух слов; 3 года – не говорит простых предложений, не понимает рассказов о событиях в прошлом или будущем времени.

Слайд 4

Почему дети начинают поздно говорить? Иногда совершенно нормальные дети поздно начинают говорить. Это всегда вызывало тревогу у родителей, хотя на самом деле здесь нет никаких оснований для беспокойства. Дело в том, что развитие речевых способностей ребёнка зависит от многих обстоятельств. Например, не последнюю роль в том, что для своего возраста ребёнок плохо говорит или говорит мало, играют темперамент и особенности натуры . Весёлый, подвижный малыш заговорит раньше, чем спокойный, склонный к созерцательности. Ещё важно, в каком окружении находится ребёнок, разговаривают ли с ним. А если разговаривают, то достаточно ли ласково и приветливо? Ведь мы чувствуем потребность высказаться больше среди общительных, расположенных к нам людей. Стоит ли удивляться тому, что у матери, которая, чем-то озабоченная, всё время молчит, малыш заговорит позже? Также нежелательна и другая крайность, когда ребёнком постоянно командуют, подавляя его инициативу. Поздно начинают говорить и дети, слишком избалованные вниманием . Зачем малышу стараться произносить слова, просить что-то, если взрослые предупреждают каждое его желание?

Слайд 5

Как правильно говорить с ребёнком? Небольшое отставание в развитие речи, как правило, не означает ничего серьёзного, если в общем ребёнок развивается нормально. На втором году жизни он «разговорится» и догонит сверстников. Но если ребёнок плохо реагирует на обращение к нему, нужно обязательно обратиться к врачу. Очень важно ещё, чтобы ребёнок с самого начала приучался говорить правильно . Старайтесь не сюсюкать с ним, по-детски искажая слова. Как ни забавна речь с уменьшительными словечками, она задерживает развитие речевых навыков ребёнка, лишая его возможности слышать правильно произносимые слова. И у него может надолго закрепиться привычка произносить слова коряво, которая потом уже никому не будет казаться милой. Поэтому лучше не «подделываться» под разговор ребёнка, а терпеливо, дружелюбно исправлять недостатки его речи, но ни в коем случае не допускать передразниваний и насмешек.

Слайд 6

Своевременная помощь ребёнку Разумеется, бывают отклонения, когда нужна помощь врача, логопеда или дефектолога. Например, ребёнку уже 3, 4 или 5 лет, а он настолько невнятно и плохо говорит, что его почти невозможно понять, или заикается. Часто всё можно исправить простыми занятиями по развитию речи. Но, кроме обращения к специалисту, позаботьтесь о том, чтобы малыш как можно больше находился в обществе детей своего же возраста. Дети этого возраста склонны к подражанию, и слыша, как говорят другие, он будет стремиться к тому же.

Слайд 7

Игры для развития речи Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения. Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребёнок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарём. Прекрасно, если малыш растёт в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Дополнительное развитие речи ребёнка не займёт много времени, зато принесёт пользу и доставит массу удовольствия от общения.

Слайд 8

Игры в слова Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря. Играть в слова можно когда угодно и где угодно. Словесные игры выручают тогда, когда под рукой нет игрушек – например, в транспорте, в ожидании приёма у доктора и т.п. Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последний звук в слове, названном предыдущим игроком. Дадим игре название «Словесный поезд» , где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одним и тем же звуком. Например, первый игрок называет слово « балкоН », второй – « НоЧЬ », третий (или первый) – « ЧесноК » и т.д. Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется, участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова. Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребёнка. Для детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи, города, русские писатели и т.п.). Такая игра развивает не только словарь, но также быстроту реакции и эрудицию. Можно поиграть с ребёнком в буриме. Буриме – это маленькие стихотворения с заданными рифмами. Малышу может быть предложено составить двустишие с рифмами «тень – день» или «клетка-таблетка» и т.п. Когда двустишия будут освоены, условия игры можно усложнить – предложить две пары рифм и попросить составить четверостишие. Такая игра развивает умение чувствовать слово и составлять связный текст. Подобных игр множество: стоит родителям приложить немного фантазии – и будет придумана новая словесная игра, позволяющая развивать речь ребёнка.

Слайд 9

Упражнения для развития речи Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребёнку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин. (дети от 2 лет) до 30 мин. (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребёнка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2-3 упражнения. Лучшее место для занятий – детская комната. Садиться за стол не обязательно – можно удобно расположиться на диванчике или даже на полу. С малышом желательно проводить занятия в игровой форме. Например, играть с ребёнком в магазин, где покупки можно делать только за правильно выполненное задание.

Слайд 10

Знакомство с новыми словами Взрослый называет ребёнку новое для него слово и доступно объясняет его значение. Затем малышу предлагается составить с этим словом 1-3 предложения. Например, родитель называет слово «антракт», объясняет его основное значение, приводит интересные примеры, по возможности рассказывает какую-либо занимательную историю, связанную с этим предметом или явлением. После чего предлагает малышу составить предложение, включающее слово «антракт». Такое упражнение вполне под силу и двухлетнему ребёнку. Для выполнения задания нужно подбирать слова, отсутствующие в активном и желательно в пассивном словаре ребёнка. Составление предложений по модели из вопросов Ребёнку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал?»; «Что? Что делает?» или «Какой? Кто? Где? Что делал?» Чем старше ребёнок, тем сложнее должна быть модель. Пример: Модель: «Кто? Как? Что делал? Почему?» Предложение: «Мужчина быстро бежал, потому что опаздывал на важную встречу». Упражнение «Поменяй звук (букву)» Нужно изменить в слове один звук (или букву для читающих детей) так, чтобы получилось новое полноценное слово. Например, в слове «банка» меняем «н» на «л» – получается «балка». Желательно, чтобы ребёнок нашёл несколько вариантов: банка – манка – банда – ранка – бабка. Слова для изменения: галка, сон, сок, полка, палка, точка, лук, стоп, норка, шашка, брак, место и др. Это упражнение не только развивает словарь, но и способствует пониманию основ морфемики и фонетики .

Слайд 11

Один малыш – много малышей (упражнение для самых маленьких) Взрослый называет ребёнку слова в единственном числе и предлагает образовать множественное число. И наоборот. Конечно, нужно использовать не любые слова, а наиболее сложные. Например, дети часто неправильно образуют множественное число таких слов, как «ухо», «рот», «человек» и др. Слова для упражнения: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребёнок, стекло, имя, весна, друг, знамя, ветер и др. Продолжение предложений текста Родитель читает ребёнку рассказ, некоторые слова в котором отсутствуют. Их подбирает сам малыш в соответствии с контекстом. Например: «С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое (солнышко). На небе не было ни одного (облачка). Вдруг подул сильный (ветер), а небо заволокло огромными серыми (тучами). Прогремел (гром). Сверкнула (молния). Пошёл проливной (дождь)». Для этого упражнения можно использовать любые детские книжки. Мама или папа медленно читает и местами делает паузу, давая ребёнку возможность самому подобрать нужное слово. Это упражнение прекрасно развивает речь малыша. Подбираем придаточное предложение Взрослый называет первую часть сложного предложения и подчинительный союз. Придаточное предложение ребёнок придумывает сам. Например, родитель произносит: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно…». Ребёнок продолжает предложение: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно готово было выскочить из груди». Играть можно с детьми от 3-4 лет. Фразы для продолжения: Дождь лил так сильно, как будто… На улице было так темно, словно… Стало очень-очень тихо, так как… В комнате братьев был такой беспорядок, как будто… Буратино не пошел в школу из-за того, что…

Слайд 12

Изложение прослушанного своими словами После прочтения небольшого рассказа или сказки, предложите малышу пересказать прочитанное своими словами. Ещё один вариант задания – не просто пересказать, а ответить на вопросы. Например, прочитав ребёнку сказку «Красная шапочка», задайте следующие вопросы: «Почему девочку прозвали Красной шапочкой?», «Зачем она пошла к бабушке?», «Где Красная шапочка повстречала Волка и о чем они говорили?», «Хитрым ли оказался Волк? В чем его хитрость?» и т.п. К сожалению, многие родители по окончании чтения закрывают книгу, не пытаясь обсудить её с ребёнком. Впрочем, иногда так даже лучше – маленькому человечку нужно время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому вопросы по прочитанному стоит задавать не сразу, а на следующий день. Упражнение-игра «Быстрей, ещё быстрей!» Детям предлагается составить как можно больше слов на определённый звук за установленное время (например, за минуту или за пять минут). Более сложное задание – составление слов не на заданный звук, а на слог ( мо -, ми-, па-, ук -, ра - и др.). Другой вариант – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определённый звук или слог. Подбор синонимов-антонимов Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребёнка. Пример: большой – огромный (синоним), маленький (антоним).

Слайд 13

Основное, наиболее эффективное упражнение – это разговор . С детьми нужно как можно чаще беседовать, давать им возможность высказаться. Необходимо приобщать юное поколение к чтению, с самого детства и следить за тем, чтобы они не использовали слов-паразитов. Малышу нужно чаще задавать вопросы и просить рассказать о том, как прошёл его день, что интересного он увидел и узнал, что ему понравилось или не понравилось и почему так произошло. Речь развивается с опытом, и задача родителей – обеспечить ребёнку этот речевой опыт.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребёнок плохо говорит...

В рекомендации для родитей описаны причины речевых проблем детей раннего возраста и шаги которые могут предпринять родители для их устранения....

Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...

Консультация логопеда для родителей ДОУ "Если ребёнок плохо говорит"

В консультации кратко изложена норма речевого развития, а также освещается вопрос, когда необходимо родителю с ребёнком обратиться к логопеду....

Если ребёнок плохо говорит

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при сохранном интеллекте и нормальном слухе. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Консультация для родителей « Если ребёнок плохо говорит…»

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у  детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше, малышей, речь которых развивается без серьёзных отк...

Если ребёнок плохо говорит...

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений...

Если ребёнок плохо говорит

Если ребёнок плохо говорит...