Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Крапивницкая Елена Евгеньевна

Этапы работы по формрованию речевого дыхания. Игры для развития речевого дыхания. Правила проведения  дыхательных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx61.14 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

   Выделяют 2 вида дыхания:  1) неречевое (физиологическое)

2) речевое.

Речевое дыхание является произвольным в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически.

     При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос. Вдох по продолжительности равен выдоху. Дыхание осуществляется по следующей схеме:  вдох- выдох- пауза.  ( у взрослых 16- 18 дыхательных движений в минуту, у детей, в зависимости от возраста- 25- 30 дыхательных движений в минуту).

   Речевое дыхание - вдох через рот,  и выдох через рот, а в ряде случаев через нос. Вдох короткий, глубокий,  выдох плавный, замедленный. Дыхание осуществляется по следующей схеме: Вдох- пауза- выдох.  Для детей 2-3 лет 2-3 слова, 3-4 лет- 3-4  4-5 лет -4-5 слов на одном плавном выдохе.

       Правильное речевое дыхание обеспечивает: 1. Нормальное звукообразование.

2.Достаточную громкость.     3. Соблюдение пауз.   4.Плавность речи и ее выразительность.

Рассмотрим, какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников:

1. Очень слабый вдох и выдох - что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).

4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Это может стать одной из причин возникновения заикания.

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

                         Этапы работы над дыханием.

  1.  Формирование диафрагмального дыхания.

Лежа, сидя, стоя. В игровой форме. «Покачай игрушку».  «Надуй в животе воздушный шарик». Вдох- шарик «надуваем», выдох- «сдуваем».

 2.Обучение короткому, глубокому  вдоху и медленному длительному  выдоху ртом.  Перед выполнением дыхательных упражнений даем инструкцию:- при вдохе  плечи не поднимаем,  при выдохе щеки не надуваем.

 а). Дыхательные упражнения без речевого сопровождения.  Формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.

    Для развития у детей длительного плавного выдоха  используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку. Дуть через соломинку на воду в стакане.

б). Дыхательные упражнения  с речевым сопровождением.

 Произнесение  гласных звуков на одном плавном выдохе.

Начинаем  с одного звука. («А») ‒ затем два звука («АУ, УА), далее 3 гласных звука.

Игра «Кто- кого» На одном выдохе тянем 1 гласный звук, затем добавляем 2, затем 3 гласных звука.  Кто взял дополнительный вдох- тот проиграл.

Игровые упражнения на основе  фонетической ритмики:

-детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением гласных  звуков.

Произнесение  щелевых согласных.  В игровой форме. Обязательно связываем с неречевым звуком «С»- водичка», «З» -комарик», «Ш»-шарик лопнул» и т.п.

Это упражнение варьиативны. Можно менять гласные звуки, согласные звуки.

Проговаривание слов.

Кладем перед ребенком  от двух до пяти  картинок ( в зависимости от возраста)  с изображением предметов с немногосложной слоговой структурой. Просим назвать на одном плавном выдохе.

Проговаривание коротких фраз. («Это Аня; Это наша Аня;  Наша Аня идет гулять..») 

Проговаривание  чистоговорок на одном выдохе  да-да- вода, са-са- лиса, ши-ши-ши малыши. Количество слов  должно превышать количества лет ребенка.

          Правила проведения дыхательных упражнений.

  1. Хорошо проветриваемое помещение. До еды.
  2. При вдохе нельзя поднимать плечи, при выдохе раздувать щеки.(можно придержать руками)
  3. Нельзя допускать переутомление ребенка. Длительность занятий по формированию речевого дыхания у детей зависит от возраста. Так, например, у детей 2-3 лет занятие длится 2-3 минуты . Дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз и соответственно 4-5 летние дети 4-5 минут и т.д.
  4. Дыхательные движения производить плавно под счет, или музыку.
  5. Методические пособия из легкого материала, расположены на уровне рта ребенка.
  6. За один раз не более 4-5 вдохов- выдохов, чтобы не вызвать гипервентиляцию головного мозга.
  7. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция....

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия....