Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии
Этапы работы по формрованию речевого дыхания. Игры для развития речевого дыхания. Правила проведения дыхательных упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 61.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Выделяют 2 вида дыхания: 1) неречевое (физиологическое)
2) речевое.
Речевое дыхание является произвольным в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически.
При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос. Вдох по продолжительности равен выдоху. Дыхание осуществляется по следующей схеме: вдох- выдох- пауза. ( у взрослых 16- 18 дыхательных движений в минуту, у детей, в зависимости от возраста- 25- 30 дыхательных движений в минуту).
Речевое дыхание - вдох через рот, и выдох через рот, а в ряде случаев через нос. Вдох короткий, глубокий, выдох плавный, замедленный. Дыхание осуществляется по следующей схеме: Вдох- пауза- выдох. Для детей 2-3 лет 2-3 слова, 3-4 лет- 3-4 4-5 лет -4-5 слов на одном плавном выдохе.
Правильное речевое дыхание обеспечивает: 1. Нормальное звукообразование.
2.Достаточную громкость. 3. Соблюдение пауз. 4.Плавность речи и ее выразительность.
Рассмотрим, какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох - что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Это может стать одной из причин возникновения заикания.
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Этапы работы над дыханием.
1. Формирование диафрагмального дыхания.
Лежа, сидя, стоя. В игровой форме. «Покачай игрушку». «Надуй в животе воздушный шарик». Вдох- шарик «надуваем», выдох- «сдуваем».
2.Обучение короткому, глубокому вдоху и медленному длительному выдоху ртом. Перед выполнением дыхательных упражнений даем инструкцию:- при вдохе плечи не поднимаем, при выдохе щеки не надуваем.
а). Дыхательные упражнения без речевого сопровождения. Формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.
Для развития у детей длительного плавного выдоха используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку. Дуть через соломинку на воду в стакане.
б). Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.
Произнесение гласных звуков на одном плавном выдохе.
Начинаем с одного звука. («А») ‒ затем два звука («АУ, УА), далее 3 гласных звука.
Игра «Кто- кого» На одном выдохе тянем 1 гласный звук, затем добавляем 2, затем 3 гласных звука. Кто взял дополнительный вдох- тот проиграл.
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики:
-детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением гласных звуков.
Произнесение щелевых согласных. В игровой форме. Обязательно связываем с неречевым звуком «С»- водичка», «З» -комарик», «Ш»-шарик лопнул» и т.п.
Это упражнение варьиативны. Можно менять гласные звуки, согласные звуки.
Проговаривание слов.
Кладем перед ребенком от двух до пяти картинок ( в зависимости от возраста) с изображением предметов с немногосложной слоговой структурой. Просим назвать на одном плавном выдохе.
Проговаривание коротких фраз. («Это Аня; Это наша Аня; Наша Аня идет гулять..»)
Проговаривание чистоговорок на одном выдохе да-да- вода, са-са- лиса, ши-ши-ши малыши. Количество слов должно превышать количества лет ребенка.
Правила проведения дыхательных упражнений.
- Хорошо проветриваемое помещение. До еды.
- При вдохе нельзя поднимать плечи, при выдохе раздувать щеки.(можно придержать руками)
- Нельзя допускать переутомление ребенка. Длительность занятий по формированию речевого дыхания у детей зависит от возраста. Так, например, у детей 2-3 лет занятие длится 2-3 минуты . Дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз и соответственно 4-5 летние дети 4-5 минут и т.д.
- Дыхательные движения производить плавно под счет, или музыку.
- Методические пособия из легкого материала, расположены на уровне рта ребенка.
- За один раз не более 4-5 вдохов- выдохов, чтобы не вызвать гипервентиляцию головного мозга.
- Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция....
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия....