Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи по теме

Герасимова Мария Александровна

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речевого дыхания

у детей дошкольного возраста

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

  • нормальное функционирование голосового аппарата
  • предохраняет голосовой аппарат от переутомления
  • способствует сохранению плавности речи
  • способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
  • способствует правильному соблюдение пауз.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний. 

Неправильное речевое дыхание нередко является:

  • причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
  • позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка)
  • ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
  • в некоторых случаях ускорения темпа речи
  • неправильного использования интонационных средств выразительности
  • нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями. 

Требования к выполнению речевых упражнений:  

  • перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
  • одежда не должна стеснять движений
  • не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приема пищи
  • упражнения выполняются сидя, стоя или лежа
  • необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть, слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
  • речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы), т.к. они быстро утомляют ребенка, даже могут   вызвать головокружение
  • обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
  • лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы.

Речевые упражнения следует проводить:  

  • во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
  • во время занятий, включая их в организующий момент или в физминутку
  • после дневного сна
  • в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада)  проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. 

Параметрами правильного ротового выдоха являются:    

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

  1.       Упражнения на развитие физиологического дыхания
  2. Дыхательные упражнения без участия речи
  3. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале гласных звуков
  4. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале согласных звуков
  5. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале слогов
  6. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале слов
  7. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале предложений, фраз

Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.

Цель предлагаемых упражнений: развитие сильного плавного ротового выдоха;  активизация губных мышц

Упражнение № 1. Песня ветра

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

Упражнение может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Данное упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

Упражнение № 2. Веселая метелица

Оборудование: пластиковые бутылки ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.

Ход игры: Ребенок выполняет упражнение, стоя или сидя. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предлагает ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь. Обратите внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее - снежинки стали перемещаться быстрее: метель  разыгралась.

Данное упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в такую игру:
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

При этом обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»...

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...

«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...