Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
консультация (логопедия) на тему
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dykhaniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он, «посылая звук, удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных рёбер. Активная - нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.
Упражнения для формирования навыка носового дыхания.
- Широко открыть рот и дышать носом.
- Поглаживать нос от кончика и вверх средними пальцами на вдохе. На выдохе похлопывать средними пальцами по ноздрям.
- Делать вдох и выдох носом, закрыв одну ноздрю пальцем. Попеременно закрывать правую и левую ноздрю.
- Сделать вдох через нос, закрыв одну ноздрю. Выдох делать через другую ноздрю. Поменять очередность.
- Сделать вдох широко открытым ртом, выдох – через нос. Поочередно выдыхайте через две ноздри; через одну, а затем другую ноздрю. Ноздрю закрывайте средним пальцем.
- Вдох носом, выдох через одну ноздрю. Ноздрю закрыть средним пальцем, чередовать.
- Вдохнуть воздух через рот, слегка сомкнув губы. Выдох делается через нос (обе ноздри; поочередно разные ноздри, одна из которых закрыта средним пальцем).
- Вдох производится через нос, затем долгий выдох с усилением в конце. См. упражнения 5 и 7.
- Вдох носом, выдох через нос – толчками. (две ноздри; поочередно разные ноздри, одна закрыта средним пальцем).
- Вдохнуть через нос, две ноздри; поочередно разные ноздри, одна закрыта средним пальцем. Выдох производится широко открытым ртом, при этом язык находится на нижних зубах (имитация дыхательного движения «греет руки»).
- Вдох описан в упражнении 10. Выдохнуть ртом через едва сомкнутые губы: плавно; толчками с короткими промежутками («ф! в! ф!»); с усилением в конце. Не надувать щеки.
- «Как дышит собака?». Делайте вдох и выдох широко открытым ртом, высунув язык.
- Сделайте вдох носом, выдох через левый и правый угол рта. Сначала выполните плавный. А затем прерывистый выдох.
- Вдох через нос, на выдохе широко высунуть язык и, обняв верхнюю губу подуть на нос (имитируем движение «сдуть ватку с носа»). Выполняем выдох плавно. Потом прерывисто.
- Вдох через нос и рот одновременно. Выдох через рот толчками.
- При вдохе понюхать цветок, духи.
- «Подуть на горячий чай» (вертушки).
- На вдохе понюхать ветку из рук педагога (поднимаемся на носочки).
- Выдох на ушиблено место руки
(палец, ладонь и т.д.).
- Сдуть тонкую ватку на выдохе, кто дальше.
Упражнения на вызывание длительного выдоха.
- Ребёнок дует на игрушки типа «флюгер, мельница, воздушный аквариум».
- Ребёнок дует на кораблики на воде (кораблики можно сделать из скорлупок грецких орехов, бумаги).
- Исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в сторону. Медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.
- На одном выдохе усиление и ослабление звука, упражнение «вой ветра».
- На одном выдохе усиление и ослабление звука (упражнение «гудок» - гудок приближается и удаляется): М-М-М.
- Ребёнок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.
- Ребёнок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти (шести, семи).
- Ребёнок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.
- Ребёнок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струёй.
- Ребёнок делает медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.
- Ребёнок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.
- Ребёнок делает вдох носом, выдох ртом.
- Ребёнок надувает шарики «или пускает мыльные пузыри».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия....
Развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия». К.С. Станиславский ...