Психическое развитие ребенка в раннем возрасте и дошкольном возрасте
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Раннее детство как возрастной период является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предмет деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_razivtie_.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический подход к решению проблемы о психическом развитии ребенка в раннем возрасте и дошкольном возрасте……………….5
1.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем и дошкольном детстве………………………………………………………………………….…5
1.2. Ведущая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве……………………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное исследование психического развития детей раннего и дошкольного возраста………………………………………..16
2.1. Диагностика психического развития ребенка раннего возраста…………………………………………………………………………16
2.2. Диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21
2.3. Рекомендации по психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста…………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Раннее детство как возрастной период является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предмет деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия складывается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Цель данной работы - охарактеризовать психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве.
Объект исследования – дети раннего и дошкольного возраста.
Предмет исследования – психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- охарактеризовать социальную ситуацию развития в раннем и дошкольном детстве;
- рассмотреть становление ведущей деятельности в раннем и дошкольном детстве;
- дать характеристику особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве;
- провести диагностическое обследование на выявление
Глава 1. Теоретический подход к решению проблемы о психическом развитии ребенка в раннем возрасте и дошкольном возрасте
1.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем и дошкольном детстве
В периоде раннего детства осуществляется переход от естественного к социальному типу развития. Еще в конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, ребенок становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого - ситуация «Мы», как назвал ее Л. С. Выготский. А в раннем детстве наступает уже следующий этап - психологическое отделение от матери - наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания [2, с. 56].
В конце первого года ребенок становится на ноги. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающуюся социальную ситуацию развития, характерную для раннего возраста, И. В. Шаповаленко обозначает формулой: «ребенок - предмет - взрослый» [13, с. 92].
Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и представляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Общение со сверстниками - это особая сфера социальной жизни ребенка, имеющая и сходство с его общением со взрослыми, и свои отличия. Оно складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами, ведь законы общения едины для всех людей независимо от их возраста.
Потребность в общении со сверстниками появляется у ребенка с полутора лет. И. Г. Малкина-Пых пишет, что взаимодействие детей этого возраста уже является общением, на основе того, что они проявляют к сверстнику внимание и интерес; эмоциональное отношение; стремление привлечь внимание; чувствительность к его поступкам [7, с. 34].
Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил М. И. Лисиной выделить четыре основные категории:
-отношение к сверстнику как к «интересному объекту»;
- действия со сверстником как с игрушкой;
- наблюдение за детьми и подражание им;
- эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом [6, с. 87].
В 1-1,5 года для детей в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий. После полутора лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Ближе к трем годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником: дети все чаще обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий.
Новый этап развития общения ребёнка со сверстниками начинается с момента его поступления в дошкольное учреждение. Здесь он становится членом своеобразного «детского общества», внутри которого царят особые законы межличностного взаимодействия: здесь возникают новые условия развития личности ребёнка, связанные с появлением у него новых социальных ролей. В семье ребёнок - сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, в дошкольном же учреждении он впервые сталкивается с правами и обязанностями, которые вытекают из новых ролей - равноправного товарища по группе, вынужденного, как и все (это бывает особенно трудно для ребёнка, избалованного поклонением домашних), выполнять общие для всех правила распорядка, считаться с интересами других детей, выполнять распоряжения чужого человека - воспитателя. Всё это и порождает проблему адаптации, постепенного приспособления ребёнка к новой жизни, в процессе которого перестраивается не только режим дня, но и вся система ценностей маленького человека. Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками, какое место займёт он в детском обществе, имеет особенно важное значение для психического развития ребёнка.
В группе одни дети всегда окружены другими детьми, которые охотно принимают их в игру, делятся с ними игрушками, посвящают в свои тайны; другие же не пользуются таким расположением сверстников, а порой вообще оказываются в своеобразной психологической изоляции. Ясно, что положение ребёнка в группе не может пройти бесследно для развития его характера. При этом опасной могут оказаться обе крайности. Так, у ребёнка, который находится «на виду», всегда командует, захватывает в игре главные роли, могут возникнуть такие черты, как тщеславие, зазнайство, пренебрежительное отношение к людям, стремление всегда занимать привилегированное положение. Состояние же своеобразной психологической изоляции приводит, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, либо к необщительности, робости, излишней застенчивости, либо к грубости, упрямству или даже агрессивности [13, с. 78].
Взаимоотношения в детском коллективе складываются в отсутствие родителей, но это не значит, что они ничем не могут помочь своему малышу. Прежде всего они должны знать реальное положение своего ребёнка среди других детей: с кем он дружит, как происходит его общение со сверстниками - командует он ими или только подчиняется, какие роли достаются ему в играх, не обижает ли он других и не терпит ли обиды и т. д. Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.
1.2. Ведущая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста
Термин "ведущая деятельность" был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности [5, с. 37].
Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка: перестраиваются психические процессы; развиваются новые психологические особенности; формируются другие виды деятельности [19, с. 58].
Ранний возраст – с I до 3 лет; ведущим видом деятельности является предметная. Основные достижения раннего возраста – прямохождение (позволяет реализовать в активных движениях потребность во впечатлениях); предметная деятельность и овладение речью. Предметная деятельность как ведущий вид деятельность заложилась еще в младенчестве в процессе манипулирования с предметами.
Предметная деятельность – это деятельность по назначению предмета. Овладение предметной деятельностью выступает как присвоение форм человеческой деятельности. В овладении предметной деятельностью выделяют 3 этапа:
1. Действие без учета назначения предмета, манипулирование;
2. Собственно-предметное действие только по назначение предмета;
3. Любые предметные действия с точным знанием назначения предмета (ложка как молоток).
Овладение предметной деятельностью свидетельствует о развитии мышления, способности отделить действия от конкретного предмета, возникновении знаковой функции сознания – использование предметов – заместителей [11, с. 71].
Два вида предметных действий:
1) орудийные действия – воздействие одного предмета на другой с целью получения общего результата (насыпать песок лопаткой, молоток, ложка, чашка, карандаш ….). Вначале орудие выступает продолжением руки ребенка, затем выделяется.
2) соотносящие действия – действия по установлению соответствия между предметами или их частями по определенным признакам (пирамидка, матрешка, вкладыши); вначале осваивают методом проб и ошибок, затем переходят к зрительному восприятию (посмотрит и выберет правильно). Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения.
Развитие речи с 1,5 – до 3 лет сензитивный (наиболее благоприятный) период для ее развития. Развитие речи происходит в предметной деятельности и общении со взрослыми. Направления в развитии речи:
1) развитие понимания речи (пассивный словарь);
2) развитие активного словаря; автономная речь – своеобразная речь конкретного ребенка, понятная близким людям;
3) овладение звуковой структурной речью;
4) овладение функцией общения - вопросы, слушание.
Прямохождение, предметная деятельность, речь способствуют изменению отношения ребенка к окружающему миру, выделению себя из этого мира (имя, физическое тело, действия с предметами и отделение себя от предмета, желания, потребности):
– возникновению самосознания – осознание себя, начинает говорить о себе – Я;
- проявляет самостоятельность (сам).
Это свидетельствует об активном формировании личности ребенка; кризис 3 лет . Стремление к самостоятельности и ее ограничение со стороны взрослых способствует проявлению капризов, упрямства [15, с. 22].
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, чаще всего - это сюжетно ролевая игра. Дошкольным детством является период с 3-6 лет.
К необходимости перестройки отношения ребенка и взрослого в дошкольном возрасте приводит следующие изменения в психическом развитии:
-тенденция к самостоятельности, за которых лежит отделение себя и своих действий от другого человека.
-изменение содержания действительности
-в сознании ребенка происходит изменения, которые приводят к несовпадению их личных желаний с желаниями взрослых
Новообразованием дошкольного возраста являются следующие изменения в психическом развитии ребенка:
1.Изменение мышления, выражающиеся в формировании плана общих представлений, установлении связей между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формирование обобщений).
2.Разрешение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых, т.е. общение принимает надситуативный характер.
3.Перестройка интересов и потребностей: дети начинают определяться со смыслом, который для детей несет определенная ситуация.
4.Формируются новые типы деятельности с особым отношением мысли и действия, появляются творческие виды деятельности (ИЗО, лепка конструирование).
5.Возникают внутренние этические и эстетические потребности; общие представления о природе, временах года [2, с. 61].
Все перечисленные новообразования не являются ведущими, т.к. дошкольное детство - период первоначального складывания личностных механизмов поведения.
В этом возрасте происходит формирование идеальных мотивов и их иерархия.
Данные изменения обеспечивают развитие произвольных психических процессов и к концу дошкольного возраста произвольность становиться основным новообразованием.
1.3. Особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве
Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи [2, с. 61].
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только и благоприятных условиях - в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны, поэтому первые обобщения.
В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы.
Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие, действие и объект действия, или действие и место действия. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами [3, с. 38].
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией - тем, что они непосредственно воспринимают.
В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество [16, с. 728].
Важная характеристика восприятия в этом возрасте - его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Это аналог «сенсомоторного интеллекта» Жана Пиаже. Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность: «Мыслить для ребенка раннего возраста - значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия» [13, с. 91].
Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психолога, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность.
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он конструирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи [19, с. 54].
Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать - думать вслух. [9, с. 23]
Ни до, ни после дошкольного детства ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
Глава 2. Экспериментальное исследование психического развития детей раннего и дошкольного возраста
2.1. Диагностика психического развития ребенка раннего возраста
Диагностика развития познавательного уровня.
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Нормативы:
различение от 1,5—2 лет;
выбор по названию — в 2—3 года;
самостоятельность названия — в 2,5—3 года.
Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр "Бабочки и крылья", "Рыбки и хвостики", "Цветочек и лепесточек", "Носки и варежки", "Листочки" и др.
Пример инструкций:
1) "положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек";
2) "покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек";
3) "назови, какого цвета этот цветочек".
• Аналогично предъявляются другие задания.
Методика "Выбор по образцу" (парные картинки)
Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.
Нормативы:
выбор из двух карт инок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Конструктивный праксис (методика "Разрезные картинки")
Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы:
разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;
разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.
Анализ результатов:
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Складывание пирамидки. Складывание матрешки
Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.
Нормативы:
снимают кольца с пирамидки — в 1 год;
собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;
собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Методика "Почтовый ящик" ("Коробочка форм") (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)
Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.
Анализ результатов:
до 3 лет допускается силовая проба;
в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы:
ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.
Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)
Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.
Нормативы:
15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может
вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;
18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая
одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит
игрушку на новом месте;
2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;
2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
Диагностика развития игры.
Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.
Анализ уровня развития игры:
1) неадекватные действия с игрушкой;
2) манипуляция с предметами — до 2 лет;
3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);
4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);
5) сюжетная игра — к 3 годам.
Диагностика развития двигательной сферы.
Общая моторика.
Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:
1 год — самостоятельная ходьба;
1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;
2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;
3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.
Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие)синкенезий.
Тонкие движения пальцев рук
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.
Нормативы:
2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;
2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — "головонога".
Исследование памяти
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.
2.2. Диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста
Для исследования особенностей психического развития можно использовались следующие методики:
- Методика «Рисунок человека» Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация.
- Методика «Лесенка» Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике.
- Тест для определения уровня развития дошкольника Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.
Методика "Рисунок человека" широко используется при подготовке детей к школе. Ребенку дают карандаш и стандартный чистый лист бумаги формата А4, и просят создать рисунок. Просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений нужно сказать: "Ты начни, а дальше легче будет...". Ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
Цель использования методики «Лесенка» - выявление уровня самооценки ребенка. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Тесты для определения уровня развития ребенка позволяют выявить у ребенка уровень развития важнейших познавательных процессов: зрительного и слухового восприятия, различных видов памяти и внимания, образного мышления, психического темпа. Методика исследования уровня развития позволят основательнее познакомиться со структурой и функциями ряда психических процессов, обеспечивающих успешность развития детей, а также понять причины возможных трудностей в процессе обучения ребенка. Ими могут быть недостаточная волевая регуляция внимания и действия, чрезмерная импульсивность познавательной активности, быстрая утомляемость ребенка при интеллектуальных и эмоциональных нагрузках, низкий темп деятельности и многое другое.
2.3. Рекомендации по психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста
Рекомендации для детей раннего возраста:
1. Обеспечивать физическое, психическое и социальное развитие детей раннего возраста (от 1 до 3 лет), их безболезненную адаптацию к меняющимся условиям жизни и успешное вхождение в социальную среду.
2. Наполнения предметно-развивающего пространства должно способствовать сенсорно-познавательному развитию маленьких воспитанников, формированию у них практических навыков жизни и самообслуживания, общения, а также оптимизации детской двигательной активности.
3.Использовать широкий спектр средств образовательного воздействия (различные виды игр, художественная литература, природа, физические упражнения, изобразительное, музыкальное искусство и тому подобное) в процессе ведущей (предметной) и других специфических для раннего возраста видов деятельности.
4.Основной формой организации учебно-познавательной деятельности детей раннего возраста являются игры-занятия физического, сенсорно-познавательного (развитие сенсорики, предметной деятельности, ознакомления с природным и предметным окружением), речевого (развитие речи, ознакомление с художественной литературой), художественно-эстетического (музыкальное, изобразительная деятельность) направления.
5.Ориентировочная продолжительность игр-занятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Так, продолжительность игр- с детьми в возрасте до 1,5 лет не должна превышать 8-10 минут, от 1,5 до 2 лет — 10 минут, от 2 до 3 лет — 15 минут.
Игры-занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить в течение дня. Их тематика по необходимости повторяется, закрепление приобретенных знаний и умений осуществляется в различных видах повседневной жизнедеятельности детей.
6.Особое значение в этот период приобретает изменение стиля общения взрослого с ребенком от ситуативно-личностного, когда доминируют эмоции, используются ласкательные слова, обращения, к ситуативно-деловому, более сдержанному, когда взрослый становится соучастником предметной деятельности ребенка.
Рекомендации для детей дошкольного возраста:
Внимание
1. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
2. Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
3. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
4.Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
6. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.
Память
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Использовать игры и упражнения для развития памяти при организации досуга.
Воображение
Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер - ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.
Мышление. Речь.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
- разминать пальцами пластилин;
- запускать пальцами мелкие волчки;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Из выше изложенного материала мы поняли, что психическое развитие в раннем детстве динамично и многогранно. Появляется много капитальных новообразований, и если они не возникают, то можно судить о том, что у ребенка идет недоразвитие или патология. Самым важным для ребенка этого возраста считается предметная деятельность, которая обязательно должна сопровождаться совместно со взрослыми. Ребенок не может пока самостоятельно придумывать ситуации и действия возможные с предметами.
Поэтому для дальнейшего развития ему необходимо первоначально обыгрывать, те ситуации которые он увидел из социального окружения (например, накормить куклу). Важно ему и вербальное сопровождение для формирования речевого аппарата. Первоначально ребенок произносит первые слова из ситуаций, почерпанных из предметной деятельности.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может быть использован при обучении иностранным языком. Изменения в личностном развитии детей дошкольного возраста приводит к появлению следующих психических новообразований: произвольность поведения, самостоятельность, креативность, самосознание, детская компетентность.
Таким образом, в раннем и дошкольном детстве происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности. Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.:2009. – 340 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. Часть 1 и часть 2. Спб., 2001
- Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. Романенко В.А., Ничипоренко Н.П. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. - 200 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб., 2007. — 224 с.
- Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством. "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис М., Изд-во Моск. ун-та.2011г.
- Детская психология: Методические указания. / Сост. Р. П. Ефимкина. – Новосибирск, 2005. – 100 с.
- Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001.-992 с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2006. – 312 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2002.-464 с.
- Мухина В. С. Детская психология. – М., 2010. – 406 с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2011.- 192 с.
- Пиаже Ж. Инхельдер Б. Психология ребенка. Спб.:Питер, 2003.-160 с.
- Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Обуховой Л.Ф. и Бурменской Г.В.; предисл. Обуховой Л.Ф. - М.: Гардарики, 2001. - 624 с.
- Теория развития : учебник для психол. и пед. вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. — М. , 2001. — 351 с.
- Роберт Кайл Детская психология: Тайны психики ребенка ( серия Психологическая энциклопедия). - СПб.: прайм Еврознак, 2002. 416с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. - М.: Российское психологическое общество, 2009. - 360 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2005. – 349 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)
Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)...
Реферат на тему «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»
Наши дети - это наша старость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,Плохое воспитание - это наше будущее горе,Это наши слезы,Это наша вина перед другими людьми.А.С. Макаренко...
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...
Особенности психического и физического развития ребенка в раннем возрасте
Возрастные особенности психического развития детей. Ежемесячная прибавка в весе ребенка первого года жизни составляет 200—250 г, а в росте — 1 см. Продолжается развитие функций внутренних ...
Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте...
Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...