Особенности психического и физического развития ребенка в раннем возрасте
статья (младшая группа)

Возрастные особенности психического развития детей. Ежемесячная прибавка в весе ребенка первого года жизни составляет 200—250 г, а в росте — 1 см. Продолжается развитие функций внутренних органов, костной, мышечной систем и ЦНС. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3—4 ч, двух лет — 4—5,5 ч.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Его осанка несовершенна. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Но постепенно ходьба совершенствуется. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Шаркающая походка исчезает. В подвижных играх и на музыкальных занятиях они делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Даже в начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у них, кроме основных, развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику и т.д.). В простых подвижных играх и плясках дети учатся координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8—10 человек).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2—3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни (спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке), но к концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Эти сведения дают основание считать, что на втором году жизни из отдельных действий складываются элементы, составляющие основу деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная, с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игры (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к новому. Постепенно, особенно на третьем году, это можно преодолеть.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6—10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать их восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, хотя вначале на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентируется на случайные, несущественные признаки. Например, словом «кх» он обозначает и кошку, и меховой воротник.

Постепенно малыш привыкает к тому, что между предметами существуют различные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом.

— Куда ходили?

— Гулять.

— Кого видели?

— Собачку.

— Кого кормили зернышками?

— Птичку.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20—30 словам. После 1 года 8—10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь уже из 200—300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?», что означает «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но все же могут спросить: «Где платок? Баба куда пошла? Это что?»

Развитие познавательных эмоций. На протяжении второго и третьего годов жизни происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Если в первый год он получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, которые делали все необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций. Он жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен, эмоционально уравновешен, при этом понят, принят, любим взрослым. У него начинается новый этап в освоении окружающего мира: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.

Проследим эту линию развития на протяжении второго и третьего годов жизни ребенка.

От года до 1 года 6 месяцев формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, имеющих определенную длительность и завершающий результат (положительный или отрицательный). Для развития эмоциональной сферы ребенку необходимо овладеть такими важнейшими навыками, как речь и ходьба. От 1 года 6 месяцев до 2 лет эмоциональная жизнь детей еще более обогащается в результате дальнейшего усвоения названных навыков, которые позволяют ребенку становиться относительно самостоятельным в познании ближайшего пространства. Формирование эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем мире, развитием речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.

В конце второго года жизни у детей наблюдаются яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике, движениях, оттенках голоса и других явлениях. Важным условием для развития эмоциональной сферы остается общение с близкими, которое отныне носит характер сотрудничества. Благодаря способности подражать малыш учится эмоционально, адекватно реагировать на явления и события своей жизни.

Сенсорное развитие. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие 26 сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

Доминирует в сенсорном развитии восприятие предметов. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями — хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением их в пространстве. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. Но в начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «кисой» и т.п.).

В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие в значительной мере осуществляется в процессе хватания предметов и манипулирования ими, наиболее интенсивно формируется восприятие их величины и формы. Многократные сопоставления положения руки и величины и формы предметов при их схватывании, удерживании и манипулировании ими позволяют ребенку все более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия.

Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие для ребенка наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с ним. Лишь к полутора годам или чуть позже детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Их выбор может осуществляться из предметов двух цветов (красный — желтый, оранжевый — зеленый, желтый — синий, белый — фиолетовый, желтый — черный).

Группировка предметов по величине, форме и соотнесение их по этим признакам доступны детям второго года жизни вначале при выборе одного из двух, а с 1 года 8 (9) месяцев— из четырех.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития к этому времени уже таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать их по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Ребенок ориентируется в форме предметов, если в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Предметы круглой формы — это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной — крыша; овальной — огурец, яйцо; прямоугольной — кирпич; квадратной — кубик и т.п. При этом характерно выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Наиболее типичны для ребенка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Он получает практический результат благодаря многократному сравнению величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребенка со сборно-разборными игрушками — пирамидками, матрешками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ему достигать практических результатов и в быту (берет свою чашку, обувь и т.д.).

Первоначально сравнение приблизительно: ребенок примеривается, пробует и через ошибки, и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года 9 месяцев — 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно большое значение имеет развитие фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движения руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Однако есть такие показатели психического развития, которые видны каждому внимательному взрослому. Именно на них обращаем ваше внимание. Появление целеполагания, которому мы придаем такое большое значение, в данном возрасте проявляется в том, что ребенок к концу второго года умеет самостоятельно занять себя осмысленной деятельностью в течение 10—20 минут (рисует, играет, строит, рассматривает книжку и т.п.).

К концу года ребенок должен быть также достаточно самостоятельным в быту, хотеть и уметь есть, одеваться, умываться и т.д. без посторонней помощи. Он должен гордиться тем, что умеет это делать, а взрослым следует поддерживать в нем эту гордость.

Чрезвычайно желательно также, чтобы ребенок с готовностью откликался на предложение почитать ему, рассказать сказку или какую-нибудь историю и сам просил об этом.

Основные психические процессы. Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно исследуют их, подвергая разнообразным манипуляциям. Они не только изучают сами предметы, но и стремятся овладеть действиями, которые совершают с данными предметами взрослые.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Появляется способность представить себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и события. Благодаря таким мысленным представлениям ребенок учится переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в предметно-манипулятивной игре. Но все же у детей этого возраста сохраняется чрезмерная привязанность к той конкретной ситуации, в которой они находятся и действуют.

Внимание детей третьего года жизни очень своеобразно. Они не понимают, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направить и удержать свое внимание на определенном объекте, их внимание непроизвольно: его устойчивость зависит от интереса к объекту. На увлекательном предмете или деле даже малыши могут сосредотачиваться до получаса. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его на что- либо путем словесного указания («Посмотри!» или «Послушай!») очень трудно. Переключить внимание на другой предмет с помощью слов можно только после многократного повторения, поэтому детям так сложно немедленно выполнить просьбы принести что-либо, убрать игрушки и т.п.

Объем их внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш — всего один.

Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся раньше вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети запомнить пока не могут. В то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось. Такая информация остается в их памяти как бы сама собой.

Личностные характеристики детей раннего возраста. К базисным характеристикам личности относится компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

Компетентность проявляется в интересе к другому человеку, когда ребенок испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимику, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность. Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающимся миром: задает вопросы; использует по назначению бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в проектной деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение.

Эмоциональность проявляется в стремлении реализовать потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. При этом ребенок ярко выражает свои чувства: радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие.

Инициативность проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в общении (обращение к взрослому, вопросы, просьбы), в практической предметной деятельности (экспериментирование с предметами). Это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).

Самостоятельность — фундаментальная характеристика ребенка (я сам, я могу) — проявляется в его активном желании быть как взрослые. Важно всячески поддерживать эту инициативу, создавая соответствующие безопасные условия.

Условия создания психологического комфорта. В целях успешного осуществления деятельности в ГКП детей раннего возраста от года до 2 лет необходимо создать благоприятный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального благополучия. В психологическом словаре раскрывается понятие «эмоциональное состояние», которое трактуется следующим образом: особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта или дискомфорта (мне хорошо — мне плохо) как интегральное ощущение благополучия/неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Это понятие соотносимо с понятием «настроение» как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида.

В психолого-педагогической литературе определяются следующие условия эмоционального благополучия дошкольников:

— состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

— особенности взаимодействия со взрослыми (воспитатель, специалисты);

— особенности взаимодействия с детьми группы, которую он посещает;

— эмоциональная обстановка в группе; — обстановка в семье. Эти компоненты взаимосвязаны и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Таким образом, психолого-педагогическое обоснование направлено на раскрытие содержательных аспектов организации жизнедеятельности в ГКП дошкольного учреждения, выполнение обязанностей педагогами и другими специалистами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности психического развития детей. Ежемесячная прибавка в весе ребенка первого года жизни составляет 200—250 г, а в росте — 1 см. Продолжается развитие функций внутренних органов, костной, мышечной систем и ЦНС. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3—4 ч, двух лет — 4—5,5 ч.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Его осанка несовершенна. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Но постепенно ходьба совершенствуется. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Шаркающая походка исчезает. В подвижных играх и на музыкальных занятиях они делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.[4]

Даже в начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у них, кроме основных, развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику и т.д.). В простых подвижных играх и плясках дети учатся координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8—10 человек).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2—3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни (спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке), но к концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Эти сведения дают основание считать, что на втором году жизни из отдельных действий складываются элементы, составляющие основу деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная, с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игры (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).[21]

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к новому. Постепенно, особенно на третьем году, это можно преодолеть.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6—10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать их восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, хотя вначале на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентируется на случайные, несущественные признаки. Например, словом «кх» он обозначает и кошку, и меховой воротник.

Постепенно малыш привыкает к тому, что между предметами существуют различные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом.

— Куда ходили?

— Гулять.

— Кого видели?

— Собачку.

— Кого кормили зернышками?

— Птичку.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20—30 словам. После 1 года 8—10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь уже из 200—300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.[24]

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?», что означает «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но все же могут спросить: «Где платок? Баба куда пошла? Это что?»

Развитие познавательных эмоций. На протяжении второго и третьего годов жизни происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Если в первый год он получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, которые делали все необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций. Он жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен, эмоционально уравновешен, при этом понят, принят, любим взрослым. У него начинается новый этап в освоении окружающего мира: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.

Проследим эту линию развития на протяжении второго и третьего годов жизни ребенка.

От года до 1 года 6 месяцев формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, имеющих определенную длительность и завершающий результат (положительный или отрицательный). Для развития эмоциональной сферы ребенку необходимо овладеть такими важнейшими навыками, как речь и ходьба. От 1 года 6 месяцев до 2 лет эмоциональная жизнь детей еще более обогащается в результате дальнейшего усвоения названных навыков, которые позволяют ребенку становиться относительно самостоятельным в познании ближайшего пространства. Формирование эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем мире, развитием речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.[35]

В конце второго года жизни у детей наблюдаются яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике, движениях, оттенках голоса и других явлениях. Важным условием для развития эмоциональной сферы остается общение с близкими, которое отныне носит характер сотрудничества. Благодаря способности подражать малыш учится эмоционально, адекватно реагировать на явления и события своей жизни.

Сенсорное развитие. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие 26 сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

Доминирует в сенсорном развитии восприятие предметов. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями — хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением их в пространстве. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. Но в начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «кисой» и т.п.).[9]

В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие в значительной мере осуществляется в процессе хватания предметов и манипулирования ими, наиболее интенсивно формируется восприятие их величины и формы. Многократные сопоставления положения руки и величины и формы предметов при их схватывании, удерживании и манипулировании ими позволяют ребенку все более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия.

Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие для ребенка наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с ним. Лишь к полутора годам или чуть позже детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Их выбор может осуществляться из предметов двух цветов (красный — желтый, оранжевый — зеленый, желтый — синий, белый — фиолетовый, желтый — черный).

Группировка предметов по величине, форме и соотнесение их по этим признакам доступны детям второго года жизни вначале при выборе одного из двух, а с 1 года 8 (9) месяцев— из четырех.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития к этому времени уже таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать их по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Ребенок ориентируется в форме предметов, если в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Предметы круглой формы — это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной — крыша; овальной — огурец, яйцо; прямоугольной — кирпич; квадратной — кубик и т.п. При этом характерно выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Наиболее типичны для ребенка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Он получает практический результат благодаря многократному сравнению величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребенка со сборно-разборными игрушками — пирамидками, матрешками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ему достигать практических результатов и в быту (берет свою чашку, обувь и т.д.).[27]

Первоначально сравнение приблизительно: ребенок примеривается, пробует и через ошибки, и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года 9 месяцев — 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно большое значение имеет развитие фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движения руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Однако есть такие показатели психического развития, которые видны каждому внимательному взрослому. Именно на них обращаем ваше внимание. Появление целеполагания, которому мы придаем такое большое значение, в данном возрасте проявляется в том, что ребенок к концу второго года умеет самостоятельно занять себя осмысленной деятельностью в течение 10—20 минут (рисует, играет, строит, рассматривает книжку и т.п.).

К концу года ребенок должен быть также достаточно самостоятельным в быту, хотеть и уметь есть, одеваться, умываться и т.д. без посторонней помощи. Он должен гордиться тем, что умеет это делать, а взрослым следует поддерживать в нем эту гордость.[16]

Чрезвычайно желательно также, чтобы ребенок с готовностью откликался на предложение почитать ему, рассказать сказку или какую-нибудь историю и сам просил об этом.

Основные психические процессы. Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно исследуют их, подвергая разнообразным манипуляциям. Они не только изучают сами предметы, но и стремятся овладеть действиями, которые совершают с данными предметами взрослые.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Появляется способность представить себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и события. Благодаря таким мысленным представлениям ребенок учится переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в предметно-манипулятивной игре. Но все же у детей этого возраста сохраняется чрезмерная привязанность к той конкретной ситуации, в которой они находятся и действуют.

Внимание детей третьего года жизни очень своеобразно. Они не понимают, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направить и удержать свое внимание на определенном объекте, их внимание непроизвольно: его устойчивость зависит от интереса к объекту. На увлекательном предмете или деле даже малыши могут сосредотачиваться до получаса. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его на что- либо путем словесного указания («Посмотри!» или «Послушай!») очень трудно. Переключить внимание на другой предмет с помощью слов можно только после многократного повторения, поэтому детям так сложно немедленно выполнить просьбы принести что-либо, убрать игрушки и т.п.[8]

Объем их внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш — всего один.

Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся раньше вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети запомнить пока не могут. В то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось. Такая информация остается в их памяти как бы сама собой.

Личностные характеристики детей раннего возраста. К базисным характеристикам личности относится компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

Компетентность проявляется в интересе к другому человеку, когда ребенок испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимику, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность. Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающимся миром: задает вопросы; использует по назначению бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в проектной деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение.

Эмоциональность проявляется в стремлении реализовать потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. При этом ребенок ярко выражает свои чувства: радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие.

Инициативность проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в общении (обращение к взрослому, вопросы, просьбы), в практической предметной деятельности (экспериментирование с предметами). Это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).

Самостоятельность — фундаментальная характеристика ребенка (я сам, я могу) — проявляется в его активном желании быть как взрослые. Важно всячески поддерживать эту инициативу, создавая соответствующие безопасные условия.

Условия создания психологического комфорта. В целях успешного осуществления деятельности в ГКП детей раннего возраста от года до 2 лет необходимо создать благоприятный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального благополучия. В психологическом словаре раскрывается понятие «эмоциональное состояние», которое трактуется следующим образом: особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта или дискомфорта (мне хорошо — мне плохо) как интегральное ощущение благополучия/неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Это понятие соотносимо с понятием «настроение» как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида.[18]

В психолого-педагогической литературе определяются следующие условия эмоционального благополучия дошкольников:

— состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

— особенности взаимодействия со взрослыми (воспитатель, специалисты);

— особенности взаимодействия с детьми группы, которую он посещает;

— эмоциональная обстановка в группе; — обстановка в семье. Эти компоненты взаимосвязаны и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Таким образом, психолого-педагогическое обоснование направлено на раскрытие содержательных аспектов организации жизнедеятельности в ГКП дошкольного учреждения, выполнение обязанностей педагогами и другими специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на психическое и физическое развитие ребенка

Статья о значении игры в жизни ребенка....

Физкультура- это залог здоровья к психическому и физическому развитию ребенка

Физкультура с малышами как непосредственная образовательная деятельность проводится три раза в неделю длительностью не больше 8-10 минут по подгруппам. Физкультура с малышами проводится в проветренном...

ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни».

ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни»....

Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до двух лет

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Имен...

Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития р...

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте и дошкольном возрасте

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования фи...