Статья: "Речь на кончиках пальцев, как способ активизации словаря".
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
При произнесении слов задействованы такие анализаторы, как речеслуховой и речедвигательный. И для того, чтобы ребенок научился пользоваться правильной речью, сначала отрабатывается произношение звука в словах. А затем, уже, на материале правильно произносимых слов, мы работаем над лексико-грамматическими категориями, которые являются составной частью нашей с вами связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Речь на кончиках пальцев, как способ активизации словаря».
ФФН- это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствии дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является:
- пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков;
- редко, но нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика;
- отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи;
- несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом.
При произнесении слов задействованы такие анализаторы, как речеслуховой и речедвигательный. И для того, чтобы ребенок научился пользоваться правильной речью, сначала отрабатывается произношение звука в словах. А затем, уже, на материале правильно произносимых слов, мы работаем над лексико-грамматическими категориями, которые являются составной частью нашей с вами связной речи.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые пособия из рубрики «Нескучная логопедия». Они простые, но в образовательном процессе они эффективны, а в познавательном – интересны. А мы знаем, что на познавательном интересе детей строится вся наша работа с детьми.
В слове:
- Шапочки
Цель: Автоматизация изучаемого звука в словах (Р).
Планируемый результат: Уметь правильно произносить слова с заданным звуком.
- Стаканчики (от 2 до 4шт.)
Цель: Автоматизация изучаемого звука в словах (РАдуга-РУль-РЫба)
Планируемый результат: Уметь произносить слова с заданным слогом, соотнося их со стаканчиком.
В словосочетаниях:
- Голубая лупа.
Цель: Автоматизация изучаемого звука в словосочетаниях ( голубой плащ).
Планируемый результат: Уметь согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе.
- Крышки с фасолью
Цель: - Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с числительным «Одна горошина»).
- Автоматизация изучаемого звука в словосочетаниях.
Планируемый результат: - Уметь согласовывать существительные с числительными.
- Уметь правильно произносить изучаемый звук в словах.
- Перчатка с пуговицами
Цель: - Развитие грамматического строя речи (согласование числительного со словосочетанием «Один белый голубь».
- Автоматизация изучаемого звука в словосочетаниях (в словах).
Планируемый результат: - Уметь изменять словоформу.
- Уметь правильно произносить изучаемый звук в словах.
- Точка-кубик-карандаш
Цель: - Развитие грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в роде и числе. «Голубой/ая/ое»).
- Автоматизация изучаемого звука в словах.
- Учить удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию.
Планируемый результат: - Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (гоЛубой вагон-гоЛубая лента-гоЛубое небо).
- Уметь правильно произносить изучаемый звук в словах.
- Уметь удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию.
- Цветные кнопочки
Цель: - Развитие грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в роде и числе ).
- Дифференциация изучаемых звуков в словосочетаниях (Л – Р).
Планируемый результат: - Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Уметь правильно произносить дифференцируемые звуки в словосочетаниях (беЛый кРужок)
В предложениях:
- Котодерево
Цель: - Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в контексте предложения из 4х слов)
- Дифференциация изучаемых звуков в предложении.
Планируемый результат: - Уметь согласовывать прилагательные с существительными
- Уметь составлять предложения из 4х слов.
- Уметь правильно произносить дифференцируемые звуки (Р-Л) в предложениях (Я беРу жеЛтого кота).
- Катаем шары
Цель: - Развитие четкой дикции и интонационной выразительности в стихотворениях.
- Автоматизация изучаемого звука в стихотворениях.
Планируемый результат: Уметь четко произносить изучаемый звук в стихотворениях.
Прочее
- Говорящие кубики (греча/стирка/семечки/манка/горох/бумага)
Цель: - Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Планируемый результат: - Уметь на слух различать неречевые звуки.
- Спирограф
Цель: Автоматизация изолированного звука Р.
Планируемый результат: Уметь произносить долгий, раскатистый звук Рррррр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/13/picture-32661.jpg)
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
"Сказки на кончиках пальцев"
В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1079650-1543867342.jpg)
статья "Речь на кончиках пальцев"
Всем известно, что от развития мелкой моторики зависит развитие речи и общее интеллектуальное развитие ребёнка.На что влияет мелкая моторика? Как развивать мелкую моторику?...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-1244837-1587973301.jpg)
Консультация для воспитателей «Интегрированные формы как способ активизации словаря детей»
Консультация для воспитателей «Интегрированные формы как способ активизации словаря детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...