Развитие фонематического восприятия - залог успешного овладения грамотой
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для педагогов по развитию фонематического восприятия у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие фонематического восприятия - залог успешного овладения грамотой»

                                                                                   Подготовила

                                                                              Учитель-логопед Фролкина А.В.

2023 г.


   Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения может значительно затруднить овладение грамотой по русскому языку, что в дальнейшем приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений, именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

          Овладение произношением фонем предполагает сопряженную деятельность сенсорно- перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования речедвигательного  и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть  звукопроизносительных дефектов. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

           Звукопроизносительные расстройства у детей, имеющих речевые диагнозы дислалия и дизартрия отличаются по степени выраженности и по механизмам.           Звукопроизносительные расстройства у детей, имеющих речевые диагнозы дислалия и дизартрия отличаются по степени выраженности и по механизмам.

           Органическое поражение речедвигательных механизмов ЦНС, имеющих дизартрию, определяет особенности фонетического дефекта, нарушения артикуляторной и тонкой моторики, просодических характеристик речи. Выявленные нарушения речевой моторики у дошкольников,  имеющих дизартрию, определяются ограничением подвижности артикуляторных мышц вследствие нарушения их иннервации, нарушением мышечного тонуса, наличием дискоординационных расстройств и непроизвольных движений. У дошкольников, имеющих дизартрию, в первую очередь отмечались расстройства наиболее сложных дифференцированных движений, что обусловило нарушение сложных по артикуляции звуков ( Р,Л,Ш,Ж,Ц,Ч ). Моторный механизм нарушений звукопроизношения определяет их качественные особенности: упрощение артикуляции звуков ( шипящие звуки заменяют на свистящие, аффрикаты – на составляющие их звуки), искажение звуков по типу бокового и межзубного произнесения, смягчение звуков, в ряде случаев – их отсутствие.

            Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, приводящие к дефектам звукопроизношения, вторично вызывают нарушения фонематического восприятия у детей. Нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, неточный слуховой образ звука не дают возможности для слухового контроля и восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения. Имеющиеся у дошкольников недоразвитие аналитико – синтетической деятельности определяет нарушения этих процессов в сфере речеслухового и речедвигательного анализаторов, тем самым значительно осложняя картину звукопроизносительного расстройства.

            У дошкольников с дислалией, в отличие от детей с дизартрией, механизмы звукопроизносительного расстройства не определяются органическим нарушением центральной нервной системы, Патологический механизм складывается в результате слабости основных нейродинамических процессов обусловливающих нарушения в речеслуховом и речедвигательном анализаторах и ведущих к нечеткости слуховых  и речедвигательных дифференцировок.  Грубых  органических нарушений в периферическом отделе артикуляторного аппарата, препятствующих формированию полноценной артикуляции соответствующих звуков, у дошкольников с дислалией не наблюдалось.  Нарушения нейродинамики обусловливают моторную и сенсорную недостаточность в структуре речевого дефекта.           Моторная недостаточность в структуре речевого дефекта у дошкольников с дислалией определила выявленные нарушения произношения: искажения трудных по артикуляции звуков по типу губно-зубного и призубного произнесения, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями; отсутствия и замены звуков на артикуляторно  более простые ( Ц на Т и С, ш на С и.т.д ), вследствие недостаточности артикуляторной базы, смешения звуков на основе близости их артикуляторных характеристик ( С-Ш, З-Ж, Л-Л, Л-Р и,т,д.) , что обусловлено нарушением отбора фонем по их артикуляционным признакам.

         Сенсорная недостаточность у дошкольников с дислалией определяется смешением и заменой звуков по их акустическим характеристикам  ( С –Ц,  Ж - Ш,  З - С , Ш -  С).

          В основе нарушения лежит несформированность фонематического слуха. Смешения и замены звуков у дошкольников, имеющих дислалию, определяется недостаточностью как слуховой, так и артикуляционной дифференциации звуков, что обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов у детей.

       Отсутствием органических нарушений центрального характера у дошкольников с дислалией определяется меньшая выраженность нарушений просодической стороны речи. Незначительные расстройства.

         Таким образом, у детей дошкольного возраста многоаспектность механизмов и разнообразие структуры фонетического дефекта характеризуется неоднозначным  

                  Недостаточная сформированность психофизиологических предпосылок развития фонетической сторон речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонетических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия: развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения; формирование правильного речевого дыхания, формирование кинетической основы двигательного акта.

         Учет специфики познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников, характер проявления на этой основе нарушений фонетической стороны речи вызывает необходимость расширения подготовительного этапа работы с включением направлений по формированию ряда сенсорных функций. В связи с этим в процессе специально организованных игровых упражнений осуществляется коррекционное воздействие, направленное на развитие:

  • -  слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
  • -   слухо- двигательного, слухо – зрительного, зрительно-двигательного взаимодействия;
  • -   мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и др.

         Логопедическую работу поразвитию у детей способности дифференцировать   фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем;
  • развитие навыков звукового анализа.

Фонетический анализ слова – это установление последовательности звуков с их качественными особенностями.  Полный фонетический анализ слова включает:

  • определение количества слогов;
  • ударного и безударного слога. состава звуков в слове:

-     гласные и согласные;

-     гласные ( ударные и безударные );

-     согласные ( твердые и мягкие, звонкие и глухие);

Для такого вида работы используются  карточки – перфокарты, которые состоят из 3 частей:

- задание;

- картинка;

- окошечко.

Используя карточки – перфокарты, воспитатели и логопеды решают сразу несколько задач:

- обеспечение активного включения родителей в образовательный процесс;

- индивидуализацию учебного процесса;

- закрепление навыков по звукослоговому анализу слов;

- обогащение словаря детей;

- развитие связной речи.

      Для более успешного формирования у дошкольников ориентировки в звуковой смстеме языка используется занимательный наглядный материал, позволяющий воспринимать  информацию зрительно. Детям предлагается дать характеристику звуков изучаемого звука, отбирая необходимые символы:

- девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем – твердый согласный, в зеленом – мягкий согласный. Молоточек – твердый согласный, перышко – мягкий. Ушко – глухой, колокольчик – звонкий. Пособие « Паровоз» так же используется с целью определения позиции звуков в слове. При знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука ( звук  А обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, зв. У – с маленьким круглым ртом, звук И – губы растянуты в улыбке и. т.д.

       Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения:

«Шумящие коробочки», « Слушай, пробуй как звучит». «Чудо-звуки»,  Отработка ритмических структур,  Громко-тихо и т.д.

       Динамическое восприятие учебного материала – один из принципов в организации коррекционно-развивающего обучения. В занятия включаются задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами. Для реализации этого принципа используется такой метод, как включение заданий со сменой доминантного анализатора ( поочередная опора на слух, зрение, говорение, моторику.)

       Словесный язык, или вербальная система коммуникации, - основное средство общения в человеческом обществе. Столь же древне и важно общение людей с помощью невербальных средств – жестов. В настоящее время большое значение жестам отводится .в коррекционной работе. В занятиях по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, где работа органов слуха и зрения важна, особое место уделяется работе двигательного анализатора ( руки ). Развивать мелкую моторику руки и пальцев рук можно, не только работая с раздаточным материалом, или в тетради, но и используя разнообразные жесты. Жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребенка, но как вспомогательное средство имеют большое значение. « Жесты в работе логопеда»  см. ж. «Логопед» № 1 -2010 с.48.

     Как средство развития фонематического восприятия у детей используется моделирование интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического анализа и синтеза.

      Значительное количество речевых нарушений, так или иначе связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка, что делает невозможным их правильное произнесение, не дает возможности овладевать в нужной степени словарным запасом, и  грамматическим строем, а следовательно тормозит развитие связной речи в целом, отсюда видно какое огромное значение имеет работа по этому разделу.

                                     ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА:

    Г.Г. Голубева  «  Коррекция   нарушений  фонетической стороны речи»

С.- Петербург ;  Издательство  « Союз»  2000

Журнал « Логопед»  № 1  - 2009 с.  24

Журнал  « Логопед   № 2  - 2009 с.  87, с. 65

Журнал  « Логопед» № 1  - 2010 с

Журнал  « Логопед» № 1  - 2008 с.  79

Журнал  « Логопед» № 3  - 2008 с.  46

Журнал  « Логопед»№  6  - 2008 с.   32

Журнал  « Логопед»№  7  - 2009 с.   52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: «Звук и буква С».Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой С.Задачи:Уточнить произношение звука [С] изолированного, в слогах, словах, предложениях.Формирован...

Развитие фонематического восприятия как средство овладения грамотой

Данная статья содержит в себе рекомендации по развитию фонематического восприятия, для воспитателей и родителей. ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»

С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...

Консультация-практикум для родителей: «Игры со звуками - залог успешного овладения грамотой»

Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать....

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки Ф и Фь".

Конспект подходит для работы как в группе компенсирующего вида, так и для подгруппового занятия с детьми в комбинированных группах....