Презентация "Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР"
презентация по логопедии
Актуальность темы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза является одной из сложнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО.
Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически и планомерно как в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, так и в массовых группах дошкольных образовательных организаций. Задания для развития фонематических процессов необходимо включать в каждое занятие по речевому развитию дошкольников.
Педагоги должны обладать определенным методическим багажом для того, чтобы проводить работу по формированию фонематических процессов правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.
Развитие фонематического слуха в онтогенезе Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития : 1 этап - дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков 2 этап - начальная стадия дифференциации фонем 3 этап – завершающая стадия дифференциации фонем 4 этап - появляется готовность к элементарному звуковому анализу 5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа
Различение оппозиционных звуков детьми гласные и согласные звук [а]- далее происходит дифференциация «внутри» гласных [ и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных начинает различать высокочастотные гласные [и-э ] низкочастотные звуки [у-о]; труднее воспринимается звук [ы ] сонорных - шумных; твердых - мягких; взрывных - фрикативных; глухих - звонких; свистящих - шипящих
Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы: 1 . Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. 3. Различение слов близких по звуковому составу. 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа . Источник:[Т.Б . Филичева и Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду»]
Диагностика сформированности фонематического слуха у детей с ТНР Перед обследованием важно !!! убедиться в нормальном состоянии физического слуха ребенка. большинство тестовых заданий необходимо проводить, исключая возможность ребенка считывать артикуляцию учителя-логопеда, при исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание
Этапы диагностики сформированности фонематического слуха у детей с ТНР 1. Узнавание неречевых звуков 2. Различение высоты, силы, тембра голоса 3. Различение слов близких по звуковому составу 4. Дифференциация слогов 5. Дифференциация фонем 6. Навыки элементарного звукового анализа.
Факторы, осложняющие развитие фонематического слуха Аденоидные разрастания (2-3 степени ) Вторичный характер нарушения фонематического слуха зависит от степени выраженности дизартрии Моторная недостаточность – наличие симптоматики в артикуляционном аппарате ( гипертонус , гипотонус , девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.)
Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ТНР Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом Трудности начинаются уже при дифференциации неречевых звуков Знакомые звуки, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или мало знакомые Ошибки при передаче ритмического рисунка проб (из-за неустойчивого слухового внимания и моторной неловкости) Задания, выполненные с ошибками, детьми не замечаются и самостоятельно не исправляются При дифференциации слогов с оппозиционными согласными дети оказываются несостоятельными Основные трудности выявляются только при воспроизведении цепочки слогов. Типичные нарушения выражаются в уподоблении второго слога первому, в перестановках слогов в цепочке слогов. Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.
1. Узнавание неречевых звуков Цель: формирование умения узнавать неречевые звуки « Что шуршит?» «Что звучит?» «Что гремит?» «Тихо-громко» «Отгадай игрушку».
2. Формирование у детей способности различать высоту, силу, тембр голоса Цель: формирование умения различать высоту, силу, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз «Кто позвал?» «Кто кричит «АУ» «Подними картинку» (взрослый-детёныш) «Два котенка» «Три медведя» (сказка)
3. Формирование способности различать слова близкие по звуковому составу Цель: формирование у детей навыков различать слова близкие по звуковому составу «Слушай-хлопай» (искаженное слово) «Покажи на картинке» (почка-бочка, пашня-башня, подушка- кадушка) (дифференциация звонких/глухих, твердых/мягких) «Одинаковые слова или разные» «Построй дорожку»
4. Дифференциация слогов Цель: формировать способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость/глухость, твердость/мягкость, свистящие/шипящие и т.д «Подними руку» «Подними флажок, когда услышишь новый слог» (на-на-на-па, ка-га-ка-ка) «Послушай слоги скажи какой лишний», «Хлопни/топни» (называние одинаковых слогов – хлопни, разные слоги- топни па-да, па-па) «Повтори дорожку» (да-та-да) «Звуковая мозаика»
5. Дифференциация фонем Цели: 1. Формиование навыков дифференциации фонем. 2. Формирование звукового анализа. «Покажи картинку» (У- поезд, А-ребенок, Т-молоток, В-ветер) «Слушай и хлопай» (Хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ) на гласный звук, например, А среди других гласных и т.д. То же самое среди согласных, например, звук М «Слушай и повторяй» АИУ, ИАО, УАО, Данное задание позволяет оценить, как серийную организацию речевых движений и особенности фонематического слуха «Подними руку, если слышишь звук»
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа Цель: Формирование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа «Положи столько кружков (палочек, звездочек и т.д.) , сколько звуков я произнесла»: а,ау,иоу «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к». «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....
Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.
Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...
Практикум для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-5 лет"
Родители упражняются в играх , направленных на развитие фонематических навыков у детей....